В Китае обрушились инвестиции в важнейший сегмент экономики
В Китае обрушились инвестиции в важнейший сегмент экономики
4 месяца назад 396 Фото: Eduardo Baptista / Reuters

Переживающая глубокий кризис китайская сфера недвижимости столкнулась с падением притока инвестиций. Об этом сообщило ТАСС со ссылкой на Государственное статистическое управление (ГСУ) КНР.

Снижение за первые семь месяцев 2025 года оценивается в 12 процентов. Инвестиции упали примерно до 750,72 миллиарда долларов. А совокупная площадь объектов на стадии строительства в КНР за январь-июль уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2024 года до 6,38 миллиарда квадратных метров. Для жилой недвижимости падение составило свыше девяти процентов.

Кроме того, в Китае на 16,5 процента упало количество сданных в эксплуатацию зданий. В жилищном секторе снижение составило свыше 17 процентов.

В начале года аналитики прогнозировали, что масштабный кризис в сфере недвижимости повышает уязвимость Китая в торговой войне с США.

Аналитики напоминали, что обвал китайского рынка жилья уничтожил большую часть чистого капитала многих китайских семей, которые традиционно вкладывали большую часть сбережений в недвижимость. Ошеломительными оказались и потери рабочих мест в этом сегменте экономики.

Подсчитаны покинувшие Россию американские компании

В России продолжают вести бизнес 328 американских компаний, хотя до февраля 2022 года их было больше 800. Об этом сообщило РИА Новости.

Оказалось, что 438 компаний из США либо полностью ушли с российского рынка, либо заморозили свой бизнес. Как правило, это промышленные фирмы или компании в сегменте IT. Среди них маркетплейс Amazon, онлайн-кинотеатр Netflix, производители компьютерных компонентов Nvidia и Intel, производитель сетевого оборудования Cisco. Также в этом списке Apple, производитель оборудования для отопления, вентиляции, кондиционирования Carrier, производитель микроэлектроники Microchip Technology.

Ушли из России 72 фирмы, торговавшие продуктами и потребительскими товарами. Например, это New Balance, Tommy Hilfiger и Victoria's Secret. Свернули деятельность и компании из отраслей развлечений, туризма и спорта. В их числе телеканал Discovery и Paramount Pictures Corporation. Еще 46 оставивших российских рынок занимались финансовыми и платежными услугами. Например, это Mastercard, VisaPayPal и CityGroup.

Китаю нужно показать, что он может конкурировать не только по цене

Все больше компаний должны следовать примеру BYD и Huawei и создавать бренды, инвестировать в технологии и предоставлять дифференцированные продукты и услуги

Когда политики начинают использовать интернет-сленг для описания экономики, это признак того, что что-то не так. Слово «нэйцзюань» когда-то использовалось китайскими студентами для обозначения выгорания от, казалось бы, бессмысленной конкуренции. Теперь это проявляется в политическом языке, чтобы объяснить растущее экономическое напряжение, вызванное ценовой войной Китая.

Слишком большое предложение и слабый спрос толкают цены вниз. Дефляционное давление распространяется не только на прибыль компаний, но и на модель роста, на которую Китай полагался на протяжении десятилетий.

Китайское правительство переходит к модели роста, основанной на инновациях, по крайней мере, с 2014 года. Сейчас мы наблюдаем результаты этого сдвига в таких секторах, как электромобили, полупроводники и высокотехнологичное производство, где китайские компании уже не только конкурируют по цене, но и лидируют по технологиям, производственным мощностям и доле мирового рынка. Тем не менее, давление с целью снижения цен остается широко распространенным, особенно среди компаний, которые еще не отказались от роста, основанного на объемах.

У вас есть вопросы о самых актуальных темах и тенденциях со всего мира? Получите ответы на эти вопросы с помощью SCMP Knowledge, нашей новой платформы тщательно подобранного контента с объяснениями, часто задаваемыми вопросами, анализами и инфографикой, предоставленной нашей отмеченной наградами командой.

Следующий этап трансформации Китая зависит от того, как больше компаний последуют примеру таких инновационных гигантов, как BYD, Huawei, Haier и DeepSeek. Это означает выход за рамки недорогой конкуренции и продолжение создания брендов, инвестиций в технологии и предоставления дифференцированных продуктов и услуг.

Этот сдвиг будет нелегким. Индекс цен производителей падает из года в год с конца 2022 года, подпитывая дефляционную спираль. И хотя экономика выросла на 5,2 процента во втором квартале этого года, ценовая власть в настоящее время подрывается.

В течение многих лет многие китайские фирмы конкурировали на зарубежных рынках, предлагая более дешевые товары. Дома, где конкуренция жесткая, основное внимание уделялось масштабу и объему. Эта модель работала достаточно хорошо, когда спрос был высоким. Но поскольку мировая торговля находится под давлением тарифов, а внутренние расходы все еще слабы, производство опережает спрос.

Скорость и масштабы нынешней ценовой войны указывают на проблему слабого спроса внутри страны. Затяжной спад на рынке недвижимости повлиял на благосостояние домохозяйств и снизил доверие потребителей. Проблема со спросом усугубляется сокращением рабочей силы в Китае, которое правительство недавно попыталось решить с помощью субсидий на уход за детьми. Выплаты в размере 3600 юаней (500 долларов США) в год на каждого ребенка в возрасте до трех лет предназначены для стимулирования рождаемости и увеличения расходов домохозяйств.

If you add that to comments earlier this year from Premier Li Qiang, who called for a "mega-sized" consumer economy, it's clear that stimulating domestic demand - not just exports - is now the central economic priority.

That message fits with Beijing's push for more long-term, high-quality development. But while reforms to China's central and local governance as well as fiscal systems have been under way for years, local authorities still face strong incentives to meet ambitious growth targets. When targets are missed, responses can include increased infrastructure spending, land sales or local borrowing - contributing to rising output even in sectors where demand is already soft. The strain is visible in sectors like electric vehicles, solar panels and batteries. 

China's pricing pressures are now drawing attention abroad. In both Europe and the US, policymakers are watching how falling prices in sectors like electric vehicles and solar are affecting their local industries. In Europe, especially, the debate over how to respond is gaining ground. If trade conditions tighten further, Chinese exporters could face more resistance to their goods overseas, at a time when demand at home remains subdued.

So how can China break out of this cycle? Much of the answer lies in boosting consumption at home. Domestic firms must also keep investing in differentiation - through stronger brands, better technology and more compelling experiences. Some firms are already doing this successfully.

In the EV sector, where heavy price competition has squeezed profits, companies like Nio are marketing cars directly to consumers through so-called experience stores located in shopping centres. The company also offers features like battery swapping and an in-car AI assistant. 

Xiaomi has expanded from smartphones into a network of connected home devices, and is now moving into cars; Anta has shifted upmarket by purchasing the Finnish sports brand Amer Sports to target lifestyle-conscious consumers; Midea has moved from selling low-cost appliances into integrated solutions and connected devices.

But most of the industry is still caught in a bruising price war. Businesses should be watching for signs that policy may be shifting; for example, tighter lending conditions or attempts to slow investment in crowded markets.

For all that, reviving domestic consumption is perhaps the most critical challenge. And that will take more than childcare subsidies alone to fix. Until consumer spending can be unleashed at scale, the pressure to compete on price will remain.

Hard choices are required from both policymakers and companies. China has built the capacity. Now it needs to show it can compete on more than just price.

Мнение Марка Гривена

South China Morning Post

0 комментариев
Архив