ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ ИРАНА
|
Ко времени исламской революции в 1979 году Иран располагал одними из наиболее мощных и современных военно-воздушных сил в регионе. Но в последующие годы положение дел существенно изменилось.
Сразу же после свержения шаха Соединенные Штаты ввели эмбарго на поставку оружия в Иран, лишив запчастей авиапарк ВВС, полностью состоявший из самолетов и вертолетов американского производства. Кроме того, новая власть с недоверием относилась к офицерам бывшей шахской армии, и многие опытные пилоты и командиры подверглись репрессиям. Начавшаяся в 1980 году ирано-иракская война отнюдь не способствовала улучшению состояния ВВС, понесших довольно ощутимые потери.
В начале 1990-х годов положение удалось несколько исправить за счет поставок из СССР и введения в строй нескольких десятков иракских самолетов, перелетевших в Иран в 1991 году во время операции «Буря в пустыне» (Иран отказался возвращать эти самолеты, считая их своеобразной репарацией за ущерб, понесенный в ирано-иракской войне).
ОРГАНИЗАЦИЯ
Так же, как и другие виды вооруженных сил, ВВС Исламской Республики Иран состоят из двух компонентов: ВВС Армии и ВВС Корпуса стражей исламской революции (КСИР). В их составе порядка 500 летательных аппаратов и около 52 тыс. человек личного состава (из них 15 тыс. — в войсках ПВО). Территориально ВВС разделены на три округа: Северный (Бабольсер), Центральный (Хамадан) и Южный (Бушер). Командование находится в Тегеране. Организация ВВС на тактическом уровне точно неизвестна, поскольку эти данные иранскими властями официально не публикуются. Считается, что в их составе девять истребительно-бомбардировочных, семь истребительных и одна разведывательная эскадрильи, а также несколько частей транспортной и вспомогательной авиации. В распоряжении ВВС 17 авиационных баз, из них боевая авиация постоянно использует не менее шести: Мехрабад, Тебриз, Хамадан, Дезфуль, Бушер и Шираз.
БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ
В 1980-1990-е годы Иран получил более 40 китайских истребителей F-7, представляющих собой копию советского МиГ-21. К настоящему времени в строю остается 21 самолет — 17 одноместных F-7M и четыре двухместных FT-7. Среди самолетов, перелетевших из Ирака в 1991 году, были и 24 истребителя французского производства «Мираж» F.1. Самолеты долгое время простаивали из-за нехватки запчастей, но впоследствии несколько из них удалось отремонтировать и ввести в строй ВВС Ирана.
ТРАНСПОРТНАЯ И УЧЕБНАЯ АВИАЦИЯ
Наиболее тяжелые военно-транспортные самолеты ВВС Ирана — американские Боинг 747 (шесть самолетов, из них три заправщика) и Боинг 707 (четыре, включая один заправщик и один самолет радиоэлектронной разведки). Из 64 «Геркулесов», поставленных в 1960-1970-е годы, в строю остаются 14 самолетов С-130Е/Н. Имеется также пять бывших иракских Ил-76.
Для первоначальной подготовки летных кадров используются 20 поршневых самолетов Бичкрафт «Бонанза», для основной — турбовинтовые машины Пилатус РС-7 (20 единиц) и Эмбраер ЕМВ-312 03). Повышенная летная подготовка будущих пилотов боевой авиации осуществляется на истребителях F-5.
Вертолетный парк ВВС Ирана относительно небольшой по численности — основное количество винтокрылых машин сосредоточено в армейской авиации. ВВС располагают поисково-спасательными вертолетами Белл 212 (пять единиц) и Белл 214С (25), связными АВ-206А (три) и тяжелыми транспортными СН-47С (четыре). Наиболее современными вертолетами являются четыре Ми-8МТВ, поставленных из России в 1998 году — они используются в качестве транспортных и поисково-спасательных.