Традиция касыды Рамадана в Дакке становится жертвой меняющегося городского ландшафта и технологий
|

В предрассветные часы Рамадана на улицах Дакки когда-то можно было услышать певцов, которые своими касыдами будили верующих на сухур, или “сехри” на бенгали, предрассветную трапезу. Исполняемые в основном на урду, их песни когда-то были неотъемлемой частью священного месяца в столице Бангладеш, пишет Фейсал Махмуд.
Корни этой традиции уходят в эпоху Великих Моголов. Первоначально касыды создавались для восхваления местных правителей, и исполнялись пользующимися их покровительством певцами. После падения империи Моголов, сардары, главы махалли (городских кварталов), назначаемые навабами Дакки, соперничая друг с другом, нанимали своих мастеров касыд. Победители этих соревнований с гордостью демонстрировали трофеи во время празднования Ид аль-Фитра (Ураза-байрама).
Минхаз Аман, владелец пекарни в районе Лалбагх в Старой Дакке, происходит из семьи сардаров. Он рассказывает: «В детстве я наблюдал, как певцы, исполнявшие касыды, приходили к нам домой перед Рамаданом, прося благословения у моего деда. Это была традиция, способ проявить уважение и поддержать таких артистов». Также мужчина говорит: «Раньше Рамадан был другим. После намаза таравих люди ложились спать рано. Просыпаться на сухур было проблемой».
Поэтому певцы касыды играли важную роль. Их проникновенные интерпретации газелей, многовековых поэм, часто написанных известными поэтами Лахора или Дели, будили верующих на предрассветную трапезу.

Источник: bdnews24.com
Однако в наши дни эти мелодичные серенады почти исчезли с улиц Дакки.
Причиной этого называют, с одной стороны, технический прогресс, когда спутниковое телевидение, интернет и социальные сети нарушили режим сна, особенно среди молодого поколения, а с другой – разрушение махалли, которая была сердцем и душой Старой Дакки. Уникальная архитектура таких кварталов с двух- или трехэтажными зданиями, выстроившимися вдоль узких переулков, способствовала созданию сплоченного сообщества.
Азим Бахш, председатель культурной организации Dhaka Kendra, видит прямую связь между изменением городского ландшафта и исчезновением традиции касыды: «Касыда процветала благодаря этим сплоченным кварталам. Высотные дома заменяют старые здания, семьи распадаются, а люди прикованы к телевизорам и интернету. Та искренняя обстановка, которая подпитывала этот жанр, просто исчезла».
Несмотря на то, что данная традиция является важной частью культурного наследия Старой Дакки, ей уделяется на удивление мало внимания. Однако есть и энтузиасты, стремящиеся заполнить возникший пробел. Анарья Муршид, молодой бангладешский режиссер-документалист, четыре года изучая этот жанр, создал 20-минутный документальный фильм «Касыда Дакки».

Источник: bdnews24.com
Лента начинается с кадров, как Риаз Ашрафи, певец газелей из Старой Дакки, репетирует со своими единомышленниками, готовясь бродить по улицам в предрассветные часы во время Рамадана. «Ашрафи – один из последних оставшихся артистов, работающих над сохранением исчезающего музыкального наследия Старой Дакки. Я хотел продемонстрировать его преданность, показать, что, хотя касыда, возможно, и исчезает с улиц Дакки, несколько энтузиастов, таких как он, продолжают вдыхать жизнь в эту традицию», – рассказывает Анарья Муршид.
Риаз Ашрафи с теплотой вспоминает прошлые времена, когда певцы касыды просили разрешения у местного сардара, прежде чем выступать каждую ночь в течение Рамадана. «Это была добровольная служба, но община осыпала нас подарками и деньгами. Мы даже получили специальный «бахшиш» на Рамадан-байрам».
Сейчас, несомненно, все изменилось. Сегодня группа Ашрафи исполняет касыду только по заказу организаций. Несмотря на трудности, музыкант сохраняет оптимизм: «Есть еще несколько групп, которые поддерживают эту традицию. Я считаю, что касыды Рамадана обладают достаточной устойчивостью, чтобы выдержать испытание временем».

Анарья Муршид / Источник: New Age
6 традиций, соблюдаемых на Ближнем Востоке во время Рамадана
В разных регионах исламского мира сложились свои традиции, которыми мусульмане отмечают священный месяц Рамадан, пишет Arab News.
Стрельба из пушки

Источник: Arab News
Считается, что эта традиция зародилась в Египте, а позже распространилась на соседние мусульманские страны. Каждый день в месяц Рамадан за несколько минут до азана на вечерний (магриб) намаз производится выстрел из пушки, оповещая людей о времени ифтара. Хотя в наши дни в таком сигнале уже нет необходимости, такая традиция сохраняется во многих странах, таких как Египет, ОАЭ, Ливан.
Нафар

Источник: Arab News
Нафары Марокко пробуждают людей на сухур. Их обычно выбирают из хорошо известных в районе людей, и они играют большую роль в религиозной и культурной жизни Марокко. Исполняющие эту обязанность обычно носят традиционную одежду. Им принято давать чаевые в течение всего Рамадана, но особенно в последнюю ночь месяца, чтобы выразить благодарность за их службу. Нафары были частью марокканской идентичности на протяжении многих поколений и стали неотъемлемой частью ее культурного наследия.
Хаг аль-Ляйла

Источник: Arab News
Хаг аль-Ляйла отмечают в странах Персидского залива накануне 15-го Шаабана. Дети в традиционных одеждах и с яркими ткаными сумками ходят от двери к двери и поют песни. В ответ принято одаривать их орехами и сладостями. Обход начинается после вечернего (магриб) намаза. Люди часто готовятся заранее и раздают более 10 кг сладостей, которые они покупают в супермаркетах и других магазинах в специальных пакетах для Хаг аль-Ляйла.
Фонари Рамадана

Источник: Arab News
Родиной таких фонарей или фанусов считается опять же Египет. Согласно преданиям, во времена династии Фатимидов когда халиф Аль-Муизз Лидиниллах прибыл в Каир в первый день Рамадана, жители вышли приветствовать его с фонарями в руках. В последующем красочными светильниками стали украшать улицы и дома в священный месяц. Сейчас эта традиция уже распространилась на весь мир, а фонарь стал символом Рамадана.
Месахарати

Источник: Arab News
Месахарати называют человека, который ходит по улицам и бьет в барабан, чтобы разбудить верующих на сухур. Таких людей можно встретить в Саудовской Аравии, Ираке и Сирии. Подходя к каждому дому, месахарати останавливается перед ним и зовет его жителей по имени. Он издает столько шума, что слышно за несколько кварталов. Часто его сопровождают соседские дети. Месахарати пользуется большим уважением в своем районе и считается мудрым человеком. Зная имена всех местных жителей, он бывает очень полезным во многих ситуациях. Хотя эта обязанность является добровольной, месахарати часто дают деньги и угощения, а в первый день Ид аль-Фитр (Ураза-байрама) соседи спешат навестить его после праздничного намаза, чтобы поздравить.
Мхейбес

Источник: Arab News
Традиционная игра, в которую в Рамадан играют в Ираке после ифтара. В ней участвуют две команды, каждая из которых пытается спрятать кольцо от другой. Она начинается с того, что игрок обходит команду, чтобы отдать кольцо одному человеку, пытаясь помешать другой команде узнать, у кого находится этот предмет. Затем другая команда должна назначить игрока, у которого есть только одно предположение, чтобы узнать, у кого находится кольцо. Решение пр изучении выражений лиц каждого члена команды.
Исламосфера




