В чем секрет несгибаемой силы пуштунов.
|
Сейчас, когда в политических и экспертных кругах обсуждается будущее Афганистана, от внимания СМИ совершенно ускользнули важнейшие факторы, определяющие поведение большинства населения этой страны – пуштунов. Одной из главных составляющих самосознания этого народа является происхождение всех многочисленных пуштунских племен от одного легендарного предка Кайса Абдуррашида (Патана). Это всегда сплачивало пуштунов перед внешней агрессией. Второй основой национального самосознания является свод обычаев пуштунов, который называется Пуштунвали (Пуштунвалай). Он восходит еще к доисламской эпохе и культуре предков пуштунов – саков и эфталитов. Ключевыми понятиями этого свода являются «нанг» и «бадал». Нанг – это честь, защита которой касается каждого пуштуна, будь это старейшина племени или его рядовой член. Честь пуштуна неприкосновенная и это до сих пор является основой как взаимоотношений между разными племенами, так и с чужестранцами. Попрание чести для пуштунов является сильнейшим оскорблением.
Зачастую многочисленные конфликты пуштунов с разными колонизаторами начинались с оскорбления их племенной чести, которую «белые люди» были склонны игнорировать. Любое посягательство на свободу, земли и имущество какого-либо пуштунского племени, не говоря уже об убийстве его члена, означает нарушение нанга. В этом случае наступает очередь бадала (воздаяния). Бадал воспринимается пуштунами как неотъемлемая часть справедливости, ведь наказание обидчика, перешедшего морально-этические границы, и является актом ее восстановления. «Пуштунвалай» предписывает в таком случае вступать в противостояние с обидчиками, быть смелым и настойчивым, добиваясь их привлечения к ответственности. При этом всякие проявления трусости и малодушия осуждаются. Благодаря таким моральным установкам пуштуны могли добиваться от колонизаторов разного рода компенсаций за их различные действия и практически всегда в долгой исторической перспективе одерживали верх над ними.
На основе Пуштунвалай существует такая социальная группа как Лашкар – племенное ополчение, главной задачей которого является охрана мирного труда и обеспечение мирного существования всех членов племени от мала до велика.
Еще одним инструментом Пуштунвалай является Джирга – совет племени, на котором его старейшины решают все жизненно важные вопросы. Совет всех пуштунских племен называется Лойя Джирга.
Пуштунвалай предписывает пуштунам хранить семейные ценности, соблюдать взятые на себя обязательства, проявлять гостеприимство и заботу о чужестранцах, оказавшихся на их территории. Этот кодекс также обязывает их любить и ценить родную землю, территорию обитания племени и заботиться о ней, бережно возделывая и сохраняя ее естественную среду. Кроме этого пуштуны обязаны хранить свой язык – пашто и чистоту крови, выбирая брачных партнеров только среди соплеменников.
Третьей составляющей самосознания пуштунов является ислам суннитского толка. Среди них очень популярен суфизм, что может даже вызывать удивление тем, что эти суровые люди-воины живо интересуются философско-нравственными аспектами религии. Шейхи различных суфийских тарикатов почитаемы среди пушутунов и являются для них непререкаемыми духовными авторитетами. Они способны объединить вокруг себя тысячи последователей-мюридов.
Следует отметить, что попытки представить афганцев дикарями, которым неведомы никакие нравственные законы в основном идут со стороны прозападных либеральных СМИ, которые не меняли своего отношения к ним еще со времен колониализма. Сами афганцы не раз давали уроки хороших манер колониальным «джентльменам» и научили-таки их считаться со своей ясно обозначенной позицией. В этом им помогал их «рыцарский кодекс» Пуштунвалай, а исламская религия укрепляла духовный стержень народа.
Пуштуны: главные тайны самого мстительного афганского народа
Пуштуны – самый многочисленный народ на планете, сохранивший родоплеменные отношения. Пуштуны – правоверные мусульмане. Для них крайне важен кодекс чести, который они соблюдают с незапамятных времен.
Сыны Израиля
Пуштуны (иногда их называют афганцами) – ираноязычный народ, образующий почти сплошной ареал обитания, разделенный между двумя государствами – Афганистаном и Пакистаном. Точное число пуштунов затруднительно подсчитать, так как в Афганистане с 1979 года не проводилась перепись населения. Приблизительно оно оценивается в 42 миллиона человек.
По легенде пуштуны ведут свой род от первого царя Израиля Саула. Легенда гласит, что у сына Саула Иеремии родился сын по имени Афган, чьи потомки спустя много веков перебрались в город Джат на территории нынешнего Афганистана. Со временем в этих местах появились арабы. И вот однажды произошла встреча арабского военачальника Халид ибн аль-Валида с вождем местных племен Кишем – потомком Афгана. Кишу приглянулась вера арабов. Он принял ислам и взял себе мусульманское имя Абдул Ибн-Рашид, под которым и прославился в последствие как полководец и любимец Магомеда. Интересно, что не только легенды, но и многие арабские хроники повествуют о расселении потомков Афгана, называя конкретное место.
Так, «Мират уль-Алам» («Зеркало мира») рассказывает о странствиях иудеев и упоминает города, куда они прибыли из Святой Земли: Гхор, Газни и Кабул. Широкой общественности версию о происхождении афганцев от евреев впервые в XIX веке поведал капитан британской разведки Александр Бернс. В доказательство этой теории он приводил этноним «пашту» («пушту»), который, по его мнению, происходил от еврейского слова «пашт» («рассеянные»). Любопытно также, что название столицы Афганистана Кабул созвучно названию деревни в иудейской Самарии.
Народ чести
Британский офицер Дензил Иббетсон в 1881 году писал: «Настоящие пуштуны являются, вероятно, самым диким из всех племен, с которыми нам приходится иметь дело в Пенджабе. Они в высшей степени кровожадны, жестоки и мстительны: они не знают, что такое истина или вера, поэтому выражение «у афганца нет совести» стало поговоркой среди его соседей».
Менталитет афганцев всегда был чужд европейцу, потому что этот народ живет не по совести, а по чести. Именно пуштунская честь стала непреодолимым препятствием на пути британских колонизаторов. Пуштуны относятся к числу наиболее ревностных почитателей ислама.
Однако складывавшиеся задолго до принятия ислама нормы и правила поведения заставляют их придерживаться традиционного кодекса чести – пуштунвали. Пуштунвали (в переводе с пушту – «образ жизни пуштунов») можно охарактеризовать как свод ценностных представлений и норм, обычаев и обрядов, регулирующих в силу своей непреложности поведение членов афганского общества как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Законы пуштунвали нередко противоречат тому, что записано в Коране и хадисах. К примеру, чтобы доказать факт супружеской измены по шариату необходимы показания четырех свидетелей. Для пуштунвали достаточно обычных слухов, поскольку в случае измены на кону оказывается честь всей семьи. Путешественники, которые наблюдали за бытом пуштунов, говорили, что в качестве своих руководящих принципов они используют наполовину Коран, наполовину пуштунвали.
Пуштунвали – это суть жизненного уклада афганцев, которым они отличаются от других народов. Только тот, кто в течение всей своей жизни неукоснительно придерживается кодекса чести пуштунов, может заслужить уважение своих соплеменников. Что же требуется, чтобы стать истинным пуштуном? В основу пуштунвали положено шесть принципов: гайрaт – чувство собственного достоинства и национальная гордость; нанго-намyс – честь, репутация, доброе имя; имандари – набожность, добросовестность и порядочность; сабaт и истикамaт – упорство и целеустремленность; мусавaт – равенство; бадaл – компенсация или месть. Первое, с чего должен начать пуштун, – научиться самостоятельно распоряжаться своим домом, семей, имуществом, землей, скотом. Это первооснова всего существования. Неспособность справиться с элементарными обязанностями для пуштуна равносильна потери чести и достоинства, а это больше чем позор. Пуштун должен стремиться к справедливости и готовности до конца защитить собственную честь, как и честь других: женщин, детей, стариков, больных и немощных. Если он проявляет слабость, то рискует стать изгоем. Пуштунвали предписывают афганцу быть толерантным и гостеприимным хозяином – предоставлять убежище и защиту всем, независимо от их веры и социального статуса.
Дела племенные
Важнейшим элементом, скрепляющим социальную организацию афганцев, является джирга (совет) – орган племенного самоуправления и правосудия, создаваемый по мере необходимости для решения какого-либо важного вопроса. Пуштунвали отнюдь не тоталитарная система, подчиненная законодательным нормам. Право толковать пуштунвали и определять его применение в каждом конкретном случае принадлежит племенным авторитетам. Умудренные жизненным опытом и наделенные организаторскими способностями старцы выступают на джиргах в качестве своеобразных племенных судей, воплощающих в себе и судебную, и законодательную власть. Джирги различаются по уровню обсуждаемых на них проблем. Так, сабха-джирга занимается обсуждением и решением внутренних проблем, касающихся конкретного селения, например, примирительным разбирательством ссор, улаживанием конфликтов по вопросам распределения воды, земли или пользования общинными угодьями. Заседания джирги проходят гласно, с участием всех желающих, включая и женщин. Самти-джирга призвана решать внешние задачи, затрагивающие отношения рода и племени с соседями или центральными властями. В такой джирге могут участвовать только родовые старейшины и влиятельные представители духовенства.
Джирга – орган временный, прекращающий свое функционирование после того, как ему удастся или не удастся решить заявленные проблемы. На джиргах каждый волен высказывать сове мнение, однако строго воспрещается говоритьнепристойности, ругаться и оскорблять кого-либо словом или действием. Любопытно, что пуштуны не голосуют традиционным поднятием рук. Решение считается принятым, когда против него никто не возражает. Но встречается категория афганцев, которая не нуждается в совещательных органах. Они все решают с позиции силы. Британский журналист Кен Гест, в прошлом боец диверсионных войск, описывал свою встречу с пуштуном – участником незаконного бандформирования, произошедшую в 1989 году. Бандит тогда ясно изложил Гесту свою позицию: «Все, что оказывается на территории, находящейся под моим контролем, по праву принадлежит мне». «Он выиграл спор благодаря своему громкому аргументу – близости ствола его штурмовой винтовки АК-47 от моей груди, – вспоминал журналист. – В результате этой победы пуштун завладел теми предметами, которые, по его мнению, свидетельствовали о чрезмерности моего богатства — моими часами и моими брюками!»
Разноликая месть
Стержнем пуштунских обычаев является бадал (месть). В нем наиболее ярко проявилась типичная черта пуштунов – нетерпимость к оскорблению. Бадал предписывает любой ценой отомстить обидчику, тем самым компенсировав ущерб, нанесенный собственности или чести. А честью афганцы очень дорожат. «Лучше лишиться головы и богатства, чем чести», – гласит афганская поговорка. «Око за око, зуб за зуб и кровь за кровь» – этому правилу пуштун следует неукоснительно. Обычай кровной мести до сих пор порождает межплеменные ссоры, а иногда и вооруженные столкновения, охватывающие целые районы. Зачастую небольшая ссора, поводом для которой может послужить, к примеру, нарушение установленной очередности при поливе полей превращается в кровавое побоище с применением кинжалов и ружей. Кровная месть в пуштунских племенах носит избирательный характер. Так, если убийство совершил соплеменник, то на него, как правило, «плата крови» не распространяется. Но если убийца принадлежит к другому племени, то пострадавшее племя всеми доступными способами стремится восстановить свою честь и достоинство. Объектом мести нередко становится не только убийца, но первый попавшийся под руку соплеменник обидчика. В некоторых пуштунских племенах обычай бадал может служить средством прекращения кровопролития и кровной мести. Так, племя преступившего закон в качестве компенсации может выдать родственникам убитого одну или несколько невест. Еще одна сторона обычая бадал – платить взаимностью за оказанную услугу. К примеру, на приглашение в гости обязательно нужно ответить тем же. Пуштуны умеют не только мстить, но и сохранять добрососедские отношения.
Что это за "Афганские талибы" и почему их никто не может победить
США выводят войска из Афганистана и многие политологи рассматривают это как поражение в войне с талибами. Об этих самых талибах* сейчас много говорят, но мало кто объясняет, кто это вообще такие и почему они такие непобедимые.
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, но для начала нам нужно немного разобраться в основах.
*Признаны террористами и запрещены в Казахстане
1. Не народ и не нация
Вопреки представлению некоторых обывателей, талибы – это вовсе на национальность и не население какого-то определенного региона.
Среди талибов есть много узбеков, таджиков, пакистанцев, чеченцев, арабов и т.д. Думаю, там даже и русские есть.
2. Не только Афганистан
Также, талибы ведут свою деятельность и за пределами Афганистана. Например, в мире существует целое государство талибов – Вазиристан.
Правда, государство это не признанное и занимает часть территории Пакистана.
Напомню, что армия Пакистана – довольно сильна (у них и ядерное оружие имеется). Но даже и эта армия ничего не может сделать с талибами и потому они управляют Вазиристаном с 2006 года.
3. Талибы – это... студенты
В арабском языке есть слово "Талиб", которое так и переводится – "ученик", "студент", "учащийся медресе" (религиозной школы).
Из арабского это слово перекочевало в язык пушту (один из народов Афганистана). В их языке к слову "талиб" прибавили окончание -АН, которое означает множественное число.
Таким образом, "Талибан" – это "ученики, студенты". А "талиб" – один из представителей Талибана. Естественно, студентами они себя считают не потому, что учатся в ВУЗах, а потому, что следуют идеалам ислама.
Исламистское движение Талибан зародилось именно среди народа пушту в 1994 году, а в 1996 году оно захватил власть во всем Афганистане.
4. Кто такие исламисты
Если говорить просто, то исламисты (веткой которых являются Талибан) – это та часть мусульманства, которая стремится установить законы шариата как основные в государстве и обществе.
Про законы шариата объяснять не буду, думаю вы имеете о них примерное представление. Здесь важно понять, что не любой мусульманин – исламист.
Например, в Турции, Казахстане или Башкирии тоже живут мусульмане, но они живут по светским законам, а не пропагандируют шариат. Таким образом, они исламистами не являются.
Наиболее известными течениями исламизма, кроме талибана, считают:
- ХАМАС в Палестине (который воюют с Израилем)
- Хезболлу в Ливане
- ИГИЛ в Сирии и Ираке
- Братьев-мусульман в Египте
- Аль-Каиду
Всего таких течений – десятки. И практически все запрещены в России, как террористические.
4. Чего же хотят талибы
Если очень коротко и образно, талибы хотят, чтобы в Афганистан (ну, и вообще везде) вернулось Средневековье.
И это не оборот речи, не сарказм. Талибы осознанно и целенаправлено проводят политику, согласно которой общество должно жить также, как оно жило во времена появления Ислама.
То есть они считают, что весь этот прогресс, наука, образование, светские отношения – это все против бога и подлежит демонтажу. Люди должны жить в селах и заниматься сельским хозяйством.
Под строгим запретом:
- Музыка и музыкальные инструменты
- Компьютеры, гаджеты, интернет
- Шахматы
- Живопись, кино, скульптура
- Обсуждение секса, публичное проявление интимности (вроде поцелуев) и т.д.
- Практически к нулю сведено женское образование. Также женщинам запрещено работать, появляться на улице без мужа или родственника-мужчины, лечиться у врачей-мужчин и т.д.
Короче говоря, талибы – это наиболее ортодоксальная часть мусульман, стремящаяся к максимальному откату в прошлое.
6. Почему никто не может победить Талибан
И это касается не только США. Талибов не смог выгнать со своей территории Пакистан. И действующая власть Афганистана тоже бессильна против движения исламистов.
Причин у такой стойкости много, но главная звучит так:
Талибан опирается на большинство афганского общества, что позволяет ему вести партизанскую войну
То, что мы описали выше, все эти средневековые запреты, для нас с вами звучит дико. Однако, для обычного афганского крестьянина, живущего где-то в горах и ущельях, подобные идеи вызывают душевный отклик.
Талибы продвигают те идеи, которые нравятся афганскому большинству, а именно – крестьянам. Именно поэтому сколько бы США не воевали с талибами, число последних постоянно растет.
Так, в 1995 году их было всего 25 000 человек, а в 2000-м уже 110 000. То есть число сторонников выросло более чем в 4 раза.
После этого в страну вошли американские войска и число талибов по понятным причинам сократилось до 10 000 и даже меньше. И, казалось бы, вот она – победа! Можно гордо поднимать американский флаг. Но нет...
После первого удара талибы начали вновь увеличивать свое число. В 2010 их было уже почти 30 000, в 2015 – 60 000, а сейчас, на момент вывода войск США количество талибов равно или даже превышает уровень 2000-го года.
И это не смотря на войну, на постоянное давление. Афганцы уходят в Талибан, потому что он отвечает их внутренним убеждениям.
Поэтому, чтобы победить Талибан, нужны не бомбы. Нужно просвещение и правильное религиозное образование. Без "перестройки мозгов" всего афганского общества справиться с Талибаном невозможно. На афганской почве у него просто бесконечный человеческий ресурс.
Этот ресурс позволяет вести партизанскую войну. А в такой войне, как известно, победить просто невозможно. В такой войне против тебя воюет не армия, а весь народ, включая детей и стариков. И что в такой ситуации делать? Только уходить, другого пути просто нет.