В Турции появится «грибной» офис. Офисы будущего с учетом тренда на «удаленку»
|
В Турции опубликовали проект нового офисного здания. Его построят в «грибном» стиле. Как сообщает Dezeen, офис появится на территории технического университета Йылдыз в Стамбуле. Главная особенность будущего сооружения — колонны, по форме напоминающие грибы.
Новое одноэтажное офисное здание свяжет между собой две части университета — текстильную академию и учебный корпус. В строительстве используют прозрачное стекло, сталь и дерево, а по всему периметру появятся специальные колонны, сделанные в виде грибов. Планируется, что «шляпках» будет собираться дождевая вода, чтобы затем стекать по тонким опорам в форме грибных ножек. Необычная конструкция таких опор, расширяющихся к верху, должна уберечь здание от обрушения во время возможного землетрясения.
Автором проекта выступило турецкое архитектурное бюро Salon Alper Derinbogaz. При работе над макетом здания разработчики руководствовались желанием сделать офис как можно более инновационным. «Весь проект направлен на улучшение офисной среды, в которой приоритетом являются гигиена и безопасность. При проектировании мы использовали современные системы. Например, в трубчатых колоннах, напоминающих грибы, впервые в архитектуре применяется технология, аналогичная той, которая используется при проектировании бензобаков», — рассказал один из архитекторов.
Бюро Salon Alper Derinbogaz было основано турецким архитектором Альпером Деринбогазом (Alper Derinbogaz) в 2010 году, после того как он закончил Калифорнийский университет и получил степень магистра в области архитектуры и урбанистики. Среди известных проектов бюро — летний дом «Вилла Топос» (Villa Topos) в Измире и музей «Чинимачин» (Chinimachin) в Байбурте.
Офисы будущего с учетом тренда на «удаленку»
Коронавирус вошел в нашу ежедневную рутину и полностью изменил шаблон социальной жизни, в том числе поменялись подходы к формированию рабочих пространств. Привычный уклад сменился периодом ограничений, норм и протоколов – теперь недостаточно просто поддерживать рабочие места в чистоте и порядке. При новой действительности для того, чтобы можно было работать как минимум с той же эффективностью, что и до карантина, работодатели и арендодатели должны продуманно обустроить рабочие площади с соблюдением всех санитарных норм, а также норм социального дистанцирования (2 метра).
Но и это еще не все. «Коронакризис» заставил почти всех перейти на удаленную работу, и многие работодатели увидели, что данный формат взаимодействия достаточно приемлемый и, если его доработать, можно, не потеряв в продуктивности, сократить арендные расходы. В результате под угрозой могут оказаться бизнес-центры и офисы в них. Эксперты уже отмечают, что после COVID-19 они не смогут функционировать в прежнем режиме, то же самое может произойти и с open-space-пространствами и коворкинговыми площадками. По данным международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield, более 50% рабочей силы в ближайшем будущем станет работать в гибридном режиме – и онлайн, и офлайн.
Децентрализация офисов
Руководитель офиса Cushman & Wakefield в Казахстане Гульшат Сариева замечает, что, когда мы говорим о выходе из карантина, то имеем в виду возврат на работу, а не обязательно в офисные пространства. «Сегодня рабочее место – это не просто офис и стол, где ты сидишь, а целая экосистема, не конкретный юридический адрес, а совокупность рабочих условий, где ты можешь быть максимально продуктивным», – поясняет она. В зависимости от того, где сотрудники будут достигать определенных показателей и при каких условиях, крупные компании в настоящее время формируют стратегию по выходу из чрезвычайного режима.
Сариева приводит пример: клиенты Cushman & Wakefield в Китае решили поэтапно возвращаться в офис. Перед тем как запустить процесс, они выслали каждому сотруднику список вопросов, который позволит определить, должен ли он находиться в офисе или может работать удаленно. В частности, уточняется, зачем именно сотруднику быть в офисе, почему он не может работать из дома или, наоборот, хочет остаться на «удаленке». Согласно опросу, проведенному компанией, около 21% китайских предприятий уже решили изменить режим работы и принять бизнес-платформу для домашней или удаленной работы сотрудников. Кроме того, 81% респондентов, вероятно, добавят более интеллектуальные программные продукты и устройства для рабочих сетей связи, например для облачных конференций.
С учетом тренда на «удаленку» и преобразование офисных пространств эксперты Cushman & Wakefield разработали рекомендации для владельцев БЦ и работодателей. Во-первых, речь идет о минимизации финансовых стрессов, поскольку жизнеспособность арендаторов является ключом к стабильному заселению недвижимости и долгосрочному доходу от аренды. Эксперты советуют арендодателям вести открытый диалог с арендаторами, консультироваться не только с юристами, но и с рисковиками, а также пытаться думать творчески. Например, в Китае арендодатели предлагают своим клиентам консультации по налогам или помощь с заявками на субсидии.
Во-вторых, следует помнить о здоровье и безопасности пользователей бизнес-центра. По мнению экспертов, все стороны – и управляющие зданием, и его владельцы, и арендаторы – должны четко разграничивать индивидуальные обязанности и возможности. Кроме того, каждый из них должен работать на производство всех атрибутов санитарной безопасности – например, делать вывески и разметку для поддержания безопасных расстояний, осуществлять строгий контроль пропускной способности лифтов, устанавливать защиту от чихания в зонах приема и пр. Здесь есть две стороны медали: если арендатору придерживаться всех правил, в том числе социального дистанцирования, то, согласно исследованию Cushman & Wakefield, занимаемая площадь увеличится на 15–20%, соответственно вырастут и расходы. Однако если хотя бы 50% сотрудников компании будут работать удаленно, то размер занимаемой площади не поменяется.
Уровни безопасности
В европейском офисе Cushman & Wakefield за время карантина создали концепцию офиса будущего – 6 FEET office, то есть офиса шести уровней.
Первый уровень – быстрое сканирование, то есть краткий, но тщательный анализ текущей рабочей среды в области вирусной безопасности и любых других возможностей для улучшения.
Второй – офис, где разработан набор простых и понятных правил поведения, которые ставят безопасность каждого на первое место.
Третий – визуально отображаемая и уникальная маршрутизация для каждого офиса, делающая трафик абсолютно безопасным. Наличие подобной системы значительно минимизирует риски заражения.
Четвертый – рабочие станции, то есть адаптированное и полностью оборудованное рабочее место, где пользователь может безопасно работать.
Пятый – наличие обученного сотрудника, который консультирует и оперативно обеспечивает оптимально функционирующую и безопасную среду объекта.
Шестой – разработка параметров для сертифицирования. У каждой компании должен быть сертификат, подтверждающий, что были приняты меры по внедрению рабочей среды, защищенной от вирусов.
Евгения Лучинская, официальный представитель A-Store Estates, в интервью для CRE, отметила, что для собственников бизнес-центров сейчас как раз самое время проверить инженерно-техническое обеспечение своих зданий и то, насколько оно соответствует предпринимаемым мерам по профилактике распространения инфекций. Большую роль в этом играет вентиляционная система, которая в бизнес-центрах А-класса обязательно должна быть приточно-вытяжной. Кроме того, расчетный расход воздуха на человека должен составлять не менее 60 м3 в час с кратностью воздухообмена не ниже 3 раз – это значит, что воздух в помещении за один час должен смениться 3 раза. Также важна своевременная очистка и замена фильтров в блоках фильтрации, и лучше, если на период ухудшения эпидемиологической обстановки это будут фильтры абсолютной очистки HEPA. При таких условиях в помещении будет создаваться не просто благоприятный микроклимат, а по-настоящему здоровая среда.
В Китае, рассказывает Сариева, в новых бизнес-центрах уже стоят самые лучшие фильтры и системы вентиляции. Эти вещи там закладывались еще до пандемии из-за высокого уровня загрязнения воздуха. Это одна из причин того, почему в Китае работники смогли вернуться на свои места так быстро. Кроме того, по словам эксперта, действует система «умных» лифтов – дверь открывается, и вы поднимаетесь на нужный вам этаж без соприкосновения с поверхностью панели. Такие системы в Казахстане еще предстоит развить. Еще один тренд приведет к тому, что в будущем, полагает Сариева, у компаний не будет своих конференц-залов, а будут общие – на весь бизнес-центр, где система вентиляции будет работать по аналогии с инфекционными отделами больниц.
Найти баланс
Офисы будущего – это не только про ограничения и новые правила. Иногда это совершенно иной взгляд на рабочее пространство, и формируется такой взгляд обычно в умах более молодого поколения. Согласно данным Cushman & Wakefield, 73% сотрудников в мире считают, что их компания должна перевести часть работы на дом. Отмечается, что больше всего хотят работать в гибридном режиме представители поколений Y и Z.
Основатель Seasteading Instituete Пэтри Фридман в интервью для The Telegraph отметил, что люди из технологических центров, таких как Кремниевая долина, ищут новые места работы, которые были бы дешевле и безопаснее. Сам Фридман уверен, что идеальным рабочим пространством для технологичного поколения станут плавучие чартерные города. В таких местах, по его словам, система управления определяется собственным документом (хартией), а не национальным законодательством. Плавучие города могут стать решением не только для обеспокоенных вопросами безопасности и налогов миллиардеров, но и для людей из стран, борющихся с ростом уровня моря, перенаселения или, в нынешнем контексте, с высоким уровнем заражения COVID-19.
Однако, если молодое поколение не хочет регулярно работать в офисе, это еще не означает, что оно предпочитает работу из дома. Согласно исследованию Cushman & Wakefield, у молодых людей обычно имеются проблемы c жильем, они чаще всего сталкиваются с некомфортным домашним рабочим пространством. Зачастую молодежь проживает в арендном жилье совместно с другими соарендаторами или в доме своих родителей. Поэтому маловероятно, что у них найдется индивидуальное рабочее пространство. В основном эти респонденты жалуются на отсутствие условий для сфокусированной работы, а также на высокий уровень отвлечения. В отличие от них старшее поколение, кажется, приспосабливается лучше: данные исследования свидетельствуют о меньшем количестве проблем и положительном опыте работы на дому у взрослых людей, отмечают в Cushman & Wakefield.
По данным RBC, в Москве сегодня корпоративные офисы идут по модели коворкингов в плане организации пространств и сервиса, а девелоперы интегрируют целые этажи с гибкими офисами в новые бизнес-центры. Например, одна из самых крупных сделок 2019 – аренда «Яндексом» 20 тыс. кв. м в деловом центре «Москва-Сити», включая места в коворкинге Business Club.
Это говорит о том, что в ближайшее время работодателям потребуется превратить офис не в пространство контроля и надзора, а в место для эффективной коммуникации. Одно дело, когда ты работаешь удаленно сам на себя, другое, когда функционируешь в корпоративной среде. Удаленная работа сотрудников компании, по мнению многих руководителей, в частности главы «Фридом Финанс» Тимура Турлова, может ослабить личностные отношения и замедлить рабочие процессы. Ведь человек все-таки существо социальное.