Вода и воля. Смогут ли страны Центральной Азии сообща решить региональные проблемы
Вода и воля. Смогут ли страны Центральной Азии сообща решить региональные проблемы
5 лет назад 2319 islamnews.ru Хасан Насретдинов

Нынешнее экономическое положение стран Центральной Азии неотделимо от проблем, которые возникли при обретении ими независимости после развала СССР. Национально-территориальное размежевание между республиками, проведенное в советское время, не было идеальным, центральная власть постаралась, чтобы у них были претензии друг к другу. Делалось это для того, чтобы республиканское руководство обращалось к союзным властям как к третейским судьям для разрешения региональных конфликтов. Так укреплялся по мысли коммунистов-интернационалистов, «Союз нерушимый республик свободных».

С исчезновением СССР территориальные претензии не только никуда не делись, но наоборот обострились. У Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана имеется общая «болевая точка» – это территория Ферганской долины, которая проходит через все эти государства. Там, как нарочно, последовательно сошлись все проблемы, которые мучают государства Центральной Азии.

Первая – проблема водных ресурсов и их распределения. Дело в том, что все реки региона берут свои истоки в горах на территориях Таджикистана и Кыргызстана. При СССР в этих республиках были построены каскады гидроэлектростанций и водохранилища, которые заполнялись зимой, а летом необходимая для сельскохозяйственных нужд вода спускалась из них вниз – в Узбекистан и Казахстан.

После развала Советского Союза и образования независимых республик Таджикистан и Кыргызстан стали активнее использовать воду для выработки электроэнергии под предлогом того, что их экономика остро нуждается в ней. Это повлекло разбалансировку водного хозяйства Узбекистана и Казахстана. Приходится констатировать, что решить эту проблему лидерам стран региона пока не удается.

Нарушение естественного стока трансграничных рек ставит под угрозу развитие сельского хозяйства и порождает экологические проблемы. Вторая общерегиональная проблема – наркотрафик из Афганистана. Наркотики через Таджикистан и Кырыгзстан идут на север – в Казахстан и далее в Россию. Наркотарфик способствует развитию такого социального зла как наркомания в странах региона.

Еще одна общерегиональная угроза – радикализация молодежи под псевдорелигиозными лозунгами. В рядах запрещенных террористических организаций воевали по меньшей мере 1000 таджикистанцев, 500 кыргызстанцев и 500 казахстанцев. Это, как говорится, самые отъявленные радикалы, у которых есть многочисленные группы поддержки. Радикалисты рассматривается как серьезная альтернатива светскому курсу развития стран региона. Пока удается снизить накал религиозного экстремизма, но эта проблема в качестве угрозы региональной безопасности продолжает быть актуальной. На это накладываются внутренние противоречия в центральноазиатских республиках. Это стало наиболее заметным на примере Кыргызстана в ходе эпопеи по переходу власти от окружения бывшего президента Атамбаева к нынешнему президенту Жээнбекову и последовавшему при этом столкновению «северных» и «южных» кланов.

Отдельным фактором в региональных отношениях выступает Китай, который рассматривает Центральную Азию как зону своего влияния и интересов. Следствием нерешенных проблем стран Центральной Азии является слабая внутрирегиональная кооперация и стремление усилить свои позиции в регионе за счет выстраивания двухсторонних отношений с внешними политическими игроками – США, Китаем, Россией и в меньшей степени Евросоюзом.

Надвигающийся экономический кризис, без сомнения, выведет региональные проблемы на первый план, ибо теперь все сложнее рассчитывать на внешнюю помощь. Скорее всего, государствам Центральной Азии придется решать эти проблемы сообща. Разве только их не решит Китай, предлагая свою далеко небескорыстную помощь в обмен на политическую зависимость. Но тогда говорить о каких-то самостоятельных государственных образованиях в регионе уже не придется. К тому же перед народами этих стран маячит незавидная судьба уйгурского национального меньшинства, которую они могут повторить в той или иной степени, если попадут под контроль КНР. Логика обстоятельств независимо от логики намерений подталкивает страны ЦА к более плотному взаимодействию для того чтобы выжить в условиях экономического кризиса. 

0 комментариев
Архив