Во что Китай вкладывает деньги в Африке
Во что Китай вкладывает деньги в Африке
2 года назад 2035

После того как Африка стала одним из ключевых партнеров китайской инициативы «Один пояс — один путь», Поднебесная начала вкладывать большие деньги в науку, образование и сельское хозяйство “Черного континента”. Зачем?

В теплицах на окраине Найроби (столица Кении) группа исследователей из Кении и Китая выращивает большие гроздья красного и зеленого винограда — одного из самых первых в Африке.

Специальные сорта этой ягоды были выведены Китайской академией наук (Chinese Academy of Sciences, CAS) для выращивания в жаркой полузасушливой среде. С их помощью исследователи хотят расширить винодельческую промышленность в Кении и таким образом наладить крупное производство вина.

Виноград — не единственное культурное растение, которое было выведено CAS, по словам Роберта Гитуру, директора китайско-африканского центра совместных исследований, академия также предоставила сорта риса, которые помогут африканской стране увеличить урожайность этого продукта более чем на треть. Кроме того, китайские ученые разработали метод “пластиковых листов”, позволяющий сохранить влажность почвы на полях, засеянных кукурузой, для лучшего ее роста.

Для Кении результаты сельскохозяйственных экспериментов могут стать спасительными: как и многие регионы Африки, страна сталкивается с постоянной нехваткой продовольствия. 

Фото: macropolo.org
 Фото: macropolo.org

Китай сотрудничает со странами “Черного континента” уже более двадцати лет, а серьезный экономический интерес к Африке начал проявлять с 2013 года, когда глава КНР Си Цзиньпин запустил свой амбициозный проект по развитию инфраструктуры, ныне известный как инициатива «Один пояс — один путь» (Belt and Road Initiative, BRI). Этот проект, стоимость которого оценивают в 1 триллион долларов, направлен на то, чтобы соединить Китай с более чем 130 странами через автомобильные, железнодорожные и морские пути, а также увеличить товарооборот Поднебесной и ее экономическое влияние в мире.

На сегодняшний день 39 африканских стран и Ассамблея Африканского Союза подписали соглашение о сотрудничестве в рамках инициативы BRI, ожидается, что в ближайшее время их примеру последуют и другие африканские государства.

«Центральная Африка стала одним из самых главных партнеров BRI, совсем скоро к этой программе присоединится остальная часть континента, — говорит Гитуру. — Китай — крупнейший инвестор в африканскую инфраструктуру, Поднебесная вкладывает деньги в каждый пятый проект. Для всех африканских стран, присоединившихся к BRI, это очень важно, так как имеет огромное значение для развития их науки и образования». 
Фото: Wu Huiwo/Xinhua/Zuma/ Египтянки изучают китайскую каллиграфию на мероприятии, которое проводил Институт Конфуция
 
Фото: Wu Huiwo/Xinhua/Zuma/ Египтянки изучают китайскую каллиграфию на мероприятии, которое проводил Институт Конфуция

Помощь Китая не ограничена лишь инвестициями в сельское хозяйство, КНР уделяет внимание и повышению уровня образования африканской молодежи. Согласно данным Министерства образования Китая и ЮНЕСКО, только в 2016 году Поднебесная приняла в свои институты почти 62 000 африканских студентов, уступая в этом показателе лишь Франции (103 000).

«Годом ранее, в 2015 году, правительство Китая предложило 8 470 студентам из Африки специальные студенческие стипендии, — объясняет Руи Ян, заместитель декана по международным связям Гонконгского университета. — Это определенно стимулирует африканскую молодежь получать образование, и в результате она приносит значительные плоды своему государству в экономическом плане».

С РАСПРОСТЕРТЫМИ ОБЪЯТИЯМИ

От нефтепроводов в Судане до железных дорог на полуострове Африканский Рог и рыболовецких судов в Гане — экономическое и технологическое влияние Китая проявляется по всему “Черному континенту”. Африканские страны перенимают у Поднебесной технологический опыт и берут легкодоступные кредиты, которые помогут создать условия для быстрорастущего населения: ожидается, что к 2050 году численность населения Африки удвоится: с 1,2 млрд до 2,4 млрд. человек.

Западные эксперты уверены, что деятельность Китая в Африке приведет к тому, что страны этого континента окажутся в долговой яме, из которой не смогут выбраться, и чтобы рассчитаться с Поднебесной по кредитам, им придется платить своими природными ресурсами: минералами и другими полезными ископаемыми. 

 
Фото: UNComtrade/Johns Hopkins China-Africa Research Initiative
 
Фото: UNComtrade/Johns Hopkins China-Africa Research Initiative

Поднебесная сосредоточила свое внимание на трех основных областях развития, которые считает наиболее значимыми для партнерства: информационные технологии, сельское хозяйство, образование (наука).

«Во всех этих секторах КНР видит выгоду для своих собственных компаний, а, значит, будет стараться увеличить товарооборот», — делится мнением Гитуру.

В технологическом плане Китай уже занял лидирующую позицию на “Черном континенте”. Половина всех сетей 4G и большая часть сетей 2G и 3G в Африке построены телекоммуникационным гигантом КНР Huawei. Кроме того, две из трех самых популярных марок смартфонов у населения африканских стран — китайские.

Сейчас Поднебесная начала строить на континенте 5G сети, при помощи которых планирует обеспечить Интернетом нового поколения 2 миллиарда человек: его внедрят во все сферы жизни: от управления системами жилых домов до здравоохранения.

Одним из самых амбициозных цифровых проектов BRI является PEACE Cable Project — волоконно-оптическая сеть, которая должна будет кратчайшим путем соединить Азию с Африкой, а затем с Европой. Скорость передачи данных составит 16 терабайт в секунду. По словам представителей Huawei, которая строит эту линию, любая телекоммуникационная компания сможет использовать кабель для создания собственной локальной сети. 

Фото: LinkedIn/ Предполагаемый первоначальный маршрут прокладки кабелей PEACE
 
Фото: LinkedIn/ Предполагаемый первоначальный маршрут прокладки кабелей PEACE

Несмотря на то, что некоторые официальные лица США и Европы были обеспокоены недавней деятельностью Huawei (напомним, что эту компанию обвиняют в содействии Пекину в шпионаже), правительства стран Африки полностью проигнорировали эти “опасения”, отчасти, из-за острой необходимости в Интернете.

«Когда Трамп подписал указ об информационной безопасности, Huawei внесли в черный список. США попросили своих партнеров не работать с этой компанией, африканцы же пожали плечами и сказали, что не собираются этого делать», — говорит Эрик Оландер, основатель проекта China Africa Project, некоммерческой и независимой мультимедийной организации в Шанхае.

Китайские компании, занимающиеся разработкой искусственного интеллекта (ИИ), также пытаются “покорить” африканские страны. Поскольку законы о персональных данных в Африке гораздо слабее, чем в Европе и некоторых других регионах, “Черный континент” является замечательной экспериментальной площадкой для таких фирм. Например, китайская компания Cloudwalk подписала с правительством Зимбабве соглашение о сотрудничестве в области наблюдения: Cloudwalk собирается реализовать проект по массовому распознаванию лиц. Соглашение позволит компании улучшить способность алгоритмов ИИ находить нарушителей с темным цветом кожи: сейчас многие системы не способны опознавать темнокожих людей. В свою очередь Cloudwalk поможет правительству создать интеллектуальную систему банковского управления, а также технологии наблюдения в аэропортах, на железнодорожных и автобусных станциях, сообщает китайский информационный сайт Global Times.

Китай также сосредоточил свое внимание и на высшем образовании в Африке. Китайское государственное агентство по преподаванию китайского языка как иностранного, или Ханьбань, учредило там 59 Институтов Конфуция для популяризации языка и культуры. КНР занимает одно из лидирующих мест по количеству культурных учреждений в Африке, уступая только Франции (115 институтов). Несколько африканских стран, включая Южную Африку, Уганду и Кению ввели Севернокитайский язык в школьную программу младших классов. 

Фото: Ecns.cn
 
Фото: Ecns.cn

Правительства африканских стран меньше боятся “утечки мозгов” за границу в случае, если их студент будет обучаться в Китае, а не в Европе: в Поднебесной действует строгий визовый режим, предполагающий, что после окончания учебы иностранный студент должен в обязательном порядке вернуться на родину.

«Хотя китайские институты и не оказывают поддержку африканским специалистам после их обучения, выпускники часто поддерживают связи с коллегами из Китая, даже совместно ищут исследовательские фонды для претворения в жизнь своих проектов», — говорит Гитуру.

TWAS сообщает, что большинство африканских студентов, которые учатся в Китае и получают при этом стипендию, после возвращения домой с легкостью находят работу в научных учреждениях и могут реализовать свои идеи.

Так случилось и с Гитуру. Проработав несколько лет в качестве профессора в университете Джомо Кеньятты, он смог убедить администрацию учебного заведения создать на базе CAS небольшой исследовательский центр.  

По словам Гитуру, Китай выделил на строительство центра 15 миллионов долларов, еще 3 миллиона долларов на оборудование предоставил сам CAS. Правительство Кении бесплатно выдало под застройку землю и отменило все пошлины на импорт.

Исследователи говорят, что многие африканские страны не смогли бы достичь такого развития в науке и технике без помощи Китая. Особенно это заметно в космонавтике. В 2018 году Китайское космическое агентство выделило Эфиопии 6 миллионов долларов на запуск ее первого спутника. Успешный старт был осуществлен в конце 2019 года, этот спутник предоставит Эфиопии научные данные о климате и погодных явлениях.

Источником для написания этого материала послужила статья из журнала Nature «Chinese investments fuel growth in African science».

Как Китай колонизирует Африку

Проект «Один пояс — один путь» оставил в долгах целый континент

 

Опутанные китайским поясом

Экономическая инициатива Пекина «Один пояс — один путь» изначально нацеливалась на азиатские страны, но быстро перекинула мосты на другие континенты. Сегодня 37 африканских государств связаны соглашениями по «Поясу и пути». Часть из них уже успела крупно задолжать Поднебесной.

Китайская программа предлагает Африке масштабные инфраструктурные проекты — строительство портов, мостов, железных и автомобильных дорог. Всё это, конечно, не бесплатно, а в долг. Если страна не может заплатить, китайцы становятся полноправными владельцами построенных ими объектов. В середине июня в Пекине прошёл форум «Пояса и пути». Среди почти 40 глав иностранных государств туда прилетели и лидеры Кении, Эфиопии, Мозамбика и Джибути. Одной из целей их путешествия были переговоры о снижении долговой нагрузки на их страны.

Минус китайских инвестиций в том, что Китай часто привозит собственных рабочих, вытесняя местных трудящихся. Приток дешёвых китайских товаров на африканский рынок приводит к снижению цен для потребителей, но нередко это также означает более высокую безработицу, потому что местные производители не могут соревноваться с китайским импортом.

Тимоти Хит

старший исследователь в области международной безопасности RAND Corporation

После деколонизации Чёрный континент стал ареной противостояния в холодной войне. Противоборствующие державы вкладывались в инфраструктуру африканских стран, чтобы заполучить очередного союзника в свой лагерь. С окончанием противостояния СССР и США Африка оказалась почти забытой. Китай стал единственной крупной страной, согласившейся вкладывать в местные экономики значительные суммы.

Кроме того, Пекин менее щепетилен в вопросах прав человека, что не может не нравиться коррумпированным африканским элитам. Китайцы, в отличие от западных стран, не навязывают своим бизнес-партнёрам демократические ценности и считают, что деньги не пахнут. 

Мнения африканцев насчёт китайской экспансии разделились. Одни подчёркивают экономические плюсы от инфраструктурных проектов и то, что мосты и дороги в Африке кроме китайцев строить просто некому. Другие называют это новой колонизацией, а Африку — вторым китайским континентом, из которого он извлекает природные ресурсы, подобно колониальным властям.

Как Китай колонизирует Африку

Китайская политика не напоминает классический колониализм, потому что Китай не осуществляет свою власть напрямую через оккупацию и контроль, — не согласен Тимоти Хит. — Подход этой страны — это скорее позиция богатого патрона, который предлагает множество экономических преимуществ, особенно правящей элите африканских стран, в обмен на доступ к рынкам и ресурсам.

Торговля с кулаками

В последнее время КНР начала защищать свои экономические интересы в том числе с помощью оружия. В 2017 году в Джибути открылась первая зарубежная военная база Китая. Место было выбрано неслучайно: маленькая страна расположена на одном из берегов Баб-эль-Мандебского пролива, который служит воротами в Красное море, а значит, и даёт доступ к оживлённому Суэцкому каналу.

Уникальное географическое положение Джибути — одна из главных статей её экспорта. В этой республике находится постоянная военная база США, а также военные формирования Франции, Японии, Италии, Германии и Испании. У последних двух стран нет своих баз, их солдаты живут в отелях. Пыталась якобы обосноваться на этой благодатной почве и Россия, но не сложилось...

США выступали против строительства китайской базы, но предотвратить это не удалось. Теперь между державами регулярно случаются инциденты. Последний из них произошёл в середине июня. По словам американского адмирала Хайди Берг, китайские солдаты пытались «заблокировать международное воздушное пространство», вмешиваясь в авиационные манёвры американцев. В прошлом году Пентагон направил Пекину официальную жалобу из-за того, что двое американских солдат пострадали от китайских лазеров.

Давно ходят слухи о строительстве китайской военной базы рядом с портом Уолфиш-Бей в Намибии, хотя официально Пекин не подтверждает их. Намибия наряду с Джибути имеет ключевое значение для КНР. Здесь находятся урановые шахты, на которых трудятся китайские рабочие. Крупные поставки радиоактивного топлива из Намибии питают атомную промышленность Поднебесной, которая стремится избавиться от угольной зависимости. Что также немаловажно, уран используется в изготовлении ядерных боеголовок, количество которых Китай удвоил за последние 15 лет.

С момента постройки базы в Джибути военное присутствие Китая в Африке стабильно увеличивается. В прошлом году Народно-освободительная армия КНР провела совместные учения с войсками Нигерии, Камеруна, Ганы и Габона, а в африканских миссиях ООН приняли участие 2400 китайских солдат.

Доля Африки в мировой экономике незначительна, но у независимых стран этого континента в общей сложности более 50 голосов в ООН. Поэтому политическая поддержка руководства африканских стран не менее важна для Китая.

В политическом смысле Китай надеется построить коалицию развивающихся стран, включая африканские, чтобы увеличить своё влияние в таких организациях, как ООН, G20, МВФ и других, — считает Тимоти Хит.

0 комментариев
Архив