В странах Персидского залива хотят дать культурный отпор западному искусству
В странах Персидского залива хотят дать культурный отпор западному искусству
2 года назад 906 islamosfera.ru

Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ инвестируют миллиарды в новые музеи и художественные галереи. В связи с этим возникает вопрос: почему это происходит, и какие работы будут выставлены для широкой публики?

Для футбольных болельщиков, приехавших в Катар на чемпионат мира 2022 года, не было недостатка в музеях и культурных объектах, благодаря которым они могли интересно провести время между матчами. В дополнение к Матхафу – Арабскому музею современного искусства, Национальному музею Катара и Музею исламского искусства на набережной Дохи также можно было посетить районы Сук Вакиф с его галереями бутиков и Катара с мастерскими художников и большим амфитеатром.

Не менее трех новых музеев находятся на стадии разработки, в том числе один в Лусаиле, предназначенный для размещения внушительной коллекции ориенталистского искусства на четырех этажах. Кроме того, в соседних ОАЭ уже открылись для посещения Лувр Абу-Даби, Абу-Даби Арт, Арт Дубай, а также Художественный фонд Шарджи. В ближайшие несколько лет появится больше впечатляющих музеев и выставок, в том числе Музей Гуггенхайма в Абу-Даби, который должен открыться в 2025 году в культурном районе острова Саадият, Музей естественной истории, а также многоконфессиональный проект под названием «Дом семьи Авраама» (был открыт в марте 2023 года).

Визуально впечатляющий Музей будущего открылся в начале 2022 года в Дубае – городе, где с 2007 года открылись десятки художественных галерей и пространств. В Саудовской Аравии, в Джидде, в январе прошлого года открылась первая Биеннале исламского искусства, а недавно было объявлено о планах расширения парижского музея Помпиду за счет пустынного комплекса Аль-Ула и места археологических раскопок.

В цифровом пространстве также появились новые участники, такие как онлайн-музей искусств Халиджи, открытый в 2020 году соучредителями журнала Sekka, Манаром и Шарифой Алхинаи. И всё это всего лишь несколько примеров развивающейся культурной сцены в регионе Персидского залива.

The Imam al-Tayeb Mosque is one of several places of worship featured in the multi-faith Abrahamic Family House complex in the UAE (Ryan Lim/AFP)

Мечеть Имама аль-Тайеба в Доме семьи Авраама в ОАЭ / Источник: AFP/Ryan Lim

Государственные проекты. Еще до того, как кто-то увидит их коллекции и программы, музеи в Персидском заливе, как и другие значительные архитектурные проекты, начинаются с проектирования здания, которое часто поддерживает престиж государства. Так, например, Национальный музей Катара был спроектирован Жаном Нувелем, который получил Премию Ага Хана в области архитектуры в 1989 году для Института арабского мира в Париже, а также спроектировал Лувр Абу-Даби.

Точно так же ожидается, что «Перспективные галереи» – новый проект Помпиду в Аль-Уле – будет спроектирован уроженкой Бейрута, архитектором Линой Готме, которая участвовала в ряде проектов современного искусства во Франции и на международной арене.

Такая тенденция характерна не только для музеев. Архитектор и писатель Тодд Рейс вспоминал, что британский архитектор Джон Харрис завершил план города Дубая в 1960 году. «Идеология Халиджи – это способ спонсируемого государством прогнозирования будущего, появившийся в Персидском заливе в первые десятилетия XXI века», – пишет критик из Дубая Рахель Айма.

Превращение Аль-Улы из пустыни в одно из крупнейших музейных пространств стало ответом на 15-летний план под названием «Путешествие во времени». Под пристальным наблюдением Королевской комиссии по Аль-Уле (2017 г.), министра культуры и наследного принца Мохаммеда бин Салмана планируется создать новые локации для привлечения дивидендов от культурного и экологического туризма в районе, который был впервые заселен десятки тысяч лет назад.

Культура является ключом к развитию страны, а также одним из дипломатических инструментов. Например, Франция является партнером Королевской комиссии по Аль-Уле через Афалулу – собственное агентство по культурному развитию в рамках саудовского проекта.

The Maraya concert hall, is said to be the world's largest mirrored building, and sits in the ruins of Al-Ula, a UNESCO World Heritage site in Saudi Arabia (Fayez Nureldine/AFP)

Концертный зал Марайя, самое большое зеркальное здание из когда-либо построенных, находится на руинах Аль-Улы, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО / Источник: AFP/Fayez Nureldine

Аудитория культурных проектов Персидского залива. На сцене современного искусства задача для этих учреждений будет состоять в том, чтобы определить свои сообщества и аудиторию для долгосрочного и значимого роста.

Художественный фонд Шарджи, основанный в 2009 году шейхой Хур аль-Касими, является хорошим примером развития динамичной платформы, объединяющей глобальное и локальное. Он привлекает художников, кураторов, ученых, критиков и других профессионалов в области искусства с целью обсуждения 30-летия биеннале в Шардже и наследия таких учреждений, как Эмиратское общество изящных искусств, основанное в 1980 году.

Также важно подчеркнуть особенности «правил игры» в разных странах Персидского залива. Например, в Дубае – главном центре регионального арт-рынка, где проживает большое количество иностранцев – современные галереи, как правило, в начале нынешнено тысячелетия больше склонялись к показу работ художников из других регионов. Это было не так распространено в Кувейте, где авангардные галереи, такие как Султан, защищали местных художников с момента открытия в 1969 году.

Kuwait has a well-established art scene, here curator Lucia Topalian, director of the Dar al-Funoon art gallery stands beside a painting by Iranian artist Reza Derakshani (Asser Al-Zayyat/AFP)

Куратор Лусия Топалян, директор галереи Дар Аль Фунун в Кувейте, рядом с картиной иранского художника Резы Деракшани / Источник: AFP/Asser Al-Zayyat

Ориенталистское искусство на Аравийском полуострове. Одним из способов «делать что-то по-другому» может быть переосмысление ориенталистского искусства – движения, пик которого пришелся на XIX век, когда западные художники изображали чувственные и «другие» сцены от Марокко до Персии, часто переплетающиеся с колониальными мотивами.

Ориентализм стал популярным среди арабских коллекционеров и находится в центре внимания катарского музея в Лусаиле. Опираясь на такого рода коллекции, новые художественные институции Персидского залива могут влиять на местную историографию посредством критического изучения арабских и мусульманских репрезентаций.

Такое стремление локализовать, а часто и деколонизировать культурную сцену разделяют известные люди, такие как Султан Суд Аль Кассеми – основатель базирующегося в Шардже Фонда искусства Барджил. «Реальность такова, что 95% выставок посвящены другим странам и регионам», – сказал он в октябре прошлого года на культурном саммите в Абу-Даби. «Нам всю жизнь поставляли искусство с Запада. Нам нужно дать отпор. Все мы должны дать отпор».

A display from the calligraphy museum at Sharjah Centre for the Art of Arabic Calligraphy and Ornamentation, in the Emirati city of Sharjah (Giuseppe Cacace/AFP

Выставка в Центре искусства арабской каллиграфии и орнамента в Шардж / Источник: AFP/Giuseppe Cacace

 

0 комментариев
Архив