Особые притеснения испытывают протестантские христианские общины и Свидетели Иеговы. На оккупированной Донетчине верующие вынуждены скрываться, боясь преследований. Представители так называемого «министерства государственной безопасности ДНР» регулярно проводят рейды, осуществляют допросы соседей и обыски домов. Попадание в их руки нередко заканчивается пытками — как физическими, так и психологическими.
Притеснения коснулись также представителей Православной церкви Украины. Один из случаев произошел в поселке Каланчак на оккупированной части Херсонщины, где российские военные похитили священника ПЦУ Степана Подольчака. Впоследствии его тело было найдено с признаками пыток.
Эксперты отмечают, что репрессии против религиозных общин, не подконтрольных Московскому патриархату, объясняются страхом Кремля перед свободомыслием. Именно в таких общинах оккупационная власть не может эффективно манипулировать сознанием людей.
Центр национального сопротивления призывает граждан сообщать о фактах нарушений прав верующих, помогая Движению Сопротивления ВСУ. Отправить информацию можно через анонимный чат-бот Центра.
В индийском штате Чхаттисгарх местные власти запретили христианам жить в ряде деревень
В центральном индийском штате Чхаттисгарх восемь сельских советов приняли постановление, запрещающее христианам оставаться в своих деревнях и требующее от них либо отречься от своей веры, либо уехать. Согласно сообщениям, постановление затрагивает около 100 христиан, чье имущество и поля угрожали конфисковать, если они не подчинятся, сообщает Христианский Мегапортал inVictory со ссылкой на The Christian Post.
Деревни района Сукма коллективно одобрили постановление, предписывающее христианам либо отказаться от своей веры, либо лишиться всего имущества и собственности, сообщает базирующаяся в Великобритании организация Christian Solidarity Worldwide.
Местный лидер одной из пострадавших деревень, Мичвар, поддержал постановление, заявив, что полномочия деревенских советов имеют приоритет над Конституцией Индии, которая гарантирует свободу вероисповедания в соответствии со статьей 25.
Запрет, который, судя по всему, является целенаправленной попыткой искоренить христианство в этих районах, вынудил по меньшей мере 40 человек покинуть свои дома, отмечает Asia News.
18 ноября группа христиан подала жалобу в полицейский участок Гадираса, представив аудиодоказательства заявлений, сделанных старостой деревни Мичвар. Однако полиция отказалась регистрировать официальную жалобу, необходимую для начала судебного расследования.
Вместо этого полицейские попросили заявителей отправиться с ними на поле. Когда они прибыли туда, то столкнулись с толпой из 1500 человек, которые начали грабить посевы христиан и требовать от них отречения от христианства. Полиция впоследствии уехала, не вмешиваясь, оставив общину без защиты.
19 ноября представители Христианского форума Чхаттисгарха обратились к окружному коллектору и суперинтенданту полиции, призывая их принять меры. Власти предложили подать жалобу.
Несмотря на распоряжение, регистрация была отложена до 21 ноября, в результате чего жители деревни остались без средств правовой защиты сразу после разграбления.
Около 40 жителей деревни, чье имущество было уничтожено, сейчас ищут убежище в здании церкви в Мичваре. Отсутствие немедленных действий полиции усугубило чувство уязвимости среди христиан региона, которые опасаются постоянных нападений и преследований.
Asia News цитирует о. Томаса Вадакумкару из епархии Джагадалпура, который заявил, что во многих районах Чхаттисгарха христианам «систематически отказывают в основных правах». Он пояснил, что христианам отказывают в праве обрабатывать свои поля, хоронить своих умерших и жить на своей земле.
Насилие и насильственное выселение христиан из деревень Сукмы происходят на фоне растущей напряженности в отношении этой общины по всей Индии.
Объединенный христианский форум, организация, базирующаяся в Дели, зарегистрировал 673 случая насилия в отношении христиан по всей Индии на октябрь этого года. На долю штата Чхаттисгарх приходится 139 из этих инцидентов, и он занимает второе место после штата Уттар-Прадеш по количеству зарегистрированных преступлений на почве ненависти.
30 октября в районе Дантевада штата Чхаттисгарх группа из 14 христиан подверглась нападению толпы, за которым наблюдали полицейские, пишет базирующаяся в США организация по борьбе с преследованиями International Christian Concern.
Христиан, которые не подчинились приказу отказаться от своей веры и продолжили собирать урожай с общего поля, избили деревянными прутьями. Несколько жертв, в том числе две женщины, получили серьезные травмы, включая переломы костей и черепно-мозговые травмы. Дома жертв также были разрушены, а полицейский, пытавшийся вмешаться, был ранен во время нападения.
Нагеш Мича, активист движения за права христиан, выразил сомнение в бездействии полиции.
«Полиция, которая должна защищать основные права человека, позволила избить 14 человек в своем присутствии. Это означает, что есть вышестоящие власти, которые поддерживают толпу», — сказал он.
Районы Сукма и Дантевада штата Чхаттисгарх относятся к племенному, или коренному, поясу штата, где местные советы, или панчаяты, часто имеют значительное влияние.
В Пакистане отменен отказ христианину в исправлении его религии в удостоверении личности
Судья в Пакистане отменил вердикт, отклонивший попытку христианина исправить свое имя и религию в национальном удостоверении личности, так как он стал жертвой фальшивого обращения в ислам, сообщает Христианский Мегапортал inVictory со ссылкой на Christian Daily.
Ахмад Саид, вспомогательный районный судья Паттоки Техсил, округ Касур, провинция Пенджаб, 16 ноября отменил вердикт гражданского судьи Паттоки Миана Усмана Тарика, который постановил, что 24-летний Суфьян Масих не может вернуться к христианству после «обращения» в ислам, сказал адвокат христианина Сумера Шафик.
Адвокат Шафик сказала, что судья по гражданским делам не смог оценить дело ее клиента по достоинству, очевидно, опасаясь ответной реакции со стороны исламистов.
«Постановление судьи по гражданским делам было удивительным, учитывая тот факт, что ни один из свидетелей, включая священнослужителя Хафиза Абдула Вахида, который якобы подготовил поддельное свидетельство об исламском обращении, и двух мусульман, которые утверждали, что были свидетелями предполагаемого обращения, не явились в суд, чтобы записать свои показания, несмотря на неоднократные уведомления», — сказала Шафик в интервью Christian Daily International-Morning Star News.
Масих окончательно подтвердил свою христианскую веру и повторил это заявление в своем заявлении окружному судье, добавила она. Он рассказал судье, что Асиф Али, владелец кирпичной печи, где работал Масих, зарегистрировал его имя в базе данных NADRA как Мухаммад Суфьян, а его религию — как ислам, чтобы закабалить его.
«Будучи неграмотным человеком, Масих не смог прочитать форму, заполненную оператором ввода данных по указанию его работодателя», — сказал Шафик, отметив, что Масих поставил отпечаток своего большого пальца на форме по незнанию.
В решении от 18 мая, которое теперь отменено, судья Тарик сказал: «Ислам учит, что каждый человек является мусульманином от рождения, но родители и общество заставляют его отклониться от прямого пути. Поэтому, когда кто-то принимает ислам, считается, что он возвращается в свое первоначальное состояние».
Он добавил, что в то же время ислам запрещает использовать силу для обращения кого бы то ни было.
Шафик сказала, что вердикт, отменяющий постановление от 18 мая, будет полезен при рассмотрении аналогичных исков в гражданских судах.
«Есть несколько случаев, когда религия христиан была намеренно или по ошибке зарегистрирована как мусульманская в национальной базе данных, — сказала она. — Значительная часть христианского населения Пакистана не умеет читать и писать, поэтому они часто не обращают внимания на раздел о религии в анкете».
Сотрудники NADRA также несут ответственность за бедственное положение малоимущих просителей, поскольку они не следуют стандартной операционной процедуре (SOP) в таких вопросах, сказала Шафик. Операторы данных NADRA обязаны получить обязательство от заявителей во время регистрации их предполагаемого обращения, но они не выполняют эту процедуру, подчеркнула она.
Согласно политике NADRA по регистрации CNIC (Computerized National Identify Card), любая ошибка заявителей в правильном указании религии из-за неграмотности «может быть рассмотрена в категории служебных ошибок». Однако в случае с Масихом NADRA заявило, что его имя и религия не могут быть изменены, поскольку во время регистрации он официально подтвердил свое вероисповедание как ислам.
NADRA утверждает, что, согласно официальной политике, мусульманин не может изменить свое вероисповедание в CNIC на любое другое, в то время как люди, перешедшие в ислам из других конфессий, могут внести изменения в свои CNIC.
Техмина Арора, директор по правозащитной деятельности в Азии международной правозащитной группы Alliance Defending Freedom (ADF), заявила, что непризнание судом низшей инстанции религиозной принадлежности Суфьяна является нарушением как национальных, так и международных законов.
«Мы приветствуем решение окружного суда Паттоки защитить право Суфьяна Масиха жить по своей вере как христианин, — сказала Арора в интервью Christian Daily International-Morning Star News. — Это дело подчеркивает, что христиане в Пакистане сталкиваются с дискриминацией на разных уровнях».
ADF International поддержала адвоката Масиха в представлении интересов обедневшего христианина, а также в привлечении внимания к этой проблеме на глобальных форумах.
Подробно рассказывая о проблемах, с которыми сталкиваются христиане из-за неправильных удостоверений личности, Арора сказала, что простая опечатка в категории религии в удостоверениях личности может быть использована для того, чтобы помешать христианам свободно исповедовать свою веру.
«Это также препятствует их возможности устроиться на работу из-за отсутствия действительных документов, удостоверяющих личность», — добавила она.
Статья 20 Конституции Пакистана предоставляет гражданам право исповедовать, исполнять и распространять свою религию. Эта свобода также гарантируется статьей 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая гласит, что «в тех государствах, где существуют этнические религиозные или языковые меньшинства, люди, принадлежащие к таким меньшинствам, имеют право совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды или пользоваться своим языком».
Аналогичным образом, в Декларации Организации Объединенных Наций 1992 года говорится, что лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться своим языком в частной и общественной жизни свободно, без какого-либо вмешательства или дискриминации в какой-либо форме, и предусматривается эффективное участие меньшинств в культурной, религиозной, социальной, экономической и общественной жизни, а также в процессах принятия решений по затрагивающим их вопросам.
В большинстве школ исламской юриспруденции вероотступничество считается грехом, караемым смертью. Хотя в Пакистане нет специального закона, лишающего мусульман права менять религию, вероотступничество может быть наказано в соответствии с разделом 295-A закона о богохульстве, который предусматривает до двух лет тюремного заключения за «оскорбление религиозных чувств любого класса граждан».
Как и в предыдущем году, Пакистан занял седьмое место в списке самых трудных мест для христиан, составленном организацией « Open Doors в 2024 году.
Продажи Библии в России выросли в полтора раза
Издательства третий год фиксируют повышенный спрос на религиозную литературу. Книжные сети и маркетплейсы отмечают рост продаж Библии в 1,5−2 раза. На фоне экономической нестабильности тренд возникает и в других странах.
Продажи различных изданий Библии в России по итогам первых трех кварталов 2024 года выросли на 52% год к году в натуральном выражении. Об этом РБК сообщили в крупнейшей российской книжной сети «Читай-город». По данным Ассоциации книгораспространителей, всего в России 2,5 тыс. торговых книжных точек, «Читай-город» насчитывает больше 560.
В ассортименте «Читай-города» представлены более 50 вариантов изданий Библии. Наибольший интерес покупателей, по данным сети, вызывает Библия в Синодальном переводе 1876 года (издание 2022 года). Ее продажи в январе—сентябре 2024 года увеличились на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го и в два раза — в сравнении с 2022-м.
Рост продаж Библии в натуральном выражении фиксирует и маркетплейс Wildberries. За период с января по ноябрь 2024 года покупок стало почти в 2,2 раза больше, чем в этот же период год назад. В 2023 году к 2022-му рост был 94%. Продажи Евангелия на Wildberries также выросли на 46%. Представители еще одного маркетплейса Ozon на запрос РБК не ответили.
Из прочих религиозных изданий чаще всего покупают Новый Завет, констатируют в «Читай-городе». По сравнению с Ветхим Заветом спрос на него в два раза выше. Но заметного роста продаж по этим книгам в этом году зафиксировано не было.
Как растет интерес к книгам о религии
Еще несколько лет назад издатели и книготорговая розница отмечали падение спроса на религиозную литературу, напоминают в пресс-службе крупнейшего в России издательского холдинга «Эксмо-АСТ» (включает издательства «Эксмо», АСТ, «Азбука-Аттикус», «Манн, Иванов и Фербер» и др.). В период с 2019 по 2021 год снижение достигало 20−30%. В последние же три года фиксируется «стабильно высокий интерес» к этому сегменту. Впервые об этом заговорили еще летом 2023 года, когда по итогам первых шести месяцев продажа религиозной литературы выросла год к году на 40%. Тогда глава издательства «Эксмо» Евгений Капьев утверждал, что новый тренд пришел вслед за ростом продаж карт Таро и книг по эзотерике, и объяснял его «высокой степенью неопределенности в мире».
В условиях нестабильности и глобальных перемен «многие находят утешение и поддержку в вере, стремятся понять глубинные смыслы жизни и обрести внутреннюю гармонию», отмечают в «Эксмо-АСТ». Насыщенная новостная повестка «побуждает многих обращаться к книгам в поисках способов справиться с тревогой, осознать значимость своей жизни», добавляют в холдинге. «Библия и другие религиозные труды предлагают обратиться к вечным истинам, проверенным на протяжении всей истории человеческой цивилизации, — утверждают в “Эксмо-АСТ”. — Наиболее популярны книги, которые дают ответы на сложные вопросы простым и понятным языком, что особенно ценно для родителей, которые стремятся воспитать детей в важной для них системе координат. Кроме того, заметен рост интереса к тематике, касающейся роли женщины в духовной жизни, что подтверждается спросом на издания вроде “Сила женской молитвы. Духовная жизнь женщины”.
Пользуется ли Библия спросом за рубежом
За рубежом тренд на религиозную литературу отстает от российского: всплеск спроса зафиксирован только в этом году. Так, продажи Библии в США с января по октябрь 2024 года выросли на 22% относительно аналогичного периода 2023 года, сообщала The Wall Street Journal со ссылкой на данные компании Circana BookScan. Издание связывало это с беспокойством граждан по поводу экономики, конфликтов за границей и неопределенностью на фоне выборов. При этом больше четверти граждан США, по приведенным в той же статье данным исследовательского центра Pew, не считают себя последователями той или иной религии.
На продаже фирменных Библий заработал около $300 тыс. и Дональд Трамп, писала в августе этого года The New York Times со ссылкой на его финансовый отчет. Брендированная Библия, указанная в отчетности как The Greenwood Bible, продается за $59,99 и включает рукописный припев песни God Bless the USA кантри-певца Ли Гринвуда. Экземпляр ограниченного тиража с подписью Трампа продавался за $1000. «Это единственная Библия, одобренная президентом Трампом», — отмечалось в описании на сайте. В ноябре 2024 года Трамп был избран 47-м президентом США.
Сейчас интерес к религиозным книгам по отношению к прошлому году остается стабильным, утверждают в «Читай-городе». В среднем за год по всей сети продается свыше 50 тыс. изданий в этом сегменте. Более 3 тыс. религиозных книг продается в отдельно взятом детском разделе. При этом продолжают появляться новые издания, адаптированные для разных категорий читателей: от подарочных до карманных форматов.
Впрочем, в отдельно взятых издательствах рост спроса на религиозную литературу все же продолжается. По словам бренд-директора издательства «Бомбора» (входит в издательский холдинг «Эксмо-АСТ»), увеличение продаж в этом сегменте за первые девять месяцев 2024 года составило 73% в штуках год к году. На 98% вырос спрос на книги по православному христианству. Чаще всего покупатели приобретают такие книги, как «Детям о Боге. Простые ответы», «Сила женской молитвы. Духовная жизнь женщины» и «Первые шаги к Богу».