Япония разрешит иностранцам оказывать услуги по уходу на дому
|
Министерство социального обеспечения Японии предложило экспертной комиссии план условного разрешения иностранцам работать на дому по уходу за пожилыми людьми.
Согласно плану, направленному на расширение сферы деятельности, доступной для такого персонала, и смягчение проблемы нехватки рабочей силы в этом секторе, отделения по уходу за больными, которые нанимают таких иностранных сотрудников, будут обязаны предоставить им необходимые программы обучения.
В настоящее время в стране разрешено работать в учреждениях по уходу за больными иностранным стажерам-техникам и иностранным работникам с так называемыми специальными навыками. Однако им запрещено работать в службах помощи на дому, оказывая индивидуальную помощь пользователям, из-за опасений по поводу их навыков общения на японском языке.
Министерство завершит разработку плана на одном из следующих заседаний комиссии, надеясь снять запрет уже в 2024 финансовом году, который начнется в апреле.
По данным министерства, нехватка персонала особенно остро ощущается среди тех, кто оказывает услуги по уходу на дому: в 2022 финансовом году соотношение числа вакансий и соискателей составило 15,53. Кроме того, население, работающее на дому, стареет.
[Авторское право The Jiji Press, Ltd.]
Число иностранных рабочих в Японии впервые превысило 2 миллиона, оно растёт из-за нехватки рабочей силы'
Число иностранных рабочих, работающих в Японии, впервые превысило 2 миллиона человек. Оно продолжает расти из-за нехватки внутренней рабочей силы.
Согласно результатам опроса, опубликованным Министерством здравоохранения, труда и социального обеспечения по состоянию на октябрь 2023 года, количество иностранных рабочих в Японии стало самым высоким за всю историю и составило 2 048 675 человек, что на 225 950 больше, чем в предыдущем году. Впервые их число превысило 2 миллиона. Считается, что за этим стоит внутренний дефицит рабочей силы.
Темп роста в годовом исчислении составил 12,4%, что на 6,9 процентных пункта больше, чем 5,5% в 2022 году. По визовому статусу наибольшее количество среди них составляют профессиональные и технические работники с передовыми знаниями и навыками в таких областях, как образование и исследования, медицина, право и менеджмент, оно увеличилось на 24,2% по сравнению с предыдущим годом и составило 595 904 человека. Далее начала увеличиваться подготовка технических стажёров, сократившаяся из-за пандемии коронавируса, увеличившись на 20,2% до 412 501 человека. С другой стороны, количество людей, занятых «указанной деятельностью», включая работу во время отпуска, сократилось на 2,3% до 71 676 человек.
Представитель Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения сказал, что при рассмотрении по отраслям темпы роста в годовом исчислении вышли на докоронавирусный уровень. Число иностранных рабочих продолжает достигать рекордных уровней с 2013 года, и ожидается, что тенденция заполнения иностранцами рабочих мест в условиях нехватки рабочей силы будет продолжать расти.
По странам гражданства наибольшее количество людей было из Вьетнама – 518 364 человека (25,3% от общего числа), за ним следовал Китай (включая Гонконг и Макао) с 397 918 человек (19,4%) и Филиппины (226 846 человек, 11,1%). По отраслям наибольшая доля приходится на обрабатывающую промышленность (27%), за ней следуют сфера услуг (15,7%) и оптовая и розничная торговля (12,9%).
Фотография к заголовку: В ресторане «Гиндза Онодэра» сети элитных суси-ресторанов проводится уникальный курс обучения приготовления суси, на котором уроженец Филиппин, обладающий определёнными навыками (общественное питание), учится готовить рыбу у шеф-повара суси (второй справа), 15 ноября 2022 г., р-н Сэтагая, Токио (Jiji Press)
Реформа системы приёма иностранных рабочих: от статуса временных кадров к будущим перспективам
30 лет назад в Японии появилась так называемая система приёма иностранных стажёров. Однако за лозунгом «вклад в международное сообщество путём подготовки кадров» скрывается система эксплуатации иностранцев, призванная решить проблему дефицита рабочих рук за счет дешёвой рабочей силы. В конце ноября 2023 года Совет экспертов при правительстве Японии подал Министру юстиции отчёт с предложением о совмещении подготовки кадров с трудовой деятельностью. Правительство намерено рассмотреть соответствующий законопроект на очередном заседании Парламента. Одна из важнейших проблем – упрощение процесса смены места работы. Статья посвящена ключевым моментам пересмотра системы приёма иностранных рабочих.
Механизм международной трудовой миграции
Перед тем, как приступить к рассмотрению пересмотра системы приёма иностранных рабочих, необходимо понять суть механизма международной трудовой миграции. Главное отличие международной трудовой миграции от внутренней заключается в диспропорции информации, которой владеют работодатели и соискатели.
В международной трудовой миграции существует физический барьер – расстояние между двумя странами, поэтому обе стороны очень мало знают друг о друге. Кроме того, им необходимо решить множество проблем, например, разобраться со сложной процедурой выдачи виз и правилами трудового законодательства. В этом им призваны помогать компании-посредники, налаживающие связь между соискателем и работодателем.
Посредники предоставляют услуги по рыночному принципу, поэтому стоимость их услуг (комиссионные) должна определяться с учётом баланса спроса и предложения на рынке. Однако на практике компании рассчитывают комиссионные на своё усмотрение, поэтому стоимость услуг находится в серой зоне. Наличие комиссионных, которые оплачивает соискатель, обусловлены особенностями механизма международной трудовой миграции и не являются отличительной чертой системы приёма иностранных стажёров.
В Японии неоднократно пытались избавиться от компаний-посредников и наладить прямую связь между соискателями и работодателями, однако эти попытки оказались практически безуспешными.
Например, появившаяся в 2019 году система токутэй гино (специальные навыки) предусматривала возможность заключения договора между иностранным рабочим и японским работодателем напрямую, без посредников. Для привлечения в Японию соискателей из Индонезии была внедрена Информационная система о рынке труда IPKOL, управляемая Правительством Индонезии. Система призвана подбирать вакансии соискателям, однако на данный момент она не функционирует. По словам Посольства Индонезии в Японии, по состоянию на конец октября 2023 года этой системой не воспользовался ни один человек. Данный пример наглядно иллюстрирует, насколько трудно отказаться от функций посредников в сфере международной трудовой миграции.
Формирование навыков и профилактика нарушения прав человека
Многие случаи нарушения прав человека в сфере международной трудовой миграции обусловлены низким уровнем навыков соискателей. Поэтому для защиты прав иностранных рабочих важно не только готовить законодательную базу и обеспечивать выполнение международных соглашений, но и создавать условия для повышения уровня их навыков.
Например, высокие комиссионные, взимаемые с рабочих, желающих приехать в Японию по системе «иностранных стажёров» (гино дзиссю), связаны в том числе с откатами и подарками, преподносимыми японской стороне для повышения шансов приёма на работу соискателей с низким уровнем навыков. Такие серьёзные случаи нарушения прав человека, как насилие по отношению к рабочим и невыплата им заработной платы, обусловлены изобилием желающих занять это место.
При поиске профессиональных кадров работодатель стремится принять на работу кадры более высокого уровня и не интересуются не имеющими отношения к делу откатами и подарками. Это может повлиять на сумму комиссионных. Если работодатель, стремясь обеспечить себя профессиональными кадрами, будет оплачивать расходы на переезд, бремя расходов соискателя снизится. Заполучив редких профессионалов, работодатель будет их ценить. Однако нельзя сводить решение проблемы только к моральной стороне. Международная трудовая миграция основана на экономических мотивах, поэтому неудивительно, что и работодатель, и соискатель пытаются обойти правила.
Открытое провозглашение целей
Совет экспертов предложил пересмотреть действующую систему приёма иностранных рабочих, приезжающих по визам «стажёров», по четырём пунктам:
- Провозгласить цели системы – обеспечение кадрами и подготовка кадров в процессе работы, создать механизм карьерного роста для иностранных рабочих
- Организации-посредники открыто заявляют о своей функции посредничества в сфере трудовой миграции
- Визуализация приобретённых в Японии навыков и другие меры для соответствия тенденциям международной трудовой миграции
- Создание многоуровневой системы защиты прав человека
Рассмотрим первый пункт. Указав среди целей системы обеспечение страны кадрами, Япония подчеркнёт своё намерение стать участницей международного рынка труда. Подготовка кадров в процессе работы тоже имеет большое значение, потому что сейчас во всём мире высок интерес к передаче технологий стране происхождения трудовых мигрантов в процессе их обучения во время работы в принимающей стране.
В 2018 году на Генеральной Ассамблее ООН был принят «Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции», провозгласивший «значимость развития способностей и значимость развития взаимного признания навыков, лицензий и профессиональной пригодности в международной миграции». Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирный банк назвали данные программы «Партнёрством по мобильности навыков (SMPs)» и «Глобальным партнёрством навыков» и подчеркнули значимость формирования навыков и передачи технологий в рамках программ приёма иностранных рабочих.
В развитых странах на фоне низкой рождаемости и старения населения существует потребность в приёме иностранных рабочих разного профиля. До сих пор эти страны принимали кадры среднего уровня, то есть людей, имеющих лицензии и опыт работы и способных приступить к работе с первого дня. Однако это не обеспечивает достаточного притока рабочей силы, поэтому в качестве способа решения проблемы рассматривается вариант приёма необученных иностранных рабочих, которые будут обучаться в процессе работы. С этой точки зрения четкое объявление о роли программы «Партнерство по мобильности навыков (SMPs)» имеет большое значение.
Обеспечение независимости посредников и визуализация приобретаемых навыков
Во втором пункте эксперты признали невозможность отказаться от посредников в сфере международной трудовой миграции и призвали к введению строгого контроля над ними. Эксперты предлагают усилить требования к организациям-посредникам, однако не приводят конкретных способов их контроля.
Это обусловлено тем, что две ключевые проблемы – независимость/нейтральность компаний-посредников, а также их некоммерческий характер, сформулированы недостаточно. Зачастую независимость и нейтральность компаний вступает в конфликт с некоммерческим характером. Посредники, зависящие от определённых работодателей, принимающих иностранных рабочих, не могут сохранять нейтральность. Поэтому им необходимо иметь доходные проекты, не уступающие по масштабу НКО, а также возможность рефинансирования из внутренних фондов. Это следовало указать в проекте.
В третьем пункте предлагается отменить условие о наличии опыта работы в отрасли принимающего предприятия и другие условия, связанные с концепцией «обеспечения международного вклада». Вместо этого Правительство предлагает визуализировать навыки, полученные иностранными рабочими в Японии. Это обеспечит более полное применение навыков после возвращения на родину и создаст базу для непрерывной отправки рабочих в Японию. Данный пункт предусматривает взаимное признание профессиональных лицензий и подчёркивает ведущую роль государства в сфере международного сотрудничества.
Широкий спектр причин перехода в другую компанию
В заключение рассмотрим основные моменты 4 пункта о защите прав человека. Говоря о защите прав человека, обычно имеют в виду предоставление иностранным рабочим, приезжающим по визе иностранного стажёра (гино дзиссю), возможности сменить место работы. Следует отметить, что переход в другую компанию может быть обусловлен целым рядом причин.
Действующая система разрешает менять место работы в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств. В отчёте эксперты указали на необходимость расширить и чётко сформулировать это понятие.
Ежегодно в Японии регистрируется 9 000 случаев исчезновения иностранных рабочих, приехавших по визе «иностранный стажёр». Это 3% от общего числа иностранных рабочих. Данная цифра практически совпадает с процентом иностранных рабочих, заявляющих, что уровень заработной платы оказался ниже, чем они рассчитывали до приезда в Японию, и указавших обстоятельства, связанные с нарушением прав человека – «зарплата ниже, чем в договоре», «содержание договора отличается от того, что было до приезда в Японию» (4,8%). Если большинство случаев исчезновения иностранных рабочих связаны с серьёзным нарушением прав человека, прежде всего следует принять меры для спасения этих людей.
Второй тип причин не обязательно связан с нарушением прав человека. Иностранному рабочему могут отказать в месте в связи с финансовыми проблемами и другими обстоятельствами со стороны работодателя. Количество таких примеров отражено в статистике отчётов о невозможности продолжения стажировки. Судя по данным миграционной службы, 80% рабочих удаётся найти другого работодателя.
Третий вариант – это переход к другому работодателю по желанию самого иностранного рабочего. Действующая система такой возможности не предусматривает. Эксперты предлагают ввести ряд условий для обеспечения этой возможности - 1 год работы у исходного работодателя, наличие определённого уровня навыков, владение японским языком, а также соответствие следующего работодателя ряду требований. Кроме того, предлагается распределить первоначальные расходы между исходным и последующим работодателями.
Для обеспечения гарантии прав человека возможности смены работодателя по собственному желанию недостаточно. Прежде всего необходима система надёжной защиты прав человека в первом и втором случаях.
Минимальный срок работы
Существует опасение, что если иностранным рабочим разрешат менять место работы после 1 года работы, начнётся отток кадров из регионов с низкой оплатой труда в крупные города, где оплата труда более высокая. Однако это опасение является необоснованным. Оттоку кадров будут препятствовать следующие факторы:
1) Наличие требований к работодателям, а также распределение первичных расходов между исходным и последующим работодателями
2) По прошествии 1 года работы уровень навыков у иностранных рабочих по-прежнему невысок, поэтому они вряд ли будут представлять интерес для работодателей
3) Работодателю удобнее нанимать не рабочего с визой иностранного стажёра, желающего сменить место работы, а рабочего с визой «специальные навыки 1» (токутэй гино 1). В последнее время число иностранцев, приезжающих по этой визе после сдачи экзамена у себя на родине, растёт. В будущем ожидается дальнейший рост их числа, в том числе за счёт перехода на эту визу части соискателей, приезжавших по визе «иностранный стажёр».
(Справка: к «специальным навыкам 1» относятся 12 сфер деятельности, в том числе строительство, кораблестроение, сельское хозяйство и долговременный уход. Срок пребывания в Японии – до 5 лет. Смена визы на «специальные навыки 1» возможна после 3 лет работы по визе «иностранный стажёр»)
4) Проект предлагает сократить срок работы для приобретения навыков с 5 до 3 лет. В процессе перехода на работу в другую компанию иностранный рабочий может на какое-то время оказаться безработным и не иметь дохода, поэтому сумма заработка за 3 года окажется ниже расчётной.
С учётом ряда факторов эксперты предлагают определить минимальный стаж работы у изначального работодателя сроком в 1 год. Увеличение этого срока подорвёт стабильность системы подготовки кадров в процессе работы и затруднит достижение поставленных целей.
Совершенствование функции обучения навыкам
Следующая задача – это совершенствование функции обучения навыкам, которая включена в систему «иностранных стажёров». Основная проблема – это методики, позволяющие иностранным рабочим успешно сдать экзамен уровня N3 на владение японским языком и экзамен на оценку профессионального уровня. Сдача этих экзаменов позволяет получить визу «специальные навыки 2» (токутэй гино 2), с помощью которой можно привезти в Японию семью и подать заявку на постоянное жительство.
Данные меры не просто временно решают проблему дефицита кадров, а вносят вклад в такие элементы «Стратегии роста Японии», как повышение производительности труда и создание инноваций в принимающих иностранных рабочих отраслях промышленности.
Иностранцы о работе в Японии: привлекает стабильность, но более 50% хотели бы иметь возможность иногда работать удалённо в своей стране
В последнее время практика трудоустройства в Японии, похоже, меняется, но для иностранцев, работающих в Японии, система выслуги лет по-прежнему создаёт барьеры. Объективный взгляд на систему труда в Японии со стороны может помочь создать условия, в которых и японцам будет удобнее работать и в полной мере проявлять свои способности.
Токийская компания Originator, управляющая сайтом информации о вакансиях для иностранных студентов, провела анкетный опрос иностранных работников в Японии, которые зарегистрировались на сайте. На вопрос о положительных аспектах работы в Японии (возможно несколько ответов) 54% ответили, что их привлекает стабильность занятости, а на втором месте был ответ «Я могу делать ту работу, которой я хочу заниматься», так ответило вдвое меньше людей, 25,8%. В условиях неопределённости глобальной экономической ситуации долгосрочная занятость, характерная для японских компаний, кажется привлекательной для иностранных сотрудников.
С другой стороны, на вопрос о том, что их разочаровало при работе в Японии, 51,6% респондентов назвали низкий уровень зарплаты. Из отрицательных факторов далее следует недостаток внимания к проблемам людей, для которых японский язык не является родным (30,6%), невозможность повышения зарплаты и карьерного роста для иностранных сотрудников (29%), и сверхурочная работа (27,4%.
Чтобы иностранные сотрудники могли играть активную роль и оставаться в Японии, необходимо менять образ мышления японских сотрудников и пересмотреть систему оценки персонала и стиль работы.
Более половины респондентов, 54,8%, ответили, что хотели бы продолжать работать в Японии, если бы была система длительного непрерывного отпуска для поездки на родину или удалённой работы в своей стране. Следующими по частоте ответов на вопрос о том, какая система помогла бы им работать в Японии являются «система объективной оценки эффективности (на основе результатов)» (41,9%) и «система поддержки получения квалификации» (39,5%).
В качестве причин, по которым в Японии трудно улучшить навыки и получить продвижение по службе, часто называют то, что «иностранцы находятся в невыгодном положении для продвижения по службе» и что «стаж важнее способностей». И в комментариях в свободной форме люди писали: «Мне бы хотелось, чтобы продвижение по службе зависело не от стажа, а от достижений» и «Хочется изменений в оценке иностранцев. Существует языковой барьер, и при оценке по одинаковым стандартам иностранцы не могут получить повышение заработной платы». Таким образом, люди часто призывали к пересмотру системы оценки способностей и достижений при оплате труда.
Опрос проводился на японском и английском языках в феврале 2023 года среди иностранных сотрудников, работающих или работавших в Японии. Релевантные ответы были получены от 124 человек.
Дать выжить сельскому хозяйству Японии: состояние дел и задачи, связанные с использованием труда иностранцев
Для преодоления острой нехватки рабочих рук в сельском хозяйстве японское правительство приняло решение о продлении сроков пребывания для иностранных технических стажёров и отменило запрет на трудоустройство иностранцев в особых зонах стратегического развития, а новые «Основы политики» распространяют на сельское хозяйство рамки приёма иностранцев с целью трудоустройства. Теперь необходимо отладить систему приёма и создать новые механизмы повышения производительности труда.
Быстрые структурные изменения и острая нехватка рабочих рук
В японских сельскохозяйственных кругах долгие годы подавляющее большинство составляли средние, малые и мелкие хозяйства, но сейчас в отраслевой структуре происходят быстрые перемены. По мере старения и выхода на пенсию тех, кто вёл средние, малые и мелкие хозяйства, их сельскохозяйственные угодья постепенно консолидируются у тех агробизнесменов, кто активно стремится к укрупнению. Увеличивая число наёмных работников, они планируют дальнейшее увеличение масштабов.
В 2017 году число людей, повседневно занятых в сельском хозяйстве – «коренных» работников сельского хозяйства – составляло около 1 млн 510 тыс. человек. Десятью годами ранее их было более 2 млн человек – численность сократилась на четверть. С другой стороны, если рассмотреть, насколько сельскохозяйственные угодья в каждом районе консолидируются в руках тех, кто составляет ядро сельского хозяйства, то в 2000 году процент консолидации сельскохозяйственных земель составлял около 28%, а в 2017 году он увеличился приблизительно до 55%.
Многие аграрии ведут, главным образом, семейное хозяйствование, однако по мере укрупнения масштабов ускоряется и переход от семейного ведения дел к юридическим лицам. Число аграриев, ведущих дела как юридические лица, увеличилось приблизительно на 60%: с примерно 14 тыс. в 2011 году до примерно 23 тыс. в 2017-м. Правительство поощряет переход к хозяйствованию юридических лиц, поставив целью до 2023 года довести их число до 50 тысяч.
По мере того, как происходит укрупнение масштабов хозяйствования каждого субъекта, проявляется и тенденция к увеличению числа работников. «Наём в сельском хозяйстве» – показатель трудоустройства на постоянной основе в юридических лицах и в частном порядке – увеличился с примерно 180 тыс. человек в 2011 году до 240 тыс. в 2017-м. Но этого всё ещё недостаточно. В апреле 2016 года по инициативе Ассоциации юридических лиц Японии, которая обратилась с соответствующим призывом ко Всеяпонской ассоциации сельскохозяйственных кооперативов, Центральному союзу сельскохозяйственных кооперативов и банку «Норин тюкин», был учреждён «Совет поддержки трудовых ресурсов сельского хозяйства». Его цель – изучение и обсуждение мер, направленных на решение проблемы нехватки рабочих рук в сельскохозяйственной отрасли. По данным этого совета, рост найма не поспевает за темпами укрупнения и перехода к корпоративному хозяйствованию, а нехватка наёмный работников в сельском хозяйстве в настоящее время составляет около 70 тысяч человек. Разрыв увеличивается с каждым годом, и через пять лет неизбежно возникнет нехватка 130 тыс. работников.
Нельзя сказать, что до сих пор сельскохозяйственный бизнес пассивно воспринимал трудности с человеческими ресурсами: активно и разнообразно велось трудоустройство пожилых, женщин, лиц с ограниченными возможностями и т. п. Кроме того, немало аграриев стремятся восполнить нехватку рук путём сокращения числа операций, активно используя роботов, дроны, информационно-коммуникационные технологии и многое другое. Тем не менее, производство высококачественной сельскохозяйственной и животноводческой продукции, которое, помимо прочего, является и источником конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли Японии, неизбежно требует операций, тщательно выполняемых руками человека. К тому же, помимо таких сельскохозяйственных культур, как рис, в работе с которыми значительно продвинулась механизация, с другими неизбежно приходится почти полностью полагаться на ручной труд – например, в выращивании фруктов.
Продление срока практики для технических стажёров
Ситуация, когда становится невозможно поддерживать сельское хозяйство силами японцев, возникла отнюдь не вчера. В местах концентрации сельскохозяйственного производства хозяйствование с использованием зарубежных технических стажёров ведётся с 1990-х годов. В настоящее время в сельскохозяйственной отрасли задействовано около 25 тыс. таких стажёров. Нередко от сельскохозяйственных управляющих приходится слышать: «Не будь технических стажёров, мы бы просто не смогли вести дела».
Однако система технических стажировок имеет ряд различных ограничений. Максимальный срок прохождения составляет 3 года; существует и ограничение максимального числа стажёров, которых может принять хозяйство. Кроме того, определён перечень родов деятельности и видов работ для прохождения стажировки, исключающий простые операции, которые сочли бесполезными с точки зрения целей стажировки. Что же касается максимального трёхлетнего срока, с мест правительству адресуют немало призывов усовершенствовать систему: «Люди уезжают на родину как раз тогда, когда они только-только выучили технологии», «Постоянное руководство неопытными новичками отнимает слишком много времени» и т. п.
С учётом всего этого правительство в последние годы шаг за шагом вырабатывало политику, связанную с увеличением численности иностранной рабочей силы. Одной из её мер является продление с трёх до пяти лет максимального срока прохождения технических стажировок. Это распространяется только на добросовестные принимающие и надзорные организации. Данная мера вошла во вступивший в силу в ноябре 2017 года Закон о надлежащем проведении практических стажировок для иностранцев и защите технических стажёров.
«Основы политики» и снятие запрета на трудоустройство иностранцев в особых стратегических зонах
Второе направление этой политики - снятие запрета на трудоустройство иностранцев в так называемых «Национальных особых стратегических зонах». Эта мера допускает въезд в страну и трудоустройство иностранцев, обладающих определённым уровнем технических и других навыков на определённых условиях: сформированной надзорной системе, следящей за соблюдением прав человека иностранцев, а также работе компаний по предоставлению персонала, выступающих посредником между аграриями, которые нуждаются в использовании иностранных трудовых ресурсов, и рабочими-иностранцами. Трудоустройство иностранцев в сельскохозяйственной отрасли допускается впервые. При этом численность работников на хозяйствующую единицу не ограничивается. Но срок работы ограничен в общей сложности тремя годами и не допускает бессрочного пребывания. Из десяти территорий, получивших статус Национальных особых стратегических зон, о реализации новой практики уже объявила префектура Айти, где в августе 2018 года был проведён отбор кадровых агентств-посредников.
В ответ на этот шаг центрального правительства из регионов развитого сельскохозяйственного производства, где активно используют технических стажёров, зазвучали многочисленные призывы: «Хотим, чтобы запрет на трудоустройство был снят в масштабах всей страны, не ограничиваясь особыми стратегическими зонами».
Кондо Кадзуми, глава Сельскохозяйственного кооператива южной части Нагасаки, который объединяет около 120 фермеров полуострова Симабара в префектуре Нагасаки для консолидации продукции и продажи потребительским кооперативам и другим организациям, отмечает: «Поскольку мы не можем обеспечить рабочую силу, многие аграрии при всём желании не могут расширять масштабы хозяйства». Не имея возможности расширить масштабы, невозможно избежать падения потенциала сельскохозяйственного производства, которым сопровождается сокращение числа крестьянских семей, и вполне возможно, что это откроет брешь, через которую будет происходить рост импорта сельскохозяйственной продукции. «Пока не будут ослаблены ограничения, будет неизбежно увеличиваться импорт. Необходимо как можно скорее снять запрет по всей стране, не ограничиваясь особыми зонами», – говорит он.
В июне 2018 года было выработано третье направление политики. В «Основах политики-2018» решением Кабинета министров предусматривается новая система приёма иностранных кадров. Окончательное определение всех деталей ещё впереди, однако уже назван пятилетний срок пребывания, а список родов деятельности в качестве одной из кандидатур пополнило сельское хозяйство. Объектом являются иностранцы, обладающие определённым уровнем технических навыков, включая иностранцев, прошедших технические стажировки. Если новой системой приёма воспользуется иностранец, въехавший в страну в качестве технического стажёра, он сможет провести в стране до 10 лет, что снимает недовольство, выражаемое представителями отрасли.
Частые нарушения свидетельствуют о необходимости навести порядок в отрасли
Однако для того, чтобы уверенно обеспечивать требуемую рабочую силу в сфере сельского хозяйства с использованием этой новой системы, требуется навести порядок во всей отрасли.
Во-первых, необходимо сформировать общую для всей отрасли систему приёма иностранных кадров, предусматривающую защиту прав человека. До настоящего времени в отношении технических стажёров с принимающей стороны допускались такие нарушения как несправедливая оплата труда и даже изъятие паспортов для предотвращения бегства стажёров. По данным Министерства юстиции, ежегодно происходило около 200 случаев нарушений, причём наибольшая доля от этого общего числа – порядка 30% – происходила именно в сельском хозяйстве и рыболовстве. Об этой проблеме стало известно и за рубежом: в американском докладе о торговле людьми отмечается, что в Японии недостаточно защищаются человеческие права технических стажёров.
Но на самом деле, насколько можно судить по материалу, собранному автором среди аграриев, использующих иностранных стажёров, отношение к последним решительно добросовестное. Немало управляющих, прежде чем принять стажёра, не только за собственный счёт отправляются за границу, чтобы лично провести собеседования, но и навещают семью стажёра, чтобы объяснить содержание стажировки в присутствии родителей. Один из таких людей – Фурукава Хирому, президент компании с ограниченной ответственностью «Консэн фаму», которая занимается птицеводством, овощеводством и производством маринованной продукции в префектуре Кагосима. Сейчас эта компания принимает 6 технических стажёров из Вьетнама. «Когда делаешь замечание работникам, нужно обращаться и к японцам, и к стажёрам. Для того, чтобы не обескураживать стажёров, чтобы они не воспринимали это близко к сердцу», – говорит Фурукава.
Даже если нарушения допускаются только в какой-то отдельной части общей массы, это чревато тем, что дверь, которая приоткрылась со снятием запрета на трудоустройство иностранцев, вновь захлопнется. В Южной Корее, которая сняла запрет на трудоустройство иностранцев раньше, чем Япония, для предотвращения возникновения проблем, имевших место при приёме иностранных кадров, сельскохозяйственная ассоциация подготовила соответствующую инструкцию и записала её на DVD, которые распространяются среди крестьянских хозяйств, принимающих иностранцев. Вероятно, что-то подобное требуется и в Японии.
Поднять производительность труда, чтобы обеспечить приток иностранных кадров
Ещё одно направление, в котором необходимо вести работу – это повышение производительности труда в сельском хозяйстве. Как указывает руководитель Центра сельскохозяйственных исследований Тюо Национальной сельскохозяйственной и продовольственной организации Умэмото Масаки, «Со второй половины 1990-х годов и вплоть до 2010 года в сельском, лесном и рыбном хозяйстве наблюдается тенденция к снижению производительности труда». Сельское хозяйство Японии добивалось повышения урожайности с единицы площади за счёт улучшения сортов, а также использования химических удобрений и ядохимикатов. К тому же, при всём стремлении добиться повышения производительности за счёт механизации, за последние 20 лет заметных успехов не наблюдается.
При низкой производительности труда возникает предел размеров оплаты труда работников. Это является «узким горлышком» для приёма иностранных кадров. В иностранных кадрах нуждается не только Япония, аналогичная ситуация сложилась и в Европе, и в США, и в странах Азии. Несколько лет назад, когда автор этих строк знакомилась с сельским хозяйством в Дании и Нидерландах, почасовая ставка оплаты труда иностранцев составляла в пересчёте более 2 500 йен. Уже упоминавшийся президент компании «Косэн фаму» Фурукава поделился ощущением кризиса: «Если японское сельское хозяйство не повысит производительность труда и не сможет предложить оплату труда, не уступающую другим странам, то мы можем лишиться возможности обеспечивать себе иностранные рабочие руки».
Использование труда иностранцев, вероятно, сулит преимущества для сельского хозяйства Японии. Но оно приведёт к устойчивому сохранению и развитию японского сельского хозяйства только в том случае, если будет сопровождаться изменением отношения со стороны управляющих, а также повышением производительности труда.
Фотография к заголовку: Сбор салата-латука в крестьянском хозяйстве, город Бандо, префектура Ибараки (март 2017 г., Aflo)