В каких европейских странах проживает больше всего мусульман?
В каких европейских странах проживает больше всего мусульман?
2 года назад 2956 islamosfera.ru

К 2050 году мусульмане могут составлять примерно 11,2% от общей численности населения Европы, пишет Оисимая Сен Наг.

Ислам – вторая по величине религия Европы. Мусульмане являются религиозными меньшинствами в большинстве европейских стран. В целом, они составляет около 5% от общей численности населения этой части света. Однако, согласно прогнозам Исследовательского центра Pew Research Center, к 2050 году эта цифра может возрасти до 11,2%. Сообщается, что даже если иммиграция полностью прекратится, мусульмане все равно будут составлять 7,4% населения Европы в 2050 году. 

Если в странах Западной Европы ислам представляет собой относительно новое явление, в Балканском регионе он имеет долгую историю. Ислам впервые пришел в Южную Европу в VIIIX вв. с завоеванием Испании. Хотя в более позднюю эпоху он был вытеснен из Пиренейского полуострова, главным образом, силовыми методами, эта религия сохраняла присутствие в Юго-Восточной Европе, куда попала после завоевания мусульманами Ирана в VII веке. Позже под властью Османской империи оказались обширные территории, принадлежащие Первому Болгарскому царству, Сербо-Греческому царству и Византийской империи, благодаря чему значительная часть их населения приняла ислам. Однако к моменту распада Османской империи в 1922 году мусульманское население региона уже сократилось, за исключением некоторых балканских стран. Но большинство этих государств сейчас являются светскими.

Under The Eiffel: Unspoken (Part 1) | From the photoblog Chi… | Flickr

Источник: Flickr

В настоящее время в первую пятерку европейских стран с наибольшей долей мусульман входят расположенные в Балканском регионе. Косово, Албания и Босния занимают самые высокие позиции: 93,8%, 80,3% и 45,2% соответственно от общей численности их населения составляют мусульмане. Ожидается, что к 2050 году доля мусульман в населении этих стран увеличится до 95,2%, 85,9% и 49,4% соответственно. Республика Македония, в которой в 2010 году доля мусульман составляла 39,3%, по прогнозам, вытеснит Боснию и Герцеговину с третьего места, а мусульмане составят 56,2% населения страны в 2050 году.

Среди западноевропейских стран в 2010 году наибольшую долю мусульманского населения имели Франция, Нидерланды и Бельгия – 7,5%, 6% и 5,9% соответственно.

Также к числу лидеров в этом отношении относятся Черногория (18,7%), Болгария (13,7%), Грузия (10,7%), Россия (10%), Германия (5,85%), Австрия (5,4%), Греция (5,3%), Лихтенштейн (5%).

A Muslim British woman leaves a polling station after voting in an election, Dewsbury, West Yorkshire, U.K., May 8, 2005. (Shutterstock Photo)

Источник: Shutterstock

Интересно, что Швеция, которая в 2010 году не входила в число стран, где проживает больше всего последователей ислама, по прогнозам, будет иметь самую высокую долю мусульман (12,4%) в общей численности населения среди стран Западной Европы к 2050 году. За Швецией последует Бельгия с 11,8%. Еще одним новым пунктом в списке к 2050 году станет Великобритания, где, как ожидается, 11,3% всего населения будет придерживаться ислама.

Росту мусульманского населения Европы способствуют крупномасштабная иммиграция мусульман, ищущих убежища в европейских странах, а также увеличение числа тех, кто приезжает на континент для работы и получения образования. В период с середины 2010 года по середину 2016 года Европа приняла около 2,5 миллионов мусульман.

Еще одним фактором является относительно молодой возраст мусульманского населения континента. Средний возраст мусульман в Европе в 2016 году составил 30,4 года по сравнению с 43,8 годами для немусульман. Также, в среднем, в мусульманских семьях больше детей, чем немусульманских.

Европейские мусульмане: три волны миграции

Мусульманское население в Европе неуклонно растет. Основой для этого является увеличение количества мусульманских иммигрантов и рост численности мусульман, уже проживающих там. Маршрут международного миграционного потока теперь идет из Ближнего Востока и африканских стран в Европу, пишет сайт insamer.com.

Сегодня мусульмане составляют 5% населения Европы. Кроме того, можно утверждать, что мусульманское население в Европе увеличивается. Согласно исследованию PEW, мусульманское население здесь станет на 4,6% больше, даже если в течение следующих 30 лет миграции не будет совсем. Европа, население которой даже не воспроизводит себя, нуждается в иммиграции.

Процессы миграции мусульман в Европу – далеко не новое явление на исторической арене. Выделяют три основные волны проникновения ислама в эту часть света.

В период Омейядов в VII-VIII в. ислам распространился на обширную территорию от Северной Африки до Южной Европы на западе и Центральной Азии до Месопотамии на востоке. В VIII в. границы исламского государства достигли юго-запада Европы. Юг Европы, а именно СицилииПортугалии и Испании, оказался под властью арабов. Первая волна мусульманского проникновения, породившая Кордовский халифат в Испании, была вынуждена отступить, потерпев поражение от испанских королей в XV в. Мусульмане в своем большинстве «мигрировали» обратно в страны Северной Африки.

youngcaritas.ch: Migration und Flucht

Источник: youngcaritas.ch

Вторая волна проникновения мусульман в Европу имели место в период Османской империи между XIV и XVI веками. Восточная Европа, включая Балканы и Белград, оказалась под властью турок-мусульман. Эта волна была остановлена после возникновения независимых государств в Европе в результате усиления националистических движений после Французской революции. Это привело в потере Османской империей своих территорий в Европе, и сегодня только в Боснии и Герцеговине, Албании и Косово мусульмане составляют большинство населения.

Третья волна потока мусульманского населения в Европу была порождена новым мировым порядком, возникшим после 1945 года. Европейцы завербовали около 3,5 миллионов мусульман из своих колоний для участия в двух мировых войнах. Большинство оставшихся в живых мусульман по окончанию войны вернулись на свою родину, но некоторые остались в Европе.

German Muslims overcome sectarianism - The Jakarta Post

Источник: thejakartapost.com

Через двадцать лет после этого, с распадом колониальных империй, европейские страны стали приглашать в Европу сотни тысяч людей из своих бывших колоний для работы в тяжелой промышленности. Англия – из Пакистана, Кашмира и Бангладеша, Франция – из Северной Африки, Германия – из Турции. Эти страны предполагали, что когда отпадет необходимость в рабочей силе, мигранты вернутся на родину. Но те стали привозить свои семьи и обосновываться в Европе. Сегодня третье поколение этих трудовых мигрантов играет активную роль в разных сферах – от политики до промышленности, от науки до искусства. Часть из них ассимилировалась, а другая сохраняет свою культуру и религию.

Еще одна волна иммиграции, с которой недавно столкнулась Европа, – это миграция рабочих и беженцев, особенно после 2015 года, из стран Ближнего Востока и Северной Африки, таких как Сирия, Афганистан, Пакистан. В результате этого в Европу прибыло около 2 миллионов человек. Пытаясь добраться до нее, более 10000 человек утонули в Средиземном море. Предполагается, что в среднесрочной перспективе миграция мусульман продолжится, и наибольшее число из них осядет в Германии.

Источник: Getty Images

Мусульмане и создание современной Европы

Недавно вышедшая книга Эмили Гребле «Мусульмане и создание современной Европы» показывает, как исламские институты одновременно формировали и отражали европейские инициативы по национальному строительству, и как мусульмане в Европе влияли на законы и общество в странах, где они жили.

Эмили Гребле является адъюнкт-профессором университета Вандербильта (США), ее специализация – история России и Восточной Европы, ислам в Европе, переход от империи к национальному государству, гражданский конфликт. Ее изданная в 2021 г. в Оксфорде книга «Мусульмане и создание современной Европы» («Muslims and the Making of Modern Europe») сосредотачивает свой анализ на мусульманах Юго-Восточной Европы, которые являются коренными жителями региона.  Она подрывает стереотипные представления, в соответствии с которыми последователи ислама изображаются как простое этническое меньшинство, живущее под колониальным правлением. Эмили Гребле стремится показать, что мусульмане были не просто пассивными субъектами, а активными гражданами, и играют центральную роль в понимании сложных процессов европейского национального строительства и природы европейского равенства, секуляризма и права в XIX-XX веках.

Emily Greble: European History via the Experience of Muslims | Review of Democracy

Источник: revdem.ceu.edu

В книге прослеживается история нескольких поколений мусульман Юго-Восточной Европы с 1880-х по 1940-е годы, начиная с Берлинского договора и заканчивая уничтожением шариатской правовой системы в коммунистической Югославии. Мусульмане жили в Европе сотни лет. Однако в 1878 году многие из них стали формальными гражданами европейских государств. Этот массовый сдвиг в их правах как граждан изменил как повседневную жизнь мусульман, так и европейские законы и общества. Автор раскрывает переговоры мусульман с властями о границах исламского права, природе религиозной свободы, значении прав меньшинств и демонстрирует, как мусульмане помогли сформировать новые политические, социальные и юридические проекты в Европе. На протяжении всего этого исследования Гребле показывает, что все эти процессы является неотъемлемой частью истории Европы, а ислам является «коренным» для региона.

Эмили Гребле говорит: «Не было резкого разрыва между Османской империей и государствами, которые пришли на ее смену [в Европе]: многие османские обычаи, законы, правовые традиции, политические нормы и экономические структуры изменились и адаптировались с течением времени в новых государствах, так же как они менялись и адаптировались с течением времени в Османской империи».

UT College of Liberal Arts:

Эмили Гребле / Источник: liberalarts.utexas.edu

Критикуя общепринятый подход к истории европейских мусульман, Эмиле Гребле приводит такой пример: «Мы считаем само собой разумеющимся, что евреи являются частью прошлого и настоящего Европы. Есть профессора, которые исследуют европейских евреев, есть докторские программы, которые имеют соответствующее направление, есть серии книг, посвященные этому вопросу, и есть много, много разных изданий, есть музеи и мемориалы. Учебники по европейской истории обычно стремятся интегрировать еврейский нарратив. Все это хорошо. Однако необходимо отметить, что у нас нет такого же принятия мусульман Европы как части ее истории. Мусульмане по-прежнему изображаются в основном как колониальные мигранты, беженцы и аутсайдеры. Независимо от того, происходят ли они из Юго-восточной Европы или являются мигрантами, они воспринимаются как находящиеся на периферии европейской истории».

Эмили Гребле заявляет: «Я рассматриваю свою книгу как часть мощной тенденции, которая пытается изменить европейскую историю и сделать ее более инклюзивной. Есть много историков, которые делают это с разных точек зрения. Некоторые люди могут воспринять мою книгу как своего рода личный вызов, поскольку очень трудно противостоять мифам и антимусульманскому радикализму или скрытой исламофобии. Люди не всегда думают об этих категориях или не понимают, что действуют внутри них. Я думаю, что первый шаг – это признать, что мусульмане составляют основное европейское меньшинство и являются частью нашей истории, а затем задаться вопросом, как эта история выглядит с их точки зрения, и что мы делаем для того, чтобы переписать ее, включив все народы Европы».

0 комментариев
Архив