Управление водными ресурсами в исламском мире
|
Посланник Аллаха (мир ему) советовал не расходовать воду сверх необходимого, «даже если ты стоишь на берегу реки». Поэтому мусульмане уделяли большое значение управлению водными ресурсами – разрабатывали новые методы орошения, строили подземные водные каналы, а также создавали эффективные законы, пишет сайт Fikriyat.
В Коране вода упоминается 63 раза. В нем говорится, что человек и все живые существа созданы из воды. Также в нашей Священной Книге приводятся некоторые принципы, касающиеся водопользования. Кроме того, Посланник Аллаха (мир ему) говорил о значении воды, об охране водных источников, сохранении их чистоты.
Руководствуясь Кораном и хадисами, мусульмане развивали культуру водопользования. В «золотой век» ислама ученые проводили исследования, связанные с управлением водными ресурсами, разрабатывали системы ирригации.
Одной из стоящих перед ними задач было предотвратить потерю воды в условиях жаркого климата. Иранский математик и инженер XI в. Мухаммад Караджи писал об «извлечении подземных вод» и разработал методы поиска водных источников. Он описал методы строительства подземных водных каналов, позволяющих избежать испарения – канатов. Самые древние их образцы находятся в Иране. Строительство канатов в Кордове позволило наладить подачу воды в дома. В Иране и Мавераннахре существовали тысячи колодцев, которые были связаны между собой подземными каналами. Такая система позволяла передавать воду на большие расстояния, не опасаясь загрязнения и засорения. Хотя в Иране в наши дни создаются современные системы ирригации, канаты до сих пор сохраняют свое значение. В Ширазе вода и сейчас поступает из скважин, питаемых ими.
В Алжире подземные водные каналы носят название фоггара. Чтобы контролировать количество воды, которая подается по режиму, местные крестьяне использовали водяные часы – клепсидру.
В жарком и сухом климате особое значение имеет контроль над распределением воды. Этому в исламском мире уделялось особое значение. В Ираке крупные водные сооружения, такие как плотины, находились под управлением государства, в то время как малые объекты водной инфраструктуры, такие как водоподъемные механизмы, находились в руках частных лиц.
Египетские историки XIV в. ан-Нувайри и аль-Макризи писали о значении обслуживания плотин и водных путей Нила. И при Айюбидах, и при мамлюках, государство и крупные землевладельцы отвечали за создание каналов, их очистку, обслуживание плотин. Как и в Ираке, за более мелкие объекты водной инфраструктуры там отвечало само население. При мамлюках существовала должность «кашиф аль-джусара», который контролировал все плотины страны.
В Андалусии все споры, связанные с водой, рассматривались третейскими судьями, избираемыми самими земледельцами. Именовались они «судами воды», которые проходили каждый четверг у входа в главную мечеть города. И сейчас, спустя тысячу лет по четвергам в 12 часов дня у ворот кафедрального собора Валенсии проходит «водный суд», который решает споры о воде, поставляемой для полива.
Арабский ботаник XII в. Ибн аль-Аввам в своей «Книге сельского хозяйства» описал метод капельного орошения – он предлагал закапывать у корней деревьев наполненные водой контейнеры с отверстиями. Как он замечал, эта техника с одной стороны, экономит воду, с другой, позволяет избежать избыточного увлажнения почвы.
В исламском мире широко использовались такие сложные механизмы, как водоподъемные машины и насосы. А такие ученые, как аль-Джазари и Таки ад-дин разрабатывали устройства, приводимые в действие водой. Впервые использовав коленчатый вал, аль-Джазари создал механизм, способный поднимать воду на большую высоту.
Сардоб – древние хранилища воды в пустынных районах
Сохранение воды всегда было первоочередной задачей для регионов Центральной Азии с жарким сухим климатом, где иногда в летние месяцы совсем нет дождей. Сбор и накопление больших масс воды были единственной возможностью обеспечить круглогодичный доступ к питьевой воде. Для этих целей и строились сардобы или абанбары.
Сардоб или абанбар представляет собой подземный водный резервуар и является элементом сложной системы водоснабжения, разработанной еще в Древней Персии.
В городах и пустынях, наряду с небольшими частными хранилищами для воды с упрощенной конструкцией, стояли и огромные сардобы для общественных нужд. Те из них, которые находились вдоль торговых путей, зачастую были единственным источником воды в своей местности. Иногда караван-сараи и рабаты имели свои собственные хранилища воды такого вида.
Заполнялись сардобы за счет талых и дождевых вод. В некоторых случаях для их пополнения использовалась система канатов – подземных каналов, которые доставляли воду из близлежащих горных районов. Ответственность за поддержание системы в порядке и распределение воды возлагалась на человека, именуемого «мираб».
Сардоб представляет собой сложное инженерное и архитектурное сооружение. Он состоит из нескольких основных элементов – резервуар для воды, спуск к воде, вход и система вентиляции.
Резервуар для воды (хауз) представляет собой емкость полусферической формы, углубленную в землю на 3-5 м. Его стенки облицовывали особым водонепроницаемым кирпичом с высокими теплоизоляционными свойствами. Кроме этого, его обмазывали специальным раствором, который обеспечивал изоляцию. Назывался такой раствор сарудж, его состав зависел от местных географических и климатических условий и включал в определенных пропорциях песок, известь, яичный белок, глину, козлиную шерсть и пепел. Толщина стен сардоба могла достигать 2 метров.
Купола сардоба могли быть разными по форме. Чаще всего они имели вид полусферы, но встречаются также конические и столпообразные. В пустынях они видны издалека.
Чтобы свести к минимуму загрязнение воды, люди не имели прямого доступа к ней. Кроме вентиляционных люков и бидгиров хауз является полностью закрытым по отношению к внешней среде. Для поддержания гигиены стены обмазывали специальным солевым раствором, который образует на водной поверхности изолирующий слой. Воду никогда не черпали с поверхности, а лишь из глубины резервуара. Состояние сардоба регулярно контролировалось. Кроме того, он каждый год проходит очистку.
Спуститься к воде можно по лестнице с площадок для отдыха. Глубина, на которую приходилось спускаться, иногда довольна значительна. Например, большой сардоб Сардар-е Бозорг в Казвине имеет 50 ступеней. В больших сардобах имеется несколько лестниц.
Внешний вход, который называется «сардар», представляет собой портал, похожий на арку. На нем можно увидеть имена строителей сардоба, дату его создания. Нередко порталы были украшены керамической плиткой, декоративными рисунками, поэтическими отрывками и напоминают вход во дворец.
Важным элементом сардоба была система вентиляции. Она помогала избежать застоя воздуха, помогая сохранять воду чистой, прозрачной и холодной. В засушливых районах Ирана сардобы нередко снабжались ветровыми башнями – бадгирами. Например, такие сардобы в большом количестве встречаются в Йезде.
Древние водные туннели под иранской пустыней
Под пыльной пустыней Ирана лежат древние водные туннели, общая длина которых примерно равна расстоянию от Земли до Луны.
Сверху кажется, что в сухой поверхности пустыни были пробиты ряды отверстий. Но в 30 метрах ниже таинственных ям узкий туннель доставляет воду из далекого водоносного горизонта в фермы и деревни, которые без него не существовали бы. Эти подземные туннели, называемые канатами, представляют собой чудо инженерной мысли, а технология их создания, изобретенная в Иране, имеет возраст 3000 лет.
Построение канатов было кропотливой задачей. Сначала надо было построить водосборную штольню, от нее до места выхода воды прорыть водоотводящую галерею, которая могла иметь длину в десятки километров. При этом необходимо было соблюдать высокую точность в расчете угла наклона туннеля – он должен позволить воде свободно течь без застоя. Но если он будет слишком крутым, то вода будет течь слишком быстро, что ускорит эрозию и разрушит туннель. В некоторых канатах основание туннеля вымощено твердым материалом, таким как строительный раствор. Также на рыхлых почвах, чтобы избежать обрушения потолка и стен, использовались обожженные глиняные трубы.
Самая длинная галерея среди канатов в Иране принадлежит Зарач-канату в провинции Йезд, который имеет длину около 120 км. Упорядоченные отверстия, все еще видимые на поверхности земли, представляют собой воздушные шахты, необходимые для удаления почвы и обеспечение воздухом рабочих, которые рыли канаты вручную. Валы находятся на расстоянии 20–50 м друг от друга, и их глубина увеличивается в направлении водосборной штольни. Эти скважины сохранялись даже после того, как галерея была полностью построена, поскольку обеспечивали доступ к канату для его очистки и технического обслуживания.
Несмотря на сложную работу (даже после завершения, канаты требуют ежегодного технического обслуживания) ирригационные туннели позволили расцвести сельскому хозяйству в засушливой пустыне. Шелковый путь и мусульманские завоевания привели к распространению технологии построения канатов – их можно найти в самых разных странах вплоть до Марокко и Испании.
Канаты используются в Иране по сей день, но массовая миграция в города, доступность высокодоходных технологий добычи воды и отсутствие финансирования для поддержания существующих канатов привели к снижению роли древних туннелей в снабжении водой сельских общин во многих странах Ближнего Востока. Изменение климата и его влияние на водные ресурсы в регионе также стали причиной снижения уровня грунтовых вод. Это привело к чрезмерной эксплуатации ресурсов подземных вод и к высыханию многих канатов.
В Йезде в родовом имении Калахдуз располагается Музей воды, посвященный канатам. Это место выбрано не случайно. Йезд является одним из самых засушливых районов Ирана, и здесь обнаружены канаты, датируемые III тысячелетием до н.э.
В 2016 г. канаты включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальный объект культурной традиции и выдающийся пример технологического ансамбля.
Развитая сеть канатов существовала в Восточном Туркестане, Средней Азии, Азербайджане и Крыму. Здесь они назывались кяризами или кирязами.