Türkiye (Турция): кто на чьей стороне в конфликте Азербайджана и Армении
Türkiye (Турция): кто на чьей стороне в конфликте Азербайджана и Армении
23 дня назад 1337 inosmi.ru Кемаль Инат (Kemal İnat), Тим Огден (Tim Ogden), Мирфат Ауф (ميرفت عوف)

Автор нашел виноватого в том, что карабахский конфликт затянулся на 30 лет. Точнее, даже трех виновных! Им противостоит одна лишь Турция, возмущается он. Возможно, Иран, наконец-то, одумается и придет на помощь Азербайджану. Но и каждый турецкий гражданин сегодня не должен оставаться в стороне, призывает обозреватель Türkiye.

Aрмения, которая около 30 лет оккупирует азербайджанские территории, в конце прошлой недели совершила очередную агрессию и атаковала азербайджанские села на линии соприкосновения. Это нападение привело к тому, что Азербайджан начал масштабное контрнаступление за освобождение своих земель от оккупации.

На момент написания этой статьи столкновения между двумя странами продолжаются, однако этот вопрос, несомненно, было бы неправильно рассматривать только как проблему между Баку и Ереваном. Если бы не поддержка Еревана со стороны России, Армения, самая бедная страна в регионе, не смогла бы оккупировать территории Азербайджана, удерживать их в своих руках столь продолжительное время и регулярно совершать новые провокации.

Также стоит помнить, что не только Россия, но и США, Франция вовлечены в эту проблему на стороне Армении через влиятельное армянское лобби в их странах. Как ни странно, эти три государства, стоящие за Ереваном, а именно Россия, США и Франция, являются сопредседателями Минской группы, которая была создана в 1992 году под эгидой ОБСЕ для урегулирования проблемы.

Отсюда уже понятно, почему проблему не удается решить на протяжении 28 лет и почему на оккупацию Армении закрывают глаза. Ведь страны, которые руководят (!) решением проблемы, сами поддерживают одну из сторон.

Эта ситуация по сути показывает, что платформа под названием «Минская группа» не может способствовать поиску справедливого решения проблемы Нагорного Карабаха, положив конец армянской оккупации. Несмотря на это, Турция тоже является членом этой группы и таким образом не оставляет Азербайджан в одиночестве на дипломатических платформах. Тем не менее Турция видит, что наряду с дипломатическими каналами для решения проблемы также необходимо устранить дисбаланс сил в пользу Армении, которую поддерживает такое количество стран. В этой связи министерство иностранных дел Турции заявило о своей поддержке Азербайджану следующим образом: «Турция всецело рядом с Азербайджаном. Мы поддержим Азербайджан так, как он этого пожелает».

Эта решительная поддержка Турцией действий Азербайджана по освобождению азербайджанских территорий от оккупации после нападения Армении имеет большое значение. Ведь лицемерная политика России и США до настоящего времени мешала Баку активно противодействовать несправедливости в его отношении. И администрация Москвы, и администрация Вашингтона, с одной стороны, выражали желание развивать благоприятные отношения с Азербайджаном, с другой — продолжали оказывать поддержку оккупационной политике Армении.

Следует отметить, что Азербайджан не только зажат между Россией и США, словно между молотом и наковальней. Есть еще Иран, который является активным игроком в регионе и в конфликте между Баку и Ереваном в силу некоторых страхов держится близ Еревана. Если администрация Тегерана, которая до настоящего времени не могла активно участвовать в этом вопросе, в ходе нынешних столкновений поддержит Азербайджан в правом деле освобождения его земель от оккупации, это может создать возможность для улучшения отношений Ирана, находящегося под международным давлением, с этой страной. Но для того чтобы Иран, предпочитающий в региональных проблемах действовать совместно с Россией, смог сделать такой шаг, ему прежде всего следует избавиться от такой болезни, как восприятие проживающих в его стране тюрок в качестве угрозы. 

Возможно, руководству Тегерана следует задать себе следующий вопрос: какие причины подтолкнули две конкурирующие друг с другом страны на региональном и глобальном уровне, такие как США и Россия, встать за спиной у Армении в этом вопросе?

В западных СМИ из-за справедливой поддержки Азербайджана со стороны Турции стали выходить статьи с критикой в адрес президента Эрдогана. Они не только не выступают против откровенного нарушения международного права, но еще и разворачивают новую кампанию по дискредитации Турции, которая отстаивает международное право.

Долг каждого гражданина Турции — воздерживаться от заявлений, которые будут содействовать подобным кампаниям, и выступать против такого рода нападок на нашу страну.

The Spectator (Великобритания): что стоит за конфликтом между Арменией и Азербайджаном?

Пока Европа лишь выражает «глубокую обеспокоенность» ситуацией в Нагорном Карабахе, Россия и Турция, напротив, действуют более решительно. Турция заявила о поддержке Азербайджана, но будет ли Эрдоган нападать на Армению, чьей союзницей называют Россию? В отношениях Армении и Кремля сейчас тоже все непросто, пишет автор. При этом он умудряется объединить Путина, Эрдогана и Ильхама Алиева в одну группу «реакционных» политиков, несмотря на собственное утверждение о традиционной близости России и Армении. Он ставит в пример «реакционерам» Грузию, «полностью повернувшуюся к Западу». О диктаторских замашках Саакашвили и о начатых им войнах автор предпочитает не вспоминать.

Воевые действия между Арменией и Азербайджаном, развернувшиеся на этих выходных, — это последний эпизод в затянувшейся саге, берущей свое начало еще в позднем периоде СССР. Регион Нагорный Карабах хоть и считается частью Азербайджана, де-факто является независимой территорией, населенной этническими армянами. Независимость этой территории — результат войны между Арменией и Азербайджаном, произошедшей вследствие распада Советского союза. И хотя война кончилась в середине 90-ых победой поддерживаемых Арменией сепаратистов, периодические стычки случаются до сих пор.

Чаще всего такие стычки принимают форму локальных артиллерийских перестрелок. В июле этого года произошло самое серьезное столкновение со времен войны, жертвами обстрела стали десятки человек. Азербайджан сообщил о потере генерал-майора, полковника и целого отряда войск специального назначения. И хотя огонь вскоре был прекращен, 30 тысяч жителей Баку вышли на улицы, чтобы выразить свой гнев по поводу этой ситуации и потребовать полной мобилизации военных.

Теперь это все-таки произошло. После полномасштабного наступления Азербайджана на армянские оборонительные позиции в регионе, обе страны ввели всеобщую мобилизацию вооруженных сил. Так как в обеих странах существует военный призыв, их вооруженные силы вскоре значительно пополнятся. Уже идут ожесточенные бои, есть сообщения о сбитых вертолетах, уничтоженных танках и ночных стычках.

ЕС и НАТО повели себя предсказуемо и выразили «глубокую обеспокоенность» событиями. Наиболее решительно действуют Турция и Россия.

Тесные связи Турции и Азербайджана — это не просто результат общих политических амбиций, эти отношения глубоко закреплены в истории и культуре. Азербайджанцы — это часть тюркской этнической семьи, а азербайджанский и турецкий языки в некоторой степени взаимопонимаемы. Турция часто заявляет, что эти страны — «разные государства — один народ». Последнее такое высказывание датируется седьмым сентября, когда Азербайджан решительно отказался следовать примеру Европы и США и признавать геноцид армян.

Россия, в свою очередь, на протяжении долгого времени была союзником Армении, у нее даже есть военная база на территории этой страны. Терпимость к ее присутствию объясняется тем, что, согласно опросам общественного мнения, поддержка России перед лицом турецкой и азербайджанской агрессии гарантирует безопасность Армении.

Это утверждение сейчас подвергается проверке.

Эрдоган открыто высказал свою поддержку президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, заявив: «Турецкий народ со всеми своими возможностями будет поддерживать азербайджанских братьев». Со стороны Армении будет глупо исключать возможность турецкого военного вмешательства, особенно сейчас, когда турецкие дроны были замечены у ее западных границ.

Конечно, если вы имеете дело с реакционными и безжалостными политиками, такими как Алиев, Путин и Эрдоган, с вашей стороны будет глупо исключать вообще что-либо. Международное чувство тревоги вполне оправдано. Голос соседней Грузии звучит наиболее громко, призывая к немедленному прекращению огня. Грузины лучше многих знают, к каким результатам может привести гнев Кремля. В 2008 году страна пострадала от военного вмешательства России из-за собственных сепаратистски настроенных регионов — Южной Осетии и Абхазии. Если Россия решит вмешаться в этот конфликт и усилить свои войска в Армении, единственный сухопутный способ сделать это лежит через территорию дипломатически отстранившейся Грузии.

Однако, хотя Россию и называют союзником Армении, ее отношения с новым правительством Еревана прохладнее, чем с предыдущим. В основном это связано с тем, что действующий премьер-министр Никол Пашинян скептически относится к российскому влиянию на Армению, обращая внимание на возможные угрозы суверенитету страны. Хотя он никогда полностью не поворачивался к Западу и его ценностям так, как сделали это в Грузии, его попытки наметить более нейтральные политические цели идут вразрез с максимально близкими отношениями, которые выстраивал его предшественник Серж Саргасян. В течение всей своей политической карьеры тот старался создать близкие связи с Москвой. 

Премьер Армении вызвал гнев Путина и тогда, когда в июне встретился с высокопоставленными официальными лицами ЕС. Во время встречи он заявил, что его страна по-прежнему настроена на развитие партнерских отношений с Европой, «построенных на общих демократических ценностях» (хотя сам Пашинян пришел к власти в 2018 году в результате революции). Поражение Армении может привести к концу администрации Пашиняна и восстановлению более тесных связей Москвы и Еревана под управлением более дружественного Кремлю правительства.

Понимая все это, называя Армению «союзницей России» и закрепляя за Азербайджаном статус турецкого союзника, мы получаем сцену для потенциального столкновения между Анкарой и Москвой. Однако нужно принимать во внимание прохладные отношения Путина и армянского правительства, а также постепенное развитие дружеских отношений между Россией и Турцией. Можно предположить, что Эрдоган не будем слишком агрессивен и не станет нападать на Армению, ведь в результате он рискует ухудшить свои отношения с Кремлем. Вскоре после начала боевых действий Пашинян заявил, что зарубежное вмешательство недопустимо. Его предшественник, верный друг Москвы, вероятнее всего, попросил бы помощи у России.

Масштаб атак наводит на мысль о том, что за ними стоит существенная подготовка. Азербайджан вряд ли стал бы развязывать боевые действия, не заручившись гарантиями помощи со стороны Турции. Эрдогану на самом деле есть что доказывать на международной арене. Несмотря на агрессивные высказывания, сопровождавшие конфликт между Грецией и Турцией на восточном Средиземноморье в августе, Турция тихо отступила, когда ОАЭ, Иордания, Египет и Израиль выступили в поддержку Афин (ОАЭ даже отправил военный самолет для прохождения учений вместе с греками).

Армения представляет собой более легкую цель. В отличие от Греции, она не входит в НАТО и не может рассчитывать на могущественных союзников на Ближнем Востоке. Россия, основной международный партнер Армении со времен распада Советского союза, призвала к прекращению огня, но ничем не дала понять, что выступает на стороне Еревана.

Возможно, единственный способ для дипломатии повлиять на ситуацию — это надавить на Турцию. Только у Анкары есть политическая и военная сила, необходимая для мгновенного прекращения огня, но и при усугублении конфликта Турция ничего не потеряет. У Запада есть шанс восстановить свой авторитет и заявить о себе. Однако для того, чтобы соперники восприняли его серьезно, нужно нечто большее, чем выражения «глубокой обеспокоенности». Ведь соперники отлично понимают, что Западу не хватает решительности, а не силы.

Армения и Азербайджан: станет ли Нагорный Карабах новой ареной турецко-российского конфликта? (Al Jazeera, Катар)

В условиях напряженности между Анкарой и Москвой все внимание сегодня приковано к Нагорному Карабаху как новой арене противостояния сторон, пишет автор. Любое обострение ситуации в регионе вызывает опасность прямого вмешательства россиян и турок в конфликт. Насколько велика вероятность такого развития событий, размышляет палестинский журналист.

В середине марта 2020 года жители региона Нагорный Карабах, горного анклава на территории Азербайджанской Республик (в сентябре 1988 года регион полностью вышел из под контроля Азербайджана — прим. ред.) и, отправились на избирательные участки в своей де-факто столице Степанакерте, а также других городах и селах. Хотя во время проведения президентских и парламентских выборов власти региона соблюдали все меры безопасности в условиях пандемии коронавируса и выдали избирателям одноразовые перчатки и маски, Азербайджан и мировое сообщество отрицают летигимность этого процесса.

Разумеется, неприятие выборов на международном уровне не связано с опасениями по поводу распространения коронавируса в Нагорном Карабахе. Настоящая причина — правовой статус региона, ставший предметом одного из крупнейших региональных конфликтов. Так, его жители-армяне, объявившие регион независимым в 1991 году, принимают новые меры, чтобы добиться своей конечной цели — объединения с бывшей советской республикой Армения. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха разгорелся в 1988 году, когда регион с армянским населением (95% населения) превратился в «шрам» на территории Азербайджанской Республики. Местные жители объявили о правах на эти территории и получили финансовую и военную поддержку от Армении, что являлось причиной столкновений сторон, пока в 1991 году не разразилась настоящая война. В результате боевых действий погибли около 30 тысяч человек и еще сотни тысяч стали беженцами.

К 1993 году Армения установила контроль над Нагорным Карабахом, тем самым оккупировав 20% азербайджанской территории. Хрупкое соглашение о прекращении огня, подписанное в 1994 году благодаря международным усилиям, не смогло предотвратить столкновения между сторонами конфликта. Наиболее ярким примером стала так называемая «трехдневная война» 2016 года, в результате которой в общей сложности погибло более 200 человек.

Недавние шаги Армении положили конец надеждам на нормализацию отношений с Азербайджаном. Провокационным эпизодом стало настойчивое желание премьер-министра Армении Никола Пашиняна принять участие в церемонии инаугурации нового лидера региона, бизнесмена Араика Арутюняна (21 мая 2020 года), одержавшего победу на вышеупомянутых выборах. Дело в том, что инаугурация прошла в городе Шуши, оккупированном армянами в 1992 году, а не в столице — Степанакерте.

Президент Армении, пришедший к власти в середине 2018 года в результате «бархатной революции», не ограничился отправкой своего сына на службу в спорный регион и в марте следующего года попытался изменить принципы переговоров, утвержденных в 1992 году. Последний гвоздь в гроб переговорного процесса он вбил 5 августа, когда посетил спорный регион, что Азербайджан расценил как объявление об аннексии земель соседнего государства в нарушение резолюций Совета Безопасности ООН.

В столь напряженной атмосфере военные столкновения 12-13 июля 2020 года никого не удивили: в приграничном регионе за последние два десятилетия произошли десятки подобных столкновений. Армения внезапно атаковала позиции азербайджанских вооруженных сил с помощью тяжелой артиллерии, и за три дня погибли 15 солдат и одно гражданское лицо. Похоже, тридцатилетний конфликт может повлечь за собой новое региональное противостояние, поскольку Россия, поставляющая оружие обеим сторонам, поддерживает Армению, в то время как Турция, устроившая резню армян в 1915 году, поддерживает Азербайджан. Западные страны, озабоченные в первую очередь азербайджанскими нефтегазовыми месторождениями в Каспийском море, стремятся урегулировать конфликт в рамках переговорного процесса под эгидой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. 

В последний день марта 2016 года мировые лидеры воспользовались случаем обменяться мнениями, когда собрались на четвертом международном саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне. Среди участников саммита были президент Армении Серж Саргсян и президент Азербайджана Ильхам Алиев, которые, в отличие от своих коллег, избегали обсуждения вопросов, связанных с конфликтом вокруг Нагорного Карабаха. Лидер Азербайджана лишь потребовал, чтобы Армения немедленно вывела свои войска из спорного региона.

2 апреля 2016 года, спустя всего несколько часов после завершения саммита, на границе Армении и Азербайджана разгорелись широкомасштабные боевые действия, выходящие за рамки приграничного конфликта. Это было наиболее интенсивное вооруженное противостояние с момента подписания соглашения о прекращении огня в 1994 года. На снимках того времени можно увидеть последствия бомбардировок и вызванных ими пожаров, вынудивших местное население покинуть свои дома: вертолеты, беспилотники, танки и артиллерия использовались в беспрецедентных масштабах вдоль границы двух стран.

Тем временем Россия, чьи системы вооружений были развернуты обеими сторонами, активнее других на мировой арене призывала к завершению боевых действий и соблюдению соглашения о прекращении огня, подписанного в 1994 году. Такая позиция может показаться странной, так как русские продолжают «полным ходом» продавать оружие обеим сторонам, стремящимся изменить баланс сил в свою пользу. Если Азербайджан хочет положить конец армянской «оккупации» региона, то Армения стремится сохранить статус-кво.

Что касается продаж российского оружия, примерно за два месяца до конфликта 2016 года азербайджанцы выступили против российско-армянской сделки, согласно которой Ереван получил кредит в размере 200 миллионов долларов, предназначенный для закупки оружия у Москвы. Так, реализация данной сделки угрожала тактическому превосходству Азербайджана, так как Армения получила новое, недоступное ему вооружение, хотя Москва является главным поставщиком оружия Азербайджану (Баку закупил российское оружие на сумму 4 миллиарда долларов). Речь идет о ПЗРК Игла-С, противотанковых ракетах 9М113М, РПГ-26, снайперских винтовках Драгунова, бронетранспортерах «Тигр».

В таких условиях обилие нефти и газа на азербайджанской территории способствует продолжению гонки вооружений, и это очень выгодно России, поскольку открывает путь для огромных военных сделок. В период с 2004 по 2014 год Азербайджан увеличил свои военные расходы в 40 раз: однажды президент похвастался, что военный бюджет его страны превышает весь бюджет Армении. В свою очередь Армения, обладающая преимуществом благодаря контролю над стратегическими высотами в регионе, не колеблясь, стала близким партнером России, несмотря на сложные экономические условия из-за дефицита ресурсов и последствий закрытых границ с Турцией и Азербайджаном.

Стремление России снабжать оружием обе силы на Южном Кавказе и стать главным его поставщиком объясняется стремлением заполучить рычаги, способствующие усилению военного и политического влияния Москвы в регионе. Она играет большую роль не только в мирном процессе, примером чего служат договоренности после конфликта 2016 года, но и в вооруженном конфликте с целью защиты своих интересов.

В связи с этим Россия не одобряет шаги по развитию военного сотрудничества между Азербайджаном и Западом, осознавая заинтересованность последнего в нефтяных месторождениях в Каспийском море. Как только между армянскими и азербайджанскими силами начались столкновения в отдаленном Товузском районе, у западных государств возникли опасения, что они затронут территории азербайджанских трубопроводов, транспортирующих нефть и газ через Кавказ в Европу. Как известно, последняя стремится к энергетической независимости от российского экспортера. Трубопроводы пролегают недалеко от спорного региона, и любой конфликт на Кавказе разрушит надежды Европы на строительство большего количества трубопроводов и увеличение поставок.

Внимание Анкары также приковано к этому региону, поскольку турецкое руководство в настоящее время заинтересовано в сокращении импорта из России, и Азербайджан, как крупнейший поставщик нефти в Европейский союз, является хорошей альтернативой для Турции в преддверии возобновления газовой сделки между Турцией и Россией в 2021 году.

В середине апреля Башня Атакуле, одна из самых известных туристических достопримечательностей Анкары, привлекла внимание прохожих. На башне здания можно было увидеть проекцию трехцветного азербайджанского флага. Также можно было различить надписи «Один народ, два государства» и «С любовью к Азербайджану». Это стало ответным жестом турецкого руководства на действия азербайджанцев: за два дня до этого Центр Гейдара Алиева в Баку был окрашен в цвета турецкого флага. Так соседи поддержали друг друга в условиях пандемии коронавируса.

Другими словами, Анкара ставит поддержку Азербайджана во главу угла. Очередным доказательством тому стали решительные заявления министра обороны Турции Хулуси Акара после недавнего столкновения вокруг Нагорного Карабаха: «Боль Азербайджана — наша боль. Гибель азербайджанских военных не останется без ответа». Страна с мусульманским большинством и «заклятый враг» армян связаны друг с другом крепкими этническими и политическими связями, что демонстрируется в каждом случае, затрагивающем азербайджанцев.

С начала 1990-х годов в соответствии с двусторонним соглашением о сотрудничестве в области обороны азербайджанские военные проходят подготовку в турецких учреждениях, а соглашение о стратегическом партнерстве и взаимной поддержке, подписанное странами в 2010 году, предписывает использование военной силы в случае нападения на одну из сторон. Кроме того, Анкара продолжает ежегодно проводить совместные с Баку военные учения. Речь идет о так называемой «третьей армии», подразделения которой всегда в боевой готовности охраняют восточные границы, помогая силам, размещенным Азербайджаном на границах с Турцией, Ираном и Арменией.

Сближение Турции и Азербайджана подтолкнуло христианское большинство Армении к сближению с Россией, разместившей 5 тысяч своих солдат на армянской территории. Начало их присутствию было положено в 1990-х годах, когда русские решили дислоцировать большой контингент на своей базе в Гюмри. Кроме того, Москва удовлетворяет потребность армян в российском оружии всякий раз, когда обостряется конфликт вокруг Нагорного Карабаха. В Армении развернуты российские стратегические наступательные и оборонительные вооружения, и страна является членом Организации Договора о коллективной безопасности. Результатом развития военного сотрудничества стало соглашение о противовоздушной обороне, подписанное в декабре 2015 года. Кроме того, русские отправили в Армению истребители МиГ-29, несколько тысяч солдат, тяжелую бронетехнику и ЗРК С-300В. 

В настоящее время в условиях напряженности между Анкарой и Москвой, возникшей в результате разногласий по различным вопросам, включая сирийское и ливийское досье, все внимание приковано к Нагорному Карабаху как новой арене противостояния сторон. В руках Москвы есть рычаги влияния, позволяющие ей провоцировать Анкару на восточных границах: российские военные могут атаковать большинство турецких вооруженных формирований в Восточной Анатолии.

Вряд ли недавнее обострение азербайджано-армянских противоречий приведет к прямому вмешательству россиян и турок в конфликт, поскольку сейчас они не заинтересованы в появлении нового военного фронта, однако не исключено, что возобновление боевых действий может подтолкнуть к опасному конфликту, напоминающему события в апреле 2016 года, и в этом случае может вспыхнуть региональное противостояние с непосредственным участием Турции и России.

0 комментариев
Архив