Можно ли мусульманке работать в салоне красоты?
Можно ли мусульманке работать в салоне красоты?
6 лет назад 15972

Разрешено ли женщине-мусульманке работать в салоне красоты, где она будет оказывать услуги как мусульманкам, так и немусульманским женщинам – производить такие процедуры как удаление волос, макияж, эпиляция воском и т. д.? Будет ли ее доход дозволенным, даже если она знает, что ее клиентки желают украсить себя для посторонних мужчин?

Услуги и процедуры, предлагаемые в салоне красоты/красоты можно разделить на две категории:

1) Запрещенные в Исламе косметические процедуры, такие как: чрезмерное укорачивание волос женщинам так, что они становятся похожими на мужчин; выщипывание бровей, эпиляция волос с интимных мест, которые не дозволяется раскрывать даже перед другими женщинами; пирсинг и татуировки и т.д.

Совершение такого вида услуг не допускается, так как они представляют собой оказание помощи другим в грехе (и’ана аля ‘аль-ма’сия), что запрещено в Коране. Заработная плата в этом случае также будет незаконной (харам).

2) Дозволенные косметические процедуры, такие как: удаление волос с лица (кроме бровей и ресниц) или тех частей тела, которые разрешается раскрывать перед другими женщинами; макияж, окрашивание волос; окрашивание волос и других частей тела хной и других дозволенных форм украшения себя для женщин.

Шариатское решение относительно такого рода услуг имеет три варианта:

а) Если косметолог уверена или близка к уверенности, что клиентка будет использовать ее услуги дозволенным образом; например, открывать свои окрашенные волосы в присутствии других женщин или мужа, то это вполне допустимо предложить такие услуги клиенту. Более того, если ее (работницы салона красоты) намерение состоит в том, чтобы украсить женщину для ее мужа и тем самым укрепить ее брак, за это ей будет вознаграждение инша Аллах.

б) Если косметолог не знает, как клиентка будет использовать ее услуги, в таком случае также разрешается предлагать такие услуги (без нежелательности), и заработная плата будет считаться заработанной законны.

в) Если косметолог уверена или близка к уверенности, что клиентка будет использовать ее услуги недозволенным образом; например, откроет свои волосы перед немахрам мужчинами, как только выйдет за пределы салона, и в этом случае — разрешается предлагать такие услуги клиенту. Грех использования услуг косметолога незаконным образом будет на клиенте.

Эта проблема восходит к правовому решению о косвенной помощи другим в греховных поступках. В Коране четко запрещено совершать действия, которые могут помочь кому-то в грехе. Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5, 2).

Однако, помощь другим в грехе может распространяться на различные варианты работ и действий, не все из которых будут считаться запретными. В ханафитском мазхабе есть примеры действий, которые, как, казалось бы, являются примерами помощи в грехе – к примеру, помощь в строительстве церкви, предоставление в аренду верхового животного/ автомобиля для перевозки спиртного, сдача в аренду помещения для проведения богослужений других религий, однако по мнению имама Абу Ханифы, эти действия и доход с них считаются дозволенными. Он считает, что ответственность за грех будет нести лишь тот, кто непосредственно участвует в совершении самого греховного действия (См. Радд аль-Мухтар, 6/392 и аль-Хидая с Фатх аль-Кадира, 10/59).

Основываясь на этом решении, работа в салоне красоты будет халяль, хотя даже работница знает, что клиентка будет использовать ее услуги запретным образом – это будет дозволено до тех пор, пока сама работница не будет иметь намерения на помощь во грехе. Так что доход от такой работы будет дозволенным, а ответственность за грех будет нести лишь та женщина, которая украшает себя для посторонних мужчин.

Надо сказать, что другие ученые и факихи заняли более жесткую позицию и считают такого рода услуги сильно нежелательными (макрух тахрими) – когда косметолог знает, что ее клиентка будет использовать ее услуги для совершения греха. Таким образом, лучше всего для мусульманка избегать работы в подобных салонах красоты и искать альтернативные способы дохода. Однако, если есть необходимость, то это будет приемлемо оказывать такие услуги, инша Аллах. А Аллах знает лучше.

في الدر المختار: (وَ) جَازَ تَعْمِيرُ كَنِيسَةٍ وَ (حَمْلُ خَمْرِ ذِمِّيٍّ) بِنَفْسِهِ أَوْ دَابَّتِهِ (بِأَجْرٍ) (الدر المختار: 391-6)
وفي رد المحتار: قَالَ الزَّيْلَعِيُّ: وَهَذَا عِنْدَهُ وَقَالَا هُوَ مَكْرُوهٌ لِأَنَّهُ عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ لَعَنَ فِي الْخَمْرِ عَشَرَةً وَعَدَّ مِنْهَا حَامِلَهَ، وَلَهُ أَنَّ الْإِجَارَةَ عَلَى الْحَمْلِ وَهُوَ لَيْسَ بِمَعْصِيَةٍ، وَلَا سَبَبَ لَهَا وَإِنَّمَا تَحْصُلُ الْمَعْصِيَةُ بِفِعْلِ فَاعِلٍ مُخْتَارٍ، وَلَيْسَ الشُّرْبُ مِنْ ضَرُورَاتِ الْحَمْلِ، لِأَنَّ حَمْلَهَا قَدْ يَكُونُ لِلْإِرَاقَةِ أَوْ لِلتَّخْلِيلِ، فَصَارَ كَمَا إذَا اسْتَأْجَرَهُ لِعَصْرِ الْعِنَبِ أَوْ قَطْعِهِ وَالْحَدِيثُ مَحْمُولٌ عَلَى الْحَمْلِ الْمَقْرُونِ بِقَصْدِ الْمَعْصِيَةِ..وعلى هذا الخلاف لو آجره دابته لينقل عليها الخمر أو آجره نفسه ليرعى له الخنازير يطيب له الأجر عنده وعندهما يكره
(رد المحتار:392-6)
(وَمَنْ أَجَّرَ بَيْتًا لِيُتَّخَذَ فِيهِ بَيْتُ نَارٍ أَوْ كَنِيسَةٌ أَوْ بِيعَةٌ أَوْ يُبَاعُ فِيهِ الْخَمْرُ بِالسَّوَادِ فَلَا بَأْسَ بِهِ) وَهَذَا عِنْدَ أَبِي حَنِيفَةَ، وَقَالَا: لَا يَنْبَغِي أَنْ يُكْرِيَهُ لِشَيْءٍ مِنْ ذَلِكَ؛ لِأَنَّهُ إعَانَةٌ عَلَى الْمَعْصِيَةِ. وَلَهُ أَنَّ الْإِجَارَةَ تَرِدُ عَلَى مَنْفَعَةِ الْبَيْتِ، وَلِهَذَا تَجِبُ الْأُجْرَةُ بِمُجَرَّدِ التَّسْلِيمِ، وَلَا مَعْصِيَةَ فِيهِ، وَإِنَّمَا الْمَعْصِيَةُ بِفِعْلِ الْمُسْتَأْجِرِ، وَهُوَ مُخْتَارٌ فِيهِ فَقَطَعَ نِسْبَتَهُ عَنْهُ (الهداية مع فتح القدير:59-10)

Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Каусари. 
Лейстер, Великобритания

Источник: annisa-today.ru