Узбекистан: когда бухарские евреи получат собственный музей? (Eurasianet, США)
Узбекистан: когда бухарские евреи получат собственный музей? (Eurasianet, США)
5 лет назад 1327 inosmi.ru

В статье рассматривается идея создания этнографического музея в еврейском квартале Бухары. По мнению экспертов, этнографический музей мог бы увековечить память об этой «хрупкой и исчезающей части наследия города». Одним из аргументов в пользу музея является то, что он поможет сохранившейся в городе общине бухарских евреев лучше узнать и понять свою историю.

Kогда над старым кварталом Бухары неподалеку от шумной площади Ляб-и Хауз опускаются сумерки, в его узких переулках можно услышать гул еврейской молитвы. Он исходит из синагоги — маленькой молельни с длинной историей. В один пятничный вечер, когда сюда пришел корреспондент «Эурейшанет», здесь собралось всего чуть больше десятка человек, чтобы встретить шаббат.

Самым ценным достоянием этой синагоги, построенной четыре столетия назад, являются два древних свитка Торы, которые пережили столетия войн, капризного правления эмиров и революций. Несмотря на то, что община ими очень дорожит, свитки скромно лежат в простом стеклянном шкафу.

Раввин Абрам Исхаков утверждает, что свиткам, возможно, тысяча лет, что, вероятно, является преувеличением. «Даже в Израиле или Америке нет таких древних копий Торы. Но мы, бухарские евреи, сумели их сохранить. Это было опасным делом в советские времена. Люди рисковали своей жизнью. Но это показывает, что уважение к Богу и религии пересиливало страх перед коммунизмом», — сказал Исхаков. 

По словам Исхакова, в 2009 году один из свитков был украден, но воров быстро нашли и драгоценные реликвии вернули в целости и сохранности.

Роберт Алмеев, 72-летний уроженец Бухары и эксперт по ее истории, считает, что давно пора создать этнографический музей, чтобы увековечить память об этой хрупкой и исчезающей части наследия города. Алмеев — давний куратор музеев. Он принял участие в создании более десятка музеев по всему городу. В 1990-х годах он начал продвигать идею создания этнографического музея в еврейском квартале. На то, чтобы добиться согласия городских властей, ушло шесть лет. «Я тщательно разработал концепцию музея. Мы выбрали место — дом богатого еврейского торговца, который жил там сто лет назад. Мы проработали все до мелочей — планировку, экспонаты. Все было готово. Но затем, не знаю почему, инициатива застопорилась. Сейчас в этом месте открыли ресторан», — поделился Алмеев.

История появления еврейской общины в Бухаре является спорной и сложной. Алмеев придерживается мнения, что они прибыли за два столетия до арабского завоевания начала VIII века. Существует и менее правдоподобная версия о гораздо более ранней дате.

Любые серьезные попытки разобраться в этом запутанном вопросе потребуют согласованных усилий в сфере историографии с целью отследить не только передвижение евреев, но также волны репрессий и усилия по насильственному обращению их в другие религии, с которыми они столкнулись.

Но Альмеев также хотел бы, чтобы музей отразил разнообразие жизни евреев в Бухаре, которые занимались торговлей, банковским делом, медициной и музыкой.»Самым выдающимся их ремеслом было окрашивание шелковых и хлопчатобумажных тканей. Они особенно славились изготовлением прозрачной шелковой ткани, из которой затем шили женские платки», — сказал он.

В 1989 году, согласно последней советской переписи, в Бухаре проживало более 28 тысяч евреев. К началу нового тысячелетия их число сократилось до 10 тысяч. Численность общины продолжает быстро сокращаться. Однако многие из уехавших продолжают проявлять живой интерес к малой родине. «Наша история исчезает. Крайне важно, чтобы мы сохранили все, что осталось. Наши братья, скучающие по своей исторической родине, приезжают из России, Америки и Израиля. Если бы мы построили музей, им было бы намного интереснее», — сказала жительница Бухары Ширин Якубова.

C 2018 года граждане Израиля и государств Евросоюза могут приезжать в Узбекистан без визы. Особенно перспективной является идея привлечения израильских туристов. В прошлом году посол Израиля заявил в интервью, что в его стране проживают 250 тысяч выходцев из Узбекистана.

Музей также мог бы помочь оставшимся в Бухаре представителям еврейской общины лучше узнать и понять свою историю. По словам Якубовой, молодые люди часто не имеют ни малейшего понятия об истории своих предков, и этот процесс усугубился отъездом большого количества людей.

Но есть и исключения. Каждые выходные 13-летний Беньямин Бадалов прилежно посещает еврейскую школу. Его тоже расстраивает отсутствие музея. «Странно, что Бухару называют городом-музеем, а у нас музея нет. Может быть, кто-нибудь может составить онлайн-справочник по истории бухарских евреев? Таким образом любой сможет узнать о евреях в этом городе», — сказал Бадалов.

Чиновники в администрации города даже не помнят, что два десятилетия назад было принято решение о создании музея. «Чтобы найти этот документ, придется покопаться в архиве, — сказал представитель городской администрации Вахид Ниязов. — В городе уже функционирует культурный центр бухарских евреев. Но они тоже должны внести активный вклад в то, чтобы открыть этот этнографический музей».

В Узбекистане имамы дают установку уезжающим в Россию мигрантам (ВИДЕО)

Узбекские имамы начали читать проповеди соотечественникам, уезжающим на заработки в Россию перед самым их отъездом, передает «Озодлик». 

Подобная проповедь, прошедшая в международном аэропорту Намангана, была запечатлена на видео. 

На кадрах имам напутствует мигрантов, как следует вести себя вдали от родины. 

Священнослужитель посетовал на то, что некоторые узбеки, находясь за рубежом попадают под влияние миссионеров и «из-за каких-то нестоящих денег продают свою религию». 

По его словам, истинный мусульманин должен оставаться верным своей религии до конца жизни. 

Также проповедник призвал верующих сохранять супружескую верность и не попадаться крючок идеологов экстремизма. 

По информации издания, проповеди проводятся в аэропортах страны в рамках госпрограммы, разработанной Комитетом по делам религий. Встречи с имамами происходят непосредственно в зале ожидания. 

В последнее время муфтият Узбекистана активировал работу с работающими в РФ узбекскими мигрантами. Так, например, недавно в Свердловской области побывала группа имамов, которые выступили с проповедями для мигрантов. Аналогичные мероприятия были проведены и в других российских городах, включая Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.

Узбекистан разработает новый закон о религии с помощью ООН и ОБСЕ

Власти Узбекистана привлекут для разработки новой редакции закона «О свободе совести и религиозных организациях» международных экспертов, в том числе ООН и ОБСЕ.

Как сообщает МИД республики, закон был принят в стране в 1991 году, последние изменения вносились в него в 1998 году. В ближайшее время законопроект будет передан в офис посла США по особым поручениям в сфере международной религиозной свободы Сэма Браунбека, Хельсинскую комиссию США, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и специальному докладчику ООН Ахмеду Шахиду для проведения международной экспертной оценки.

Напомним, в Узбекистане зарегистрировано свыше 2,2 тысяч религиозных организаций, из которых более 90% являются мусульманскими. Также в республике действуют 157 христианских организаций, восемь еврейских общин, шесть общин бахаи, одно общество кришнаитов и один буддийский храм.

0 комментариев
Архив