Ученые бьют тревогу из-за опасной мутации птичьего гриппа
|
Ученые выявили генетические изменения вируса птичьего гриппа H5N1, которые могут облегчить его проникновение в клетки верхних дыхательных путей человека.
Эти мутации были обнаружены в образце, взятом у заболевшего человека в США, но пока не зафиксированы в природе. В США зарегистрирован первый случай тяжелой формы птичьего гриппа у человека. Об этом пишет The New York Times.
По данным федеральных органов здравоохранения, анализы, взятые у пациента, выявили мутации, которые теоретически могут повысить способность вируса заражать людей. Похожая мутация была ранее обнаружена в Канаде у подростка, которому потребовалась искусственная вентиляция легких. Его текущее состояние неизвестно.
Специалисты отмечают, что мутации, вероятно, возникли в организме пациента, адаптируясь к новой среде. Вирусы, полученные от домашней птицы — источника инфекции, этих изменений не содержат. Это означает, что вирусы в природе еще не приобрели опасных мутаций. Тем не менее каждый новый случай заболевания человека дает вирусу возможность адаптироваться к передаче между людьми.
Особую опасность представляет возможность совместного заражения человека птичьим и сезонным гриппом. Такая ситуация может привести к обмену генами между вирусами, в результате чего H5N1 может приобрести способность быстро распространяться среди людей. Анджела Расмуссен, вирусолог из Университета Саскачевана, подчеркивает, что массовое заражение дает вирусу больше возможностей для адаптации.
Представители американского департамента здравоохранения назвали обнаруженные мутации «вызывающими беспокойство». Однако на данный момент нет доказательств того, что вирус мог распространяться от заболевшего к другим людям. Для передачи от человека к человеку вирус должен не только проникать в клетки организма, но и эффективно размножаться в новом хозяине.
Эксперты предупреждают, что дальнейшее изучение и наблюдение за вирусом остаются приоритетом. Учитывая потенциальные риски, связанные с адаптацией вируса, специалисты подчеркивают необходимость мониторинга и сдерживания возможных вспышек.
Обнаружен уничтоживший сам себя опасный вирус птичьего гриппа
Ученые Университета Висконсина в Мадисоне обнаружили штамм вируса птичьего гриппа H5N1, который оказался настолько опасным, что уничтожил сам себя. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature.
Штамм вируса птичьего гриппа H5N1 был изначально обнаружен у работника молочной фермы в Техасе. Ученые выделили вирус и проверили его распространение среди хорьков в лабораторных условиях. Хотя передача между животными воздушно-капельным путем была неэффективной, вирус привел к худшему исходу для всех инфицированных хорьков, что указывает на его высокую патогенность.
Кроме того, команда обнаружила мутацию в вирусе, которая ранее была связана с тяжелым течением инфекции. Впервые зафиксированная в 2001 году, эта мутация повышает приспособленность вируса к поражению млекопитающих, что может объяснять высокую патогенность штамма среди хорьков. Исследователи предположили, что H5N1 мог передаваться от птиц к коровам двумя путями, и в одном из них вирус получил опасную мутацию.
Исследование выявило, что вирус H5N1 среди коров в большинстве случаев не имеет этой тяжелой мутации, и сам штамм, обнаруженный у работника фермы, предположительно, исчез. Однако ученые предупредили, что если циркулирующий вирус приобретет эту мутацию, это может представлять угрозу для здоровья животных и людей.
В случае заражения человека болезнь проявилась в легкой форме. Вирус мог проникнуть через глаза, что подтверждается основным симптомом у работника фермы в виде конъюнктивита. Однако причины такой легкой реакции остаются неясными, и ученые намерены продолжить исследование, чтобы понять, почему вирус столь опасен для хорьков и какие риски он может представлять для людей.
Американских кошек поразил новый штамм птичьего гриппа
За два с половиной года вирус птичьего гриппа H5N1 погубил более 100 миллионов пернатых на птицефабриках США. Его переносчиками, как оказалось, могут стать домашние кошки: результаты нового исследования показали, что мутации у этих животных значительно повышают риск «перекрестного» заражения и генетического «перемешивания» (реассортации) патогенов и могут привести к появлению новых опасных для людей штаммов.
Кошки, проживающие на фермах, могут контактировать с птицами, поедать их тушки или зараженное кормовое сырье: весной 2024 года в одном из сельских домохозяйств Южной Дакоты (США) за короткий срок от высокопатогенного штамма птичьего гриппа H5N1 погибли 10 кошек.
Помимо респираторных проблем у животных наблюдались судороги и потеря координации. Подобное отмечали у таких диких млекопитающих, как лисы и норки. Это дает основания полагать, что вирус продолжает приспосабливаться к млекопитающим. Результаты нового исследования опубликованы в журнале Taylor and Francis.
Патологоанатомический анализ тканей мозга и легких двух кошек из Южной Дакоты выявил высокую концентрацию вируса в мозге и минимальную в легких, однако больше всего патоген затронул центральную нервную систему. Это, по мнению авторов научной работы, свидетельствует о его выраженной нейротропности — способности инфицировать и разрушать клетки мозга.
Международная исследовательская группа под руководством Суреша Кучипуди (Suresh V. Kuchipudi) из Питтсбургского университета (США) проанализировала геном вируса, выделенного у двух погибших на птицеферме кошек, и сравнила его с вариантом, ранее обнаруженным на ближайшей молочной ферме у крупного рогатого скота, а также со штаммами, выделенными у домашних кошек в других регионах.
Результаты выявили ряд уникальных мутаций. В частности, изменения, обнаруженные в белке гемагглютинине (HA) — T143A — могут сделать патоген более заразным и приспособленным к другим хозяевам, а также позволить ему «ускользать» от иммунного ответа. Еще две мутации — F314L и L342Q — нашли в белке PA (полимеразе), участвующем в сборке вирусного генетического материала (что может повлиять на вирулентность штамма).
Мутации, по всей видимости, возникли внутри организма зараженных кошек, а не передались напрямую от птиц или других животных. Это важно, поскольку кошки обладают двумя рецепторами, с которыми легко связываются вирус птичьего гриппа и вирус сезонного гриппа. Такое «двойное» заражение может привести к мутации и последующей передаче вируса птичьего гриппа от домашних питомцев к людям.
Вирусологи Анджела Расмуссен (Angela Rasmussen) из Университета Саскачевана (Канада) и Тейс Кёйкен (Thijs Kuiken) из Университета имени Эразма Роттердамского (Нидерланды), которые не принимали участия в исследовании, также отметили, что у зараженных кошек развиваются системные инфекции, а сам вирус передается как через дыхательные пути, так и через пищеварительный тракт, создавая множество путей заражения.
Хотя на данный момент нет никаких доказательств передачи инфекции от кошек людям, бытовые контакты с зараженными питомцами, особенно на птицефермах, потенциально могут привести к распространению патогена в человеческой популяции.
Вспышки птичьего гриппа охватывают множество стран, вовлекая все более широкий спектр видов — от морских млекопитающих до наземных хищников и домашних животных. Накопление вируса в природе повышает шансы на появление случайных генетических комбинаций, способных привести к новой пандемии. Похожие скачки в истории человечества уже случались —обмен участками генома птичьего и сезонного гриппа породил пандемии 1918 и 2009 годов.
Ученые предупредили, что для удержания ситуации под контролем необходим постоянный мониторинг за генетическими мутациями вируса H5N1 и контроль за здоровьем домашних и диких животных. К тому же, результаты ранее опубликованного исследования показали, что со временем вирус птичьего гриппа быстрее адаптируется и успешно пересекает межвидовой барьер.
Ученые назвали самых опасных распространителей птичьего гриппа
Американские ученые исследовали, как разные виды птиц переносят птичий грипп. Наиболее опасными распространителями оказались утки и гуси, однако вирус, вызвавший эпидемию птичьего гриппа в Северной Америке в этом году, попал на континент вместе с чайками.
Научное сообщество привыкло говорить о вирусе гриппа у птиц как единой группы, однако ее представители сильно различаются по эволюционной истории, физиологии и образу жизни. Поэтому ученые из Университета Тафтса (США) подробно рассмотрели, как вирус гриппа циркулирует среди различных групп птиц и какие виды вносят наибольший вклад в его распространение. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS Pathogens.
Наиболее распространенный и высокопатогенный штамм птичьего гриппа впервые обнаружили в Китае в 1996 году. Первая крупная вспышка случилась в 2005-м среди водоплавающих птиц Центральной Азии. В 2014 году вирус попал в Соединенные Штаты, где серьезно повлиял на птицеводческую промышленность. В этом году Северную Америку потрясла еще одна вспышка птичьего гриппа, которая еще раз привлекла внимание ученых к заболеванию. Во время эпидемии заразились около 40 видов птиц, в том числе певчие и хищные.
Суперраспространителями птичьего гриппа всегда считались утки, заражающие как диких, так и домашних птиц. Новые данные подтвердили этот факт. Речные утки могут переносить высокопатогенные штаммы, при этом иногда заболевание у них протекает бессимптомно.
Однако есть и другие птицы, которые играют более существенную роль в передаче вируса, например дикие гуси. Гуси прекрасно чувствуют себя в городах и сельскохозяйственных угодьях, их жизнь проходит рядом с человеком, и это делает их идеальными переносчиками заболевания.
Необходимо также понимать, какие виды птиц переносят вирус на большие расстояния. Так, в 2014 году его, вероятно, принесли утки через Тихий океан из Азии. Теперь ученые показали, что штамм, вызывавший нынешнюю вспышку, распространялся через Атлантический океан, а первыми заболевшими дикими птицами были чайки.
Считается, что большинство вирусов гриппа впервые появились у птиц, а позже перешли на других животных. Хотя птичий грипп практически неопасен для большинства людей, и не передается от человека к человеку, он представляет угрозу для тех, кто напрямую контактирует с птицами: орнитологов, птицеводов и фермеров. Кроме того, вирус наносит огромный урон сельскому хозяйству. Понимание того, какие виды вносят наибольший вклад в распространение птичьего гриппа, позволит точнее моделировать эпидемии будущего и анализировать определенные популяции птиц, наиболее подверженные заболеванию.
Мыши заболели птичьим гриппом, выпив сырого молока
В США продолжается распространение вируса птичьего гриппа H5N1, который заражает молочных коров. Инфекция вызывает серьезные опасения, поскольку в отдельных случаях передается человеку и может стать причиной новой серьезной эпидемии. Ранее стало известно, что вирус попадает в молоко дойных коров, а его генетический материал сохраняется даже после пастеризации. Из новой публикации следует, что вполне реально заболеть, выпив сырое молоко от больной коровы, — именно это случилось с лабораторными мышами.
Вирус, сейчас известный как «высокопатогенный птичий грипп» H5N1 (HPAI A(H5N1), от английского highly pathogenic avian influenza), давно знаком ученым как причина инфекций у домашних и диких птиц. Однако со временем стало понятно, что вирус передается и другим животным, а также человеку. Это вызывает беспокойство: такой вариант птичьего гриппа рассматривают как возможную причину новой пандемии, вроде недавней, связанной с SARS-CoV-2.
В марте 2024 года H5N1 выявили у многих заболевших и умерших коров и коз в США. По-видимому, исходно они подхватили вирус от диких или домашних птиц. Ситуация быстро ухудшилась, поскольку вирус начал передаваться от коровы к корове, а число пострадавших штатов быстро возросло. Сообщается и о первых заболевших людях, это работники ферм, которые непосредственно контактировали с больными животными. У человека инфицирование H5N1 проявляется прежде всего конъюнктивитом, то есть воспалением слизистой оболочки глаз.
Вскоре американское FDA (управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств) установило, что в поступающем в розничную сеть молоке содержится генетический материал (РНК) вируса птичьего гриппа. Но подтвердить, что из-за такого молока можно заболеть, пока не удалось.
Авторы новой статьи в журнале New England Journal of Medicine решили выяснить, насколько опасным может быть употребление сырого молока от больных коров. Такой продукт питания не проходит обработку в виде нагрева до высокой температуры — пастеризацию, которая эффективно убивает возбудителей многих инфекций.
Ученые использовали для экспериментов мышей, которые пили непастеризованное коровье молоко, содержащее вирус H5N1. В результате уже в первый день у них развилась инфекция, заметная по взъерошенной шерсти и уменьшению подвижности. Однако ни одно животное за четыре дня наблюдений не умерло.
На четвертый день всех мышей подвергли эвтаназии и проверили содержание вируса в их органах. Самые высокие концентрации H5N1 отметили в дыхательной системе грызунов, средние — в ряде других органов. Молочные железы мышей также содержали много вирусных частиц, хотя эти животные не кормили детенышей молоком.
Как и следовало ожидать, похожая на промышленную пастеризацию обработка молока нагревом резко снизила содержание в нем активных вирусных частиц. А вот выдерживание в холодильнике при температуре четыре градуса Цельсия не сработало. Оказалось, что в таких условиях H5N1 может сохранять активность в молоке неделями.