Твиза – пример взаимопомощи в исламском мире (фото)
Твиза – пример взаимопомощи в исламском мире (фото)
3 года назад 1662 islamosfera.ru

В деревнях Кабилии, ксурах и южных оазисах, в крупных городах или на государственных и частных предприятиях Алжира, взаимопомощь всегда была необходимой и основополагающей деятельностью для всех членов общества, пишет Мустафа Мимуни.


Одним из ее проявлений была твиза или твизи – практика, известная во всем Алжире и повсюду в Магрибе. Ее определяют как добровольную работу на благо общества или какого-то человека в таких случаях, как сбор урожая, строительство дома, строительство и обслуживание мечетей, завий, медресе, уборка кладбищ, общественных мест и т.д.

Существуют два вида твизы:

1) Твиза в коллективных интересах.

Это добровольная работа во благо каких-то общественных интересов. Решение о ней обычно принималось во время публичных собраний (джамаа), где обсуждались объект, время, цель работы. После присутствовавшие доносили информацию до отсутствовавших. Кроме того, в общественных местах (в кафе, на рынках) ходил «глашатай» (барра), который объявлял о намечающейся твизе, а одно время это делалось через громкоговорители мечетей. Такая работа считалась обязательной, а пропускающий ее без веских причин подвергался наказанию, которое варьировалось от простого штрафа до исключения из группы.

L'Expression: Société - Place à la récolte

Источник: lexpression.dz

2) Твиза в интересах частных лиц.

Человек (или семья), который нуждается в твизе, объявляет об этом людям, навещая их дома, или в общественных местах (в базарный день, на площади или в мечети) и заручаясь их согласием. Такая твиза не является обязательной. Человек, который отказывается помогать, не наказывается на общественном уровне, но нарушает нормы добрососедских отношений.

И индивидуальная, и коллективная твиза касается не только мужчин, но и женщин и даже детей. Женщины могут помогать в организации ежегодных региональных фестивалей (мавсим), свадеб, религиозных церемоний и других работах.

Различные изменения, которые произошли в традиционном алжирском обществе в период колонизации, в частности распространение гражданской администрации на всей территории страны, привели к исчезновению или уменьшению традиционных способов организации общины. Вождей племен заменил председатель общенародного собрания (мэр). Избираемый всем населением, он теперь стал единственным официальным представителем власти. Ответственность за всю коммунальную деятельность была возложена на государство. Поэтому твиза в коллективных интересах почти исчезла, за исключением отдельных мест, общественные работы стали выполнять оплачиваемые муниципалитетом работники.

histiore et culture patrimoine d' Ain kermès : L'entraide traditionnelle de la touiza

Источник: ainkerme.blogspot.com

Твиза сохранилась как элемент деятельности тарикатов или завий (суфийских обителей), когда группа мюридов собиралась для оказания помощи бедным и нуждающимся, очистки какой-то территории, прополки участка, посадки деревьев и других работ.

Также после падения доходов от нефти (1985 г.) в Алжире стали появляться организации, близкие к общинной взаимопомощи. В 1989 году возникло общество под названием «Твиза», которая позиционировалась как «национальная добровольная ассоциация».

Таким образом, твиза прошла через разные стадии, она почти исчезла, но каждый раз возрождается в неожиданных формах, что означает, что она отвечает задачам, которые не смогли решить ни колонизация, ни современное алжирское государство.

Эта форма организации благодаря своей устойчивости, по-видимому, удовлетворяет не только экономические, но также очень важные этические и реляционные потребности общества, которые поддерживают сплоченность и связи между группами и людьми. Сохранение и развитие этих практик может стать средством возрождения наших «современных» обществ, которых, как правило, характеризирует техницизм и принцип «каждый сам за себя».

 

Исламский принцип “ульфат”: жить с людьми и в мире с ними

Один из принципов ислама заключается в том, чтобы жить в обществе, поддерживать друг друга, сохранять социальную гармонию, единство и сплоченность. Это обозначается термином «ульфат», пишет Мустафа Чагрыджи в İslam Ansiklopedisi.

В Коране однокоренные со словом «ульфат» понятия встречаются два раза. В 103-м аяте суры «Аль Имран» содержится призыв: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями». 63-й аят суры «Аль-Анфаль» о Пророке (мир ему) гласит: «Он сплотил их сердца». Также в многочисленных хадисах говорится о необходимости жить в обществе и в мире друг с другом. Пророк (мир ему) определял верующего как человека, который поддерживает хорошие отношения с другими. В другом хадисе сообщается, что те люди, которые живут вместе с людьми и помогают решить им их проблемы, получают большую награду у Аллаха чем те, кто не утруждает себя заботами других. Сам Посланник Аллаха (мир ему) всегда отвечал на приглашения, дарил подарки другим, не избегал бедняков, обменивался рукопожатиями с людьми. Он навещал заболевших, прощал тех, кто просил об этом.

Мусульманские ученые также говорили о том, что мусульмане должны жить, поддерживая социальные взаимодействия с другими людьми и в гармонии с ними, не отделяясь от общества. Абу Бакр ар-Рази в «Расаиль фальсафия» призывал поддерживать отношения с другими, дружить с ними. Он писал, что большая часть хороших вещей в этой жизни возникает благодаря дружеским связям между людьми и их помощи друг другу. Аль-Фараби в «Аль-мадинат аль-фадила» строил свою социальную философию на мысли о том, что человек может обрести свои знания и умения только живя в обществе, получая от людей помощь и помогая другим. Ибн Мискавейх в «Тахзиб аль-ахляк» писал, что ряд религиозных практик в исламе выполняется коллективно для того, чтобы распространять любовь, добро и счастье среди людей.

Muslim charities: A question of identity | Third Sector

Источник: thirdsector.co.uk

Большое внимание общественной морали уделял мусульманский ученый аль-Маварди (974-1058). В «Адаб ад-дунья ва ад-дин» он подробно рассматривает эту тему и заявляет, что это одно из главных условий достижения мира и счастья. “Ульфат” создает эмоциональные связи между людьми и сплачивает их. Они по своей природе склонны к притеснению других. И если бы, живя вместе, они не привязывались друг к другу, то вражда и ненависть были бы неотъемлемой частью жизни.

15-й раздел «Воскрешения наук о вере» Имама Газали называется «Ульфат, братство, сухба и культура взаимоотношений с людьми из разных слоев». Согласно этому ученому, ульфат является результатом благого нрава, а отделение от людей – плодом дурного характера. Имам Газали исследует социальные, психологические и моральные причины, побуждающие людей жить в обществе, а также влияние гармонии характеров на любовь и ульфат. Он проводит анализ понятия любви и пишет, что истинная любовь должна быть для Аллаха и исходить от Него.

Вместе с этим, и Газали, и другие ученые, настаивая на необходимости жизни в обществе, заявляли, что если среда несет вред религии или морали человека, ее следует покинуть.


Мустафа Чагрыджи (род. 1950) – известный турецкий богослов, профессор. В 2003-2011 гг. занимал пост муфтия Стамбула, преподавал в Университет Мармара (Стамбул). В данное время работает в Центре изучения Корана Университета 29 мая. Специалист по исламской философии и этике (ахляк).

 

 

0 комментариев
Архив