Турецкие беспилотники: новая причина разногласий между Москвой и Анкарой (NoonPost, Египет)
|
В 2022 году Польша станет первым государством в альянсе НАТО, владеющим турецкими беспилотниками. По мнению экспертов, эта сделка будет иметь серьезные последствия и может нанести ущерб общим интересам Москвы и Анкары. Но, похоже, турецкое руководство так ослеплено достижениями своих беспилотников, что о последствиях не задумывается.
После демонстрации превосходства турецких беспилотников более чем на одной арене конфликта Россия и ряд западных стран были обеспокоены новым преимуществом Анкары, и их правительства призвали к ускорению процесса создания дронов, чтобы сократить разрыв в этом секторе оборонной промышленности.
Кроме того, правительство Германии заявило о необходимости модернизации своей системы ПВО после успеха турецких БПЛА в преодолении и уничтожении таких систем в ходе боевых действий.
Когда Украина заключила новую сделку о покупке современных самолетов Bayraktar Akinci, министр промышленности и технологий Турции Мустафа Варанк объявил: «Вскоре турецкие беспилотники можно будет наблюдать в европейском воздушном пространстве». За этим последовало заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о намерении Саудовской Аравии приобрести дроны турецкой компании Baykar Defense.
Ранее в субботу министр обороны Польши Мариуш Блащак сообщил: его страна официально подпишет контракт на закупку 4 турецких эскадрилий дронов. В общей сложности это 24 самолета Bayraktar TB2, и их поставка ожидается в 2022 году, так что Польша станет первым государством в альянсе НАТО, владеющим турецкими беспилотниками.
Турецкие дроны у границ России станут серьезным вызовом для стратегических отношений двух стран. По мнению экспертов, приобретение турецких беспилотников Польшей будет иметь далекоидущие последствия и может нанести ущерб общим интересам Москвы и Анкары.
Турция занимает место в тройке лидеров в сфере производства дронов
В 1980-х, после запрета западных стран на продажу оружия Турции во время войны на Кипре 1974 года, страна изменила подход к развитию оборонной промышленности и решила положиться на национальные ресурсы, максимально поощряя частный сектор к модернизации в данной отрасли. Это был постепенный переход от абсолютной зависимости от внешних связей к полной автономности, после чего страна смогла вступить в ряды экспортеров данного сектора.
За последние 5 лет было запущено около 350 новых проектов в оборонной промышленности, и благодаря этим усилиям семь турецких компаний в 2020 году вошли в список 100 лучших оборонных предприятий мира по версии американского журнала Defense.
Число компаний в военно-промышленном комплексе Турции увеличилось с 56 до более чем 1500, а объем экспорт страны в этом секторе вырос с 248 миллионов до более чем 3 миллиардов долларов.
За последние два десятилетия Турция проделала большой путь в области производства беспилотников, что позволило ей полностью отказаться от импорта этого типа самолетов из Соединенных Штатов и Израиля, а также войти в тройку ведущих производителей этой продукции.
Турецкие компании в сотрудничестве с вооруженными силами страны разработали разные модели беспилотников с усовершенствованными характеристиками.
Сегодня государство производит два типа беспилотников — ударные и разведывательные. За это отвечают несколько национальных компаний. Так, Turkish Aerospace Industries производит Anka и Aksungur, а Baykar, принадлежащая зятю президента Эрдогана, — Bayraktar TB2 и Bayraktar Akinci.
Беспилотники компании Baykar отличаются передовыми боевыми и техническими характеристиками и доказали своё превосходство, участвуя в боевых действиях турецкой армии в недавнем прошлом.
Зарекомендовали себя на поле сражений
Турецкие беспилотники сыграли важную роль в развитии военного потенциала страны и позволили ей проводить военные операции с наименьшим ущербом и затратами, что стало для многих неожиданностью.
Несмотря на закрытие воздушного пространства в северной части Сирии, беспилотники активно действуют в этом районе, бомбят и уничтожают военные объекты сирийского режима в городе Идлиб и его окрестностях. В Ливии они продемонстрировали высокую эффективность в отражении наступления сил Халифы Хафтара, смогли переломить ход битвы и помогли прорвать осаду столицы. Наконец, что не менее важно, турецкие беспилотники нанесли тяжелые потери армянской армии в Нагорном Карабахе.
Компания Baykar, производящая дроны Bayraktar, является одним из ведущих игроков в индустрии беспилотников на местном и глобальном уровнях. Все началось с разработки прототипа беспилотника Bayraktar TB2 в 2007 году, к январю 2012 года компания начала производство, а первые лётные испытания провела 29 апреля 2014 года.
Первые шесть самолетов поступили на вооружение турецкой армии в ноябре 2014 года, а в июне 2015-го было поставлено еще шесть самолетов. С тех пор беспилотники Bayraktar были официально приняты на вооружение турецких войск.
Помимо беспилотников Bayraktar TB2, ВС Турции получили в распоряжение самолеты компании Turkish Aerospace Industries — Anka и Aksungur, а также невооруженные беспилотники.
Турецкие дроны имеют возможность беспрерывно лететь на больших высотах в течение более 24 часов и скрываться от радаров. Они могут быть оснащены ракетами и умными бомбами, не говоря о возможности посылать военным базам фотографии и видео, сделанные в режиме реального времени в ходе полета над ареной боевых действий. Наконец, они отличаются высокой маневренностью и способны поражать как статические, так и движущиеся цели.
Страны региона хотят приобрести дроны
Благодаря успешным операциям в в военных конфликтах, начиная с Сирии и Ливии и заканчивая войной за освобождение азербайджанского региона Нагорный Карабах, и их огромному вкладу в ликвидацию многих членов РПК, турецким беспилотникам удалось оставить след на полях сражений. Это заставило страны региона открыть глаза на огромный потенциал турецких дронов, побудив некоторых из них принять участие в гонке за приобретение собственных эскадрилий.
В начале 2017 года компания Baykar продала несколько самолетов Bayraktar BT2 Катару, а в 2019 году заключила контракт на поставку в Украину 6 самолетов той же модели в дополнение к боеприпасам. Стоимость сделки составила примерно 69 миллионов долларов.
Как сообщило агентство Anadolu, Сербия и Венгрия также выразили желание приобрести эту модель самолета. Кроме того, поступают сообщения о намерении Великобритании отказаться от крупногабаритных американских беспилотников Protector и заменить их турецкими более продвинутыми и доступными Bayraktar Akinci.
Ранее в этом году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сообщил о планах Саудовской Аравии приобрести дроны. На фоне сообщений о скором подписании сделки марокканцами Тунис принял решение приобрести дроны Anka.
Не осталась в стороне Польша. По словам министра обороны страны, она намерена купить у Турции 24 вооруженных беспилотника Bayraktar TB2. На его взгляд, данные беспилотники продемонстрировали большой потенциал во время боевых действий в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Согласно прогнозам, соглашение о покупке будет подписано двумя странами во время визита президента Польши Анджея Дуды в Турцию на следующей неделе.
Цены на турецкие беспилотники конкурируют с их мировыми аналогами. В то время как стоимость одного американского Reaper составляет 16 миллионов долларов, турецкий Bayraktar TB2 стоит всего 6 миллионов долларов, что позволяет менее богатым странам снабжать свои вооруженные силы современными самолетами, доказавшими свою эффективность в различных регионах и условиях.
Россия обеспокоена
Присутствие турецких самолетов у границы с Россией станет серьезным вызовом для стратегических отношений между двумя странами. Ожидается, что приобретение Украиной и Польшей этого типа оружия будет иметь далекоидущие последствия, затрагивая и нанося ущерб общим интересам двух стран.
Вне всякого сомнения, Москву беспокоит активность турецких беспилотников у своих границ и на фронтах, где она сражается. Кроме того, ее беспокоит репутация российской системы ПВО после того, как она не смогла отразить атаки турецких беспилотников в Сирии, Ливии и Азербайджане.
Очевидно, существует скрытая военная конкуренция между российскими оборонными системами, с одной стороны, и турецким наступательным вооружением, с другой стороны, в которой весы склоняются в пользу Анкары.
Кремль видит, как Украина прилагает усилия для использования возможностей турецких беспилотников, доказавших свою эффективность против российских систем обороны «Тор» и «Панцирь». Она планирует использовать их для возвращения территорий, оккупированных Россией в регионе Донбасса, следуя азербайджанскому сценарию в боях за освобождение Карабаха.
Беспилотники Байрактар считаются мощным инструментом против России, и это является причиной обеспокоенности страны, особенно ввиду поддержки Украины со стороны США и ряда европейских стран в нынешнем конфликте.
В то же время Анкара видит американскую ловушку на Украине с целью нанести удар по турецко-российскому партнерству по региональным и глобальным файлам, и поэтому не будет рисковать своими коммерческими, военными и стратегическими отношениями с Россией. Вместо этого она попытается оказать определенного рода давление на Москву на украинской арене, чтобы добиться уступок по важным для нее вопросам. Это, в частности, касается севера Сирии, где туркам необходимо предотвратить создание курдского независимого образования на границе страны, и Ливии, где нужно создать условия для сохранения соглашения по демаркации границ между двумя странами, мешающего Греции и ее союзникам ограничить влияние Турции в восточном Средиземноморье.
Бог войны в китайской версии: бомбардировщик-невидимка, способный долетать до американских островов (The Times, Великобритания)
Неужели Китай преодолел еще одну веху в соперничестве с Америкой? Именно такой вопрос возник у военных экспертов после публикации изображений нового бомбардировщика КНР H-20, выполненного по технологии «стелс». Автор статьи в The Times делится всей доступной информацией об этом самолете, а также приводит мнения специалистов.
Появились первые изображения китайского бомбардировщика-невидимки, способного уходить от радаров и наносить удары по территории США.
Пекин пока официально не подтвердил создание бомбардировщика «Сянь Н-20» (Xian H-20), однако журнал государственной оборонной корпорации China North Industries Group опубликовал графическое компьютерное изображение этого самолета на обложке своего июньского номера.
На снимке виден отсек вооружения, два регулируемых хвостовых стабилизатора, РЛС, выполненные по технологии «стелс» воздухозаборники и сопла двигателей с обеих сторон. Схема самолета «летающее крыло» поразительно похожа на американский бомбардировщик В-2 компании Northrop Grumman, который с 1997 года составляет основу американской дальней стратегической авиации с ядерным оружием.
На обложке журнала новый бомбардировщик-невидимка назван «богом войны в небе», однако в сопутствующей статье самолет не упоминается. Там говорится лишь о том, что США в свое время разработали большие стратегические бомбардировщики со сниженной радиолокационной заметностью, оснастив ими свои военно-воздушные силы.
Создание нового китайского бомбардировщика стало бы важной вехой в соперничестве Пекина с Вашингтоном, ведь технологии «стелс» трудны в освоении и дороги в разработке. По имеющейся информации, H-20 со временем придет на смену самолету из 1950-х годов Н-6, который Китай последовательно модернизировал на протяжении десятилетий.
Говорят, что бомбардировщик нового поколения сможет пролетать без дозаправки 8 000 километров, что позволит ему после взлета с материковой части Китая преодолевать вторую тихоокеанскую островную цепь в составе Японии, Гуама и американских Марианских островов.
В отличие от него, у американского бомбардировщика дальность составляет около 7 000 километров.
Стратегия островных цепей, легшая в основу американской внешней политики, первоначально предназначалась для окружения Советского Союза и Китая с моря. Она издавна вызывает у китайцев страх попасть в кольцо американских вооруженных сил.
Подробности о новой машине не сообщаются, но ожидается, что бомбардировщик будет оснащаться ядерными и обычными крылатыми ракетами. Полеты на сверхзвуковой скорости не предполагаются.
Специалист по авиации и военный аналитик по Азиатско-Тихоокеанскому региону Джон Греватт (Jon Grevatt), работающий в справочнике Janes, рассказал изданию South China Morning Post: «Если этот самолет поступит в войска, он может очень многое изменить».
По словам Греватта, опубликованные изображения указывают на то, что для конструкторов H-20 малозаметность и дальность полета важнее скорости. «Это значит, что стратегическое преимущество данного самолета состоит в его способности наносить удары в качестве стратегического бомбардировщика. Он будет способен поражать цели, находящиеся на большом удалении, возможно, во второй островной цепи и за ней, — добавил Греватт. — То есть, он сможет угрожать американским силам, средствам и интересам в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
Объединенный королевский институт по исследованию вопросов безопасности и обороны высказал мнение, что китайский бомбардировщик-невидимка даст этой стране «возможность для межконтинентального проецирования силы».
Китайская армия стремится догнать американскую, а правящая партия этой страны считает необходимым иметь вооруженные силы, не уступающие США, чтобы удерживать Вашингтон от попыток ослабить власть и влияние Китая. Пекин стремительно модернизирует свою военную технику. Самолет H-20 стал иллюстрацией планов КНР по модернизации авиационного парка. Китайские расходы на оборону в этом году увеличатся на 6,8% по сравнению с прошлым годом, что в целом соответствует скромным прогнозам государства по темпам экономического роста.