В рамках международного расследования Китай обвинили в сокрытии информации о происхождении COVID-19
|
Отсутствие прозрачности и выборочный обмен данными со стороны Пекина помешал работе международных специалистов, которым поручили изучить происхождение пандемии. Никаких окончательных выводов сделано не было.
Китайские власти отказались предоставить исследователям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) необработанные данные о ранних случаях COVID-19, что помешало работе международной группе экспертов, исследующих происхождение пандемии.
Отсутствие прозрачности со стороны Пекина неудивительно после многомесячных отрицаний, проволочек и лживых, противоречащих заявлений в отношении происхождения коронавируса.
Попытки китайского режима переписать историю и оправдать свою роль в распространении лжи по поводу этого смертоносного заболевания делаются, прежде всего, в Ухане, эпицентре пандемии.
Группа специалистов ВОЗ на прошлой неделе завершила свою месячную миссию в Ухане, так и не придя к каким-либо окончательным выводам.
«Нам нужно больше данных. Мы запросили дополнительные данные», — сказал в интервью AFP Питер Бен Эмбарек, возглавлявший миссию экспертов ВОЗ в Ухань.
«Существует не только смесь разочарования, но также и сочетание реалистичных ожиданий с точки зрения того, что выполнимо и в какие сроки», — добавил он.
По словам Бен Эмбарека, группе хотелось бы получить доступ к необработанным данным о более ранних случаях заболевания, включая пневмонию, грипп и лихорадку, которые могли быть связаны с COVID.
До прибытия миссии китайские ученые просканировали свои системы и выявили 72 тысячи таких случаев в период с октября по декабрь.
Они применили набор критериев, чтобы определить, могут ли эти случаи быть COVID, сократив список до 92 случаев, которые они сочли заслуживающими изучения.
Но о конкретных используемых критериях группе так и не сообщили, говорит Бен Эмбарек.
«Мы пытаемся понять процесс перехода от 72 тысяч до 92 случаев», — сказал он, заявив, что доступ к запрошенным необработанным данным позволил бы применить «менее строгие критерии, чтобы у нас было больше случаев, с которым можно было бы работать».
Около трети этих пациентов либо умерли, либо отказались участвовать в исследовании. В последние несколько месяцев китайские власти также провели серологические тесты на антитела у 67 пациентов. Все они оказались отрицательными на COVID-19.
Некоторые специалисты ВОЗ выразили сомнения по поводу надежности тестов, проводившихся спустя такое долгое время после потенциального заражения. По их словам, за это время уровень антител мог упасть до неопределяемого.
Щекотливое положение
Специалисты группы ВОЗ оказались в щекотливом положении.
США, Великобритания и другие страны яростно критиковали задержку с отправкой группы ВОЗ в Ухань, поскольку расследование проводилось более года спустя после выявления первых случаев заболевания.
В субботу (13 февраля) советник по национальной безопасности США Джейк Салливан выразил «глубокую обеспокоенность» расследованием китайским режимом COVID-19 и призвал его «предоставить свои данные с самых первых дней вспышки заболевания».
Исследователи ВОЗ попытались снизить ожидания от их миссии по установлению фактов, заявив, что первоначальное расследование было всего лишь началом.
Но год ожидания и, наконец, четыре недели в Китае в рамках того, что некоторые считают строго контролируемым пиар-туром, только подняли еще больше вопросов и еще больше усилили напряженность в отношениях между Китаем и остальным миром.
Вместо того чтобы содействовать в установлении истины, китайские власти сделали упор на снятии с себя вины и привлечении внимания к «героическому» реагированию Китая и восстановлению экономики.
Пекин неоднократно выдвигал теории о том, что вирус был завезен в Китай в упаковках продуктов, к примеру, замороженных морепродуктов, что ВОЗ не исключает, или бездоказательные предположения о том, что вирус возник в Италии или США.
По словам специалистов, заболевание возникло у летучих мышей и могло быть передано человеку через другое млекопитающее.
Выступая на пресс-конференции в Женеве 12 февраля вместе с Бен Эмбареком генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус похвалил экспертов за проведение «очень важных научных изучений в очень сложных обстоятельствах».
«Были подняты вопросы о том, были ли отвергнуты некоторые гипотезы», — сказал он, добавив: «Все гипотезы остаются открытыми».
«Часть этой работы может выходить за рамки миссии. Мы всегда говорили, что эта миссия не найдет всех ответов, но она добавила важную информацию, которая приближает нас к пониманию происхождения вируса», — заявил Тедрос.
«Не доверяю никому»
Тем не менее, китайские власти препятствуют проведению расследования, отказывая ВОЗ в просьбах предоставить данные по 174 случаям COVID-19, выявленным китайцами на ранней стадии вспышки заболевания в Ухане, сообщает The Wall Street Journal 12 февраля.
Китайские официальные лица и ученые представили подробные сводки и анализ данных о случаях заболевания, а также агрегированные данные и анализ ретроспективных поисков по медицинским записям за несколько месяцев до выявления вспышки в Ухане.
Однако, по словам экспертов, группе ВОЗ не разрешили ознакомиться с исходными данными, что позволило бы им провести собственный независимый анализ.
«Нам показали пару примеров, но это не то же самое, что изучать все из них, что является стандартным эпидемиологическим расследованием», — сказал Доминик Дуайер, австралийский микробиолог из группы ВОЗ.
По словам экспертов, предоставление таких данных — анонимных, но дезагрегированных — это стандартная практика в рамках расследований ВОЗ.
Некоторые исследователи ВОЗ описали бурный обмен мнениями по поводу отсутствия подробностей.
«Иногда эмоции зашкаливали. Я ученый, и я доверяю данным. Я доверяю документальным свидетельствам, основанным на данных. Я не просто доверяю тому, что мне говорят», — заявила 9 февраля датский эпидемиолог из числа исследователей ВОЗ Теа Фишер.
«Вирус определенно циркулировал среди населения до того, как стало известно о первых клинически серьезных случаях», — сказала она.
«Гипотеза о том, что все началось здесь, в Ухане, со спорадическими случаями, которые были задокументированы по всему миру, находится под большим давлением. Но пока мне кажется, что научные доказательства, которые я видела в других местах по всему миру, никоим образом не сопоставимы», — добавила Фишер.