В Мекке сформулировали руководящие принципы сближения мазхабов
|
18 марта 2024 года в Мекке завершилась Глобальная конференция по налаживанию отношений между школами исламской мысли, по итогам которой исламские ученые и муфтии сформулировали единые руководящие принципы по сближению мазхабов. Конференция прошла под эгидой Всемирной исламской лиги.
Участники конференции договорились выйти за рамки непродуктивных споров, которые способны привести к оскорбительной риторике, которая, в свою очередь, приводит к раздробленности и разделению внутри уммы. Нижеизложенные руководящие принципы очерчивают их обязательства, объясняя, как разнообразные школы ислама могут сосуществовать:
1. Мусульмане составляют один народ; они поклоняются одному Богу, читают одну книгу, следуют одному Пророку и разделяют одно направление (кибла), независимо от их местоположения. Они объединены под именем Ислама, и это имя, выбранное Всевышним Аллахом, не может быть заменено. Нет места для посторонних имен и описаний, которые разделяют, а не объединяют, разводят, а не сближают, за исключением тех, которые объясняют учебную программу, при условии, что они не заменяют и не конкурируют с именем Ислама.
2. Мусульманин – это тот, кто свидетельствует о единстве Всевышнего Аллаха как Бога, и о Его пророке Мухаммаде (мир ему и благословение) как посланнике Аллаха, а также мусульманин верит в постановления шариата и постоянство религии, действует в соответствии с ними и не совершает или не верит в то, что мусульмане единогласно считают неверием.
3. Послание Ислама божественно по своему источнику, монотеистично по своему вероубеждению, просвещенно по своим целям, гуманно по своим ценностям, мудро по своему законодательству и полезно для всех; Всевышний Аллах сказал: «И мы послали тебя только как милость двум мирам». Таким образом, мусульмане призваны вернуть свою цивилизационную роль, внося вклад в создание более инклюзивного и полезного будущего, которое обеспечивает устойчивую безопасность и мир.
4. Факты ислама происходят из Откровения, как представлено Священным Кораном и тем, что было достоверно передано от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) или единогласно согласовано Уммой. Кроме того, независимое рассуждение (иджтихад) ученых, основанное на их знаниях и вере, уважается, почитается и считается полезным. Перед лицом разнообразия и разногласий мусульмане должны придерживаться известной этики и правил.
5. Ислам представляет собой последнее послание от Аллаха Его Пророку Мухаммаду (мир ему и блогословение), и никто, независимо от своих знаний и праведности, не может изменить что-либо в Исламе.
6. Достижение целей законодательства включает в себя сохранение шести необходимостей: религия как основа исламской идентичности, защита себя (включая достоинство, безопасность, жизнь), забота о разуме для поддержания баланса в обществе, святость чести для защиты общественных ценностей и сохранение благосостояния от вреда и коррупции, а также защита родных стран от любого вреда.
7. Формирование «умеренного мусульманского характера» является ответственностью ученых, правоведов и их институтов.
8. Разнообразие школ мысли, сект и идеологий среди мусульман является проявлением божественной воли, подчеркивающим неизбежность разнообразия как части законов Бога. Это разнообразие, укорененное в методологических различиях и различных условиях, требует вдумчивого взаимодействия и осторожности. Общие черты среди исламских школ мысли, превосходят их различия.
9. Исламские школы мысли возникли в мусульманском сообществе на основе систематических оснований и научных усилий, основанных на уважении к основным принципам. Обязанность заключается в сохранении этих школ исходя из Ислама и их конструктивного вклада без нарушения их положительных ролей, отклонения от правильности, недоверия к их сторонникам или неправильного использования их разнообразия.
10. Религиозное и культурное единство мусульман является глубинной обязанностью, и стремление к его достижению является благим делом.
11. Мусульмане разного происхождения являются партнерами в создании выдающейся цивилизации. В этом будущем общности преобладают над разделениями и конфликтами.
12. События и уроки истории должны вдохновлять будущие поколения на повторение успехов и избегание прошлых ошибок. Ни юридически, ни логически неприемлемо вспоминать исторические дебаты или разногласия между школами мысли для подрыва единства, братства и сотрудничества внутри уммы.
13. Исламские общности являются устоявшимися принципами, объединяющими умму, отражающими единство, гармонию и совместные обязанности. Глубокое понимание этих принципов укрепляет устойчивость против экстремизма и конфликтов между различными школами мысли.
14. Необходимость проведения регулярных и продуктивных диалогов между исламскими школами для укрепления их братских уз.
15. Основными источниками трагедий были лозунги разделения и экстремизма. Такие виды поведения, подпитываемые маргинализацией, ослабляют узы братства и высокие цели ислама, к великому удовольствию противников ислама и других злонамеренных сил.
16. Мусульманин определяется произнесением и приверженностью к формуле единобожия, верой в принципы ислама. Неприемлемо называть кого-либо неверующим без неопровержимых доказательств, как признано знающими и верующими людьми.
17. Акты объявления неверия (такфир), осуждения инноваций (бид"а) и распространения дезинформации регулируются строгими правилами и требуют точных доказательств. Такие суждения находятся в компетенции институциональных органов с надлежащей квалификацией.
18. Сотрудничество между разнообразными мусульманскими общинами имеет решающее значение для достижения интеграции.
19. Мусульмане объединяются в поддержке справедливых дел как на исламском, так и на международном уровнях, включая стойкость палестинского народа против зверств, их право на независимое государство с Восточным Иерусалимом в качестве его столицы и сохранение исторической и исламской идентичности Иерусалима.
20. Защита компонентов исламской идентичности в неисламских странах имеет решающее значение, особенно в стремлении к признанию их прав в гражданских конституциях. Ученые должны подчеркивать важность оптимального сосуществования, предостерегать от экстремизма и советовать не придерживаться указаний, не подходящих для их обстоятельств, как предписано Шариатом.
21. Семья, как ядро общества, имеет жизненно важное значение для воспитания и руководства молодежи, защиты их от вреда и прививания исламских ценностей братства, понимания, гармонии и сотрудничества.
22. Эффективность образования играет критическую роль в создании семьи, формировании молодых умов и направлении их к светлому будущему под руководством Творца.
23. Девочки в рамках своих ролей значительно способствуют реализации устремлений уммы, и семья имеет центральное значение в обществе и как источник образования.
24. Цель исламского медийного дискурса – способствовать братству и сотрудничеству, повышать осведомленность, исправлять заблуждения внутри Ислама и противостоять оскорбительным кампаниям, призывая мусульман, особенно в неисламских странах, точно представлять свою веру и нести свою ответственность за изображение истинного ислама.
25. Неправильное использование традиционных и новых масс-медиа усугубляет споры и способствует вражде внутри исламских обществ. Публикации в соцсетях должны сосредотачиваться на конструктивных темах и диалогах, которые способствуют исламскому братству и обмену знаниями без высокомерия или клеветы.
26. Предостережение против розни, её причин и подстрекателей имеет решающее значение, как и осуждение подстрекательства, подрывающего исламское братство.
27. Конфликты между мусульманами, вызванные экстремизмом или неуважением к их правовым нормам, не имеют смысла и радуют только противников Ислама. Такие действия аморальны, вредят людям, религии и миру.
28. Предложено проведение ежегодной конференции для подтверждения видения, миссии, целей и ценностей этой встречи, чтобы укрепить приверженность данным принципам.
В следующем году состоится вторая Конференция по налаживанию отношений между исламскими школами мысли. Для облегчения коммуникации между исламскими школами будет создан совместный координационный комитет под названием «Координационный комитет между исламскими школами мысли и ответвлениями».