Вас вербуют. Что делать?
|
Ловля душ происходит, как правило, на улице, на работе, на месте учебы и в соцсетях. Как избежать участи жертвы и не попасть в деструктивные радикальные течения, рассказывает эксперт, профессор Зарема Абдуллина, передает zakon.kz.
Говоря о профилактике и борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, а также о методах вербовки и приеме защиты, директор Департамента по молодежной политике, профессор Алматинского университета энергетики и связи имени Гумарбека Даукеева Зарема Абдуллина отметила, что терроризм бывает не только религиозный, как думают многие в нашем обществе, но и националистический, терроризм левых экстремистов, терроризм правых экстремистов, терроризм анархистов.
Основными тенденциями терроризма являются глобальный характер, нарастающее вовлечение молодежи, активное использование современных технологий, работа с "образованной" частью населения (при этом предпочтение отдается наличию власти или денег, остальное, как говорится, мясо, нарастет), рост жестокости террористических акций, а также уровня финансирования и материально-технической обеспеченности, активное блокирование с организованной преступностью.
- Многие думают, что религиозный экстремизм и терроризм существуют только в исламе, что это явление возникло сравнительно недавно, в XX веке, и что вербовщика можно сразу опознать по внешнему виду и поведению, но это типичные заблуждения, - отметила эксперт. – Во-первых, экстремистская идеология и террористические группировки существовали во всех конфессиях. Например, "Сыны Иисуса", "Господня армия сопротивления", "Армия бога", движение ополчения в США и так далее. Во-вторых, экстремистская идеология и террористические группировки сопровождают человечество на протяжении многих столетий (сикарии, ассасины, ниндзя и другие). В-третьих, то, что вербовщик - это восточный мужчина с бородой и в коротковатых штанах – стереотип. В действительности это может быть кто угодно и внешность у них может быть самая разная, и они могут быть любой национальности, среди них есть завсегдатаи сайтов знакомств и групп по интересам.
Что касается жертв вербовщиков, то это чаще всего люди с повышенным уровнем внушаемости, слишком наивные и доверчивые, или те, кто находится в состоянии кризиса или сильного стресса. Также это могут быть молодые люди с неокрепшей психикой, и особенно подростки, одинокие мужчины и женщины, люди, склонные к асоциальности, фанатизму, не имеющие достаточного образования. Кроме того, в этот список можно отнести и людей, испытывающих страсть к алкоголю, наркотикам, с большими долгами и юные романтические девушки.
Особенности человека, которые могут облегчить процесс вербовки: люди, склонные к алкоголю – более 60%, игроманы - (43%), люди с психологической травмой - 39%, черепно-мозговой травмой - 63%, имеющие судимость - 32%, употребляющие наркотики - 27%, из неполных семей - 18%.
Факторами влияния являются в основном друзья, родственники, религиозные структуры и интернет, но на первом месте, конечно же, стоит всемирная паутина – 39%. Затем религиозные структуры, родственники и на самом последнем месте друзья, их не более 16 процентов.
Какие же приемы используют вербовщики и экстремисты? Прежде всего это психологическое программирование – НЛП, утаивание или искажение информации, в результате у человека пропадают сомнения и возникает потребность войти в эту "семью". Далее идут игры, подобные детским, групповое пение, объятия, прикосновения и лесть, монотонное пение и повторяющиеся действия, изоляция от остального мира, отказ от сна под маской духовных упражнений, недостаточное питание и максимальная загрузка всех каналов восприятия. Результат этого таков – за короткое время прежние ценности человека заменяются на новые.
- Сам процесс вербовки происходит, как правило, на улице, или на работе, на месте учебы и, конечно же, в соцсетях, - рассказывает преподаватель Алматинского университета энергетики и связи. – Уличная вербовка – это, скажем так, нижний этаж системы "ловли душ". Объекты вербовки достаточно случайны. Вербовщики не самые квалифицированные, с низким уровнем посвящения и в большинстве случаев — с нулевым уровнем участия в прибыли. Что касается вербовки на работе или на месте учебы, то возможности влияния здесь завязаны на регулярном общении и использовании знаний о ваших конкретных проблемах. Противостояние требует большего напряжения и сосредоточенности. Ну а при вербовке в соцсетях происходит переход на личность. При этом ключевой словоформой является "Я знаю, что тебе делать…". То есть идет сравнительная оценка вас или ваших знакомых, советы и прогнозы, а то и вовсе демонстрацию знаний вашей ситуации и проблем, а также предложение совета и помощи, хотя они не являются вашим близким человеком. Это речевой агрессор, он выводит вас на эмоции и пытается сделать должником из-за навязанной им же услуги.
Кроме того, как пояснила эксперт, ключевыми словоформами в лексиконе вербовщиков являются такие, как "Я в шоке!". Это значит, что на волне эмоций он получил от вас желаемую информацию. Или "Я что-то знаю, чего не знаешь ты…" - такое речевое поведение агрессора направлено на подавление собеседника собственными "знаниями", "важностью", "влиятельностью" с целью что-то ему внушить или получить. Это все маскировка попытки получить информацию от человека, втянув его в дискуссию.
Также вербовщики могут использоваться жаргон, подчеркнутое просторечие типа "Ты кто такой, давай, до свидания..." или двусмысленность, подмену понятий и демагогии, например, "Если кто-то кое-где у нас порой...". Как видим, тут мысль собеседника как бы "мутная", но при этом он упорно желает ее выразить. Либо это неинтересный собеседник, либо не хочет, чтобы вы поняли его истинные намерения. Это попытка манипулирования.
Характерными особенностями завербованного человека является изменение привычек, интересов и увлечений, поведения, взглядов, образа жизни, внешности, денежных трат. Не обязательно должны присутствовать все семь признаков, достаточно хотя бы одного.
Как противостоять вербовке – это очень важный вопрос. Если это уличная вербовка, то надо сразу задать себе контрольный вопрос: "Хотел бы я быть похожим на него?". Если не хотите, то поймете, что не надо с ним дальше общаться. Также при разговоре следует изначально проявить твердость и принципиальность занимаемой вами позиции и при необходимости быстро выйти из разговора, сославшись на занятость, усталость и т. д.
Также не следует брать на память предлагаемую литературу и ни в коем случае не оставлять им свой адрес или телефон. Лучше всего - не вступать во взаимодействие с любезно-навязчивыми незнакомцами.
А если вербовка происходит на работе или месте учебы, то нужно проявлять настороженность в случаях, если потенциальная работа связана с символикой, литературой или ритуалами некой нетрадиционной религии. Или если предлагаются бесплатные курсы по обучению эффективному менеджменту, маркетингу, отношениям с общественностью, психологии общения или новым философским течениям. Или если коллегой, начальством, подчиненными навязываются услуги, дружба, помощь, немотивированная поддержка и понимание.
При вербовке в соцсетях можно использовать стратегию реагирования на словесные атаки. Существуют два вида реакции. Первая – строгая, когда можно ответить, но не поощрять продолжение беседы. Вторая – игровая, когда реагируешь с юмором, это обесценивает слова собеседника до уровня шутки.
Средствами правильного реагирования при любом типе вербовки являются самоконтроль - надо быть всегда настроенным на диалог и не вестись на провокации — не впадать в агрессию, не отвечать на оскорбления и т.д. Желание перевести беседу в рациональное русло, по крайней мере, попытаться. Чтение и знание законов о печатном слове и слове вообще. При этом можно использовать такие методы: перевести разговор на другое, скорректировать или смягчить слова собеседника, всегда четко оговаривать, что это мнение, а не утверждение, делать ссылку на источник информации, резюмировала профессор Алматинского университета энергетики и связи Зарема Абдуллина.
Подготовила Торгын Нурсеитова
Жертвами радикальной идеологии становятся в основном слабохарактерные люди
zakon.kz продолжает публиковать серию материалов о вербовщиках и их жертвах, о радикальной идеологии и деструктивных течениях, а также о том, как не попасть под их влияние.
К сожалению, есть еще случаи, когда граждане, поверив обещаниям и красивым рассказам новых знакомых, которых они встречают как на просторах интернета, так и в жизни, начинают в одночасье менять свои взгляды на жизнь, свой уклад и образ жизни, свои привычки, предпочтения, увлечения, работу и даже порывают родственные и дружеские связи и полностью устремляются в какую-то неизвестность, в туманное будущее. Ради чего? С какой целью? Какая от этого польза? Правильным ли путем они идут? Куда приведет этот путь? На эти и другие жизненно важные вопросы у них зачастую нет ответа, да они, собственно, и не задумываются об этом, так как, попав под влияние чуждой идеологии, деструктивных радикальных течений, не задумываются об этом, а слепо верят и идут за теми, кто тащит их в омут.
Почему люди так ведут себя и легко становятся жертвами деструктивной идеологии, идут на поводу у сомнительных "покровителей"? По мнению известного эксперта-теолога, руководителя Центра консультации и реабилитации при Управлении общественного развития акимата г. Алматы Руслан Кайергельды, причиной этого, прежде всего, религиозная безграмотность.
- Зачастую, такие люди имеют слабую, лабильную психику, слабый характер, - говорит эксперт. – Из-за этого они не могут полноценно реализовать себя в жизни, становятся злобными, недовольными всеми и вся, негативно относятся к госорганам, обвиняя их во всем, ненавидят общество, в котором живут и такие люди становятся легкой добычей вербовщиков. Профессиональные вербовщики быстро определяют людей, которые подходят для вербовки в ряды сомнительных организаций и течений.
Некоторые думают, что вербовщики это чаще всего какие-то отброски общества, безграмотные, злые, агрессивные, грубые, лишенные чувства такта, культуры и так далее люди. Но это не так, это ошибочное мнение. В жизни как раз наоборот, чаще всего это вполне культурные на вид люди, прилично одетые, с красивыми манерами, среди них много психологов и тех, кто обладает сильной харизмой, лидерскими качествами.
- Такие люди внезапно становятся для "рекрута" ответом на все вопросы и сообществом, ценящим его и готовым принять и поддержать его деньгами, дать работу, оказать моральную поддержку и так далее, - отметил Руслан Кайыргельды. - Это умело расставленная ловушка, в которую легко попадают жертвы обмана и радикальной идеологии.
Что делать, если человек все же попал в сети радикалов, можно ли его вернуть к прежней жизни?
Как пояснил эксперт, с такими людьми работают профессионалы-специалисты – теологи, психологи, которые пытаются помочь человеку понять, куда он попал, и реабилитироваться, скорректировать свои прежние установки. То есть с такими людьми идет полноценная всесторонняя работа, причем она ведется не только с самими жертвами деструктивных течений, но и с членами их семей.
"Конечно, мы надеемся на лучшее и убеждены, что лучше воспитать человека, восстановить его положительный статус, подтолкнуть его к социализации и благодеяниям на пользу общества. Разумеется, есть исключения, но во многих случаях это лучше, нежели сразу начать наказывать человека. Наше государство придерживается гуманной политики и готово дать второй шанс таким людям, - отметил теолог. - К примеру, наш центр реабилитации и консультации работает с теми людьми, которые не являются отъявленными радикалами, но имеют шанс на реабилитацию. Это люди, которые, как правило, запутались, свернули не там, послушали не тех, прочитали не то, но еще не зашли слишком далеко и могут вернуться на праведный путь. Наша задача – помочь им в этом. Мы проводим с ними беседы, в результате которых разъясняем и доказываем ошибочность тех данных, которыми они оперируют. Эти данные еще не успели сформироваться в их сознании в деструктивную идеологию и не пустили глубокие корни. Для реабилитации такого типа людей у нас есть собственные разработанные методики, в соответствии с которыми мы и действуем".
Подготовила Торгын Нурсеитова