|
Турция для США уже не союзник
|
На вопросы ИА REGNUM отвечает турецкий эксперт, доктор исторических наук, профессор Стамбульского университета Мехмет Перинчек.
ИА REGNUM : Государственный секретарь США Майк Помпео призвал Турцию не разворачивать купленный у России и доставленный уже в Турцию российский зенитный ракетный комплекс С-400. Сенатор Линдси Грэм по поручению президента США Дональда Трампа Трампа позвонил министру иностранных дел Турцию Мевлюту Чавушоглу и заявил, что американских санкций против Турции не будет, если Анкара «не включит» С-400. Говорит ли это заявление о смягчении позиции США? Ведь ранее Вашингтон настаивал на том, что Турция должна полностью отказаться от поставок С-400.
ПРОФЕССОР ПЕРИНЧЕК: Мы уже живем в другом мире. США не могут принудить Турцию к чему-либо. Прошли времена, когда Вашингтон указывал — и страны выполняли их приказы. С-400 — это не какой-то обычный продукт или сырье. Покупка С-400 напрямую связана с национальной безопасностью Турции. И хотя Турция входит в НАТО, она является страной, страдающей от альянса, поэтому ей нужна независимая оборонная система в случае, например, потенциального столкновения с США. Ведь Анкара в таком случае не сможет использовать натовские системы, поэтому приобретение независимых от НАТО военных систем жизненно важный вопрос для Турции. Анкара купила С-400, это факт, и точно будет их использовать, а США никак не могут воспрепятствовать этому, Вашингтон должен примириться с суверенным решением Турции.
ИА REGNUM : Как вы оцениваете итоги переговоров в Анкаре с представителями государственного департамента США по созданию безопасной зоны к востоку от Евфрата и выводу оттуда курдских боевых отрядов (YPG)?
Переговоры Турции с американцами не дали результатов, Вашингтон и не ожидал успеха от этих встреч, они просто хотят остановить турецкую военную операцию в Сирии. Интересы Турции и США не совпадают, более того, противоречат друг другу. США пытаются открыть коридор в Северной Сирии от так называемого Курдистана до Средиземного моря, чтобы это марионеточное государство выжило. Поэтому конфронтацию между Анкарой и Вашингтоном можно считать стратегической, она не временная и не тактическая. Турция может договориться с США лишь в случае, если они откажутся от своих планов на Ближнем Востоке и если Вашингтон исполнит свое обещание вывести свои войска из Сирии. Главным союзником США в регионе является отнюдь не Турция, а курдские сепаратисты — Рабочая партия Курдистана (РПК), Демократический союз (PYD). США даже называют курдских сепаратистов своими сухопутными силами. Вашингтон рассматривает Турцию в регионе не как союзника, а как вражескую силу.
ИА REGNUM : Как в этой ситуации намерена действовать Анкара? В союзе с какими силами она должна нейтрализовать угрозы у своих границ?
С севера Сирии, то есть с востока Евфрата, направлена прямая угроза в сторону Турции. Анкара может ликвидировать эту угрозу только в союзе с Дамаском. Надо налаживать отношения с официальными властями Сирии, поскольку Дамаск тоже против создания независимого курдского государства в Северной Сирии, интересы Дамаска и Анкары по этому вопросы совпадают. Турция должна сотрудничать с Дамаском против общих угроз — и выбора у Анкары нет. Это необходимо, чтобы нейтрализовать угрозы со стороны США и курдских сепаратистов. Также следует отметить важность Астанинского процесса для решения этого вопроса. Турция должна усилить сотрудничество с Россией и Ираном. Все эти страны должны вместе бороться на территории Сирии с террористами-фундаменталистами и сепаратистами в сотрудничестве с Дамаском. Сначала они могут совместно ликвидировать террористов-фундаменталистов в Идлибе, а потом Россия, Иран и Сирия могут помочь Турции избавиться от сепаратистов в Северной Сирии, изгнав их с востока Евфрата.
Истеблишмент США опасается потерять Турцию
а фоне завершения первого этапа поставки в Турцию зенитно-ракетной системы С-400 «Триумф» стало очевидно, что американский истеблишмент колеблется и не может пока окончательно сформулировать свою позицию по санкциям против Анкары за покупку российского оружия.
Сторонники жестких мер в основном сосредоточились в Конгрессе США, хотя и там нет единодушного мнения. Как пишут американские СМИ, президент США Дональд Трамп не хотел бы вводить санкции по закону CAATSA, он даже не хотел бы отказывать Турции в поставке истребителей пятого поколения F-35.
Пока в воздухе висит компромиссное решение: в поставке F-35 отказать и из этой программы исключить, а санкции по закону CAATSA («О противодействии врагам Америки через санкции») не вводить.
Наиболее полно сложившуюся ситуацию журналистам на Капитолийском холме охарактеризовал член комитета по вооруженным силам палаты представителей США Мак Торнберри, республиканец из штата Техас. По его мнению, исключение Турции из программы F-35 является подходящим шагом, но дополнительные санкции против союзника по НАТО «являются более сложным вопросом».
15 ноября 2018 года министерство обороны США передало в Конгресс доклад, посвященный Турции. В этом документе Пентагон отметил особую геостратегическую значимость Турции для юго-восточного фланга НАТО. Вооруженные силы Турции являются вторыми по численности в Североатлантическом альянсе, и Анкара готова действовать в интересах НАТО. На территории этой страны размещены две тысячи американских военных.
Турецкие радиолокационные системы и ВВС задействованы в работе Европейского командования ВС США. Кроме этого, они же участвуют во многих операциях Центрального командования ВС США в Сирии и Ираке.
Анкара планирует довести расходы на оборону до двух процентов от ВВП к 2024 году. По мнению минобороны США, Турция — это ключевой игрок по вопросам сдерживания «государств-варваров», она также участвует в борьбе против ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и других террористических организаций.
По мнению авторов доклада, напряженность в отношениях Вашингтона и Анкары на тот момент создавали два фактора: невыдача Турции Фетхуллаха Гюлена, лидера террористического течения «Параллельное государство», и сотрудничество США с организациями курдов YPG/PKK в Сирии, которые Турция относит к террористическим.
Еще в конце мая 2018 года глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу сделал следующее заявление: «Мы стараемся наладить отношения с США. Чтобы они нормализовались, США должны сделать шаги по теме Манбиджа, выдачи Гюлена, есть и другие проблемы. Когда речь заходит об этом, наш народ говорит: «Закройте базы «Инджирлик», «Кюреджик». У нас в руках есть и другие козыри. США не должны терять такого союзника, как мы. Ждем, что США отступятся от своих ошибочных шагов».
Следует заметить, что на тот момент, это весна 2018 года, еще не было фактической поставки С-400 на турецкую территорию и попыток исключения Анкары из программы F-35, а Турция уже озвучивала данные контрмеры.
Через год, в мае 2019 года, с турецкими журналистами встречался министр обороны Турции Хулуси Акар. В ходе этой встречи один из журналистов задал вопрос, будет ли Турция использовать базы Инджирлик и Кюреджик в качестве ответа на угрозы США в связи с приобретением российской ЗРС С-400. Хулуси Акар ответил: «Когда о чем-то говорят, магия этого ослабевает. Это все на столе, в наших умах, не делая многого, мы сделаем все возможное, чтобы защитить наши законные права».
Закрытие баз Инджирлик и Кюреджик — это очень чувствительный вопрос для Соединенных Штатов. Авиабаза Инджирлик и радиолокационная база Кюреджик на территории Турции относятся к ключевым активам США и НАТО в данном регионе. Обе базы предоставлены Турцией блоку НАТО, но используются в основном вооруженными силами США. Кстати, на авиабазе Инджирлик ВС США хранят от 20 до 80 ядерных авиабомб B61.
Следует отметить, что исключение Турции из программы по производству F-35, а также отказ в поставке этих самолетов уже само по себе является серьезным наказанием для Анкары. Президент Турции Реджеп Эрдоган в начале июля 2019 года назвал действия США «грабежом», напомнив, что Анкара заключила соглашение о закупке 116 самолетов F-35 и заплатила за истребители 1,4 миллиарда долларов. Возврат этих средств Турции под большим вопросом.
Есть еще один аспект. Десять турецких компаний участвуют в производстве компонентов для F-35. По слова экспертов журнала Foreign Policy, производственные линии Анкары не успеют адаптироваться к потере заказов по данной программе на 12 млрд долларов. Эта сумма равна объему экспорта аэрокосмической продукции Турции за восемь лет. Пентагон со своей стороны оценил потери Анкары от исключения из программы в 9 млрд долларов.
Следует обратить внимание на название закона CAATSA — «О противодействии врагам Америки через санкции». И применение США санкций по закону «О противодействии врагам Америки через санкции» в отношении Турции, важнейшего союзника по НАТО, имеющего особую геостратегическую значимость для юго-восточного фланга блока, будет, конечно же, верхом абсурда.
С точки зрения интересов России жесткость санкций США не окажет сильного влияния на партнерство России и Турции. Единственное, жесткие санкции подтолкнут сближение Москвы и Анкары. В таком случае, возможно, Турция будет более сговорчива по урегулированию конфликта в Сирии в части ликвидации анклава террористов в регионе Большого Идлиба.
Если же США остановятся только на исключении Турции из программы F-35, что также болезненно, то все равно никуда не денутся неразрешимые противоречия между Вашингтоном и Анкарой по поводу сирийских курдов и намерения США создать к востоку от Евфрата квазигосударство Сирийский Курдистан. Соединенные Штаты вряд ли откажутся от использования курдского фактора на Ближнем Востоке, в том числе из-за обострения ситуации с Ираном.
Таким образом, уже проявившаяся тенденция на формирование стратегического альянса Москвы и Анкары будет продолжена. И чем жестче будут действовать США, тем быстрее этот альянс будет создан.
ЗРК С-400 можно встроить в любую национальную систему ПВО
Зенитно-ракетная система С-400 «Триумф» обладает тактико-техническими характеристиками, превосходящими зарубежные системы в несколько раз. Ее важнейшей особенностью является способность к интеграции в любые национальные системы противовоздушной обороны, произведенные в других странах, не в России. Что интересно, при этой интеграции С-400 не теряет ни капли своего функционала. Об этом пишет ТАСС.
Возможность интеграции в любые национальные системы противовоздушной обороны является изюминкой С-400. Эта характеристика позволяет поставлять данную зенитно-ракетную систему в любую страну мира.
Следует заметить, что 25 июля 2019 года завершен первый этап доставки ЗРК С-400 на территорию Турции. Для этой поставки понадобилось сделать тридцать специальных авиарейсов. Первый рейс приземлился в Турции 12 июля.
Контракт между Россией и Турцией предполагает поставку одного полкового комплекта. Это два дивизиона С-400. В контракте также есть пункты о передаче турецкой стороне части технологий по производству данной зенитно-ракетной системы.
В настоящее время администрация президента США формулирует решение о наказании Турции за закупку С-400. Американские законодатели настроены жестко и настаивают на применении санкций по закону CAATSA («О противодействии противникам Америки через санкции»). Американский президент Дональд Трамп, в свою очередь, выступает против санкций.



