Торевтика — тысячелетнее искусство. Пять тысячелетий иранской керамики: творческая мысль, застывшая в глине
Торевтика — тысячелетнее искусство. Пять тысячелетий иранской керамики: творческая мысль, застывшая в глине
5 лет назад 3403 irna.ir islamosfera.ru

Министр культурного наследия, ремесел и туризма Ирана Али Асгар Мунесан заявил в субботу, что торевтика - это тысячелетнее искусство, которое стало популярным в эпоху Ахеменидов и достигло своего апогея в эпоху Сасанидов.

Торевтика — это искусство нанесения рисунков и изображений молотком на поверхности из золота, серебра, меди, латуни или других металлов с использованием устройства, напоминающего долото, называемого резцом.

Моунесан добавил, что художники сначала покрывают одну сторону поверхности, на которую они собираются нанести картину, раствором дегтя или штукатурки, чтобы смягчить удары молотком.

Это также помогает им избежать прокола тонкого металла. Исследователи считают, что искусство зародилось в Ширазе. Но сейчас в Ширазе, Исфахане, Боруджеде, Табасе и других иранских городах существуют разные стили торевтики.

Пять тысячелетий иранской керамики: творческая мысль, застывшая в глине

3000 лет назад, на юге Каспийского озера, на территории современного Ирана мастера производили особый тип керамики. Небольшая инсталляция в галерее Саклера (Sackler Gallery) в Вашингтоне (США) позволяет увидеть необычайную красоту древней иранской керамики. Она отмечает мастерство иранских керамистов и высокое качество созданных ими работ.

История персидской керамики

Изготовление керамики на территории Иранского нагорья восходит к раннему неолиту (7 тыс. до н.э.). Эта была необработанная, неглазурованная керамика. Позже керамику начали делать из глиняной посуды с нанесением ангоба (тонкий слой сырой белой или цветной глины, который наносят на поверхность керамического изделия до его обжига – прим.Исламосфера). Она покрывалась прозрачной свинцовой глазурью, а цвет добавлялся с помощью оксида. Персидская керамика с течением времени приобрела более причудливые стили и техники.

В 7 веке арабы завоевали Персию, а также Сирию, Палестину и Месопотамию. Следующей была завоевана большая часть Северной Африки, включая Египет.

Lalejin, City of Pottery - Iran Handicraft Tours

В 8 веке, с присоединением Иберийского полуострова Аравийский халифат превратился в одно из могущественнейших государств. Это подготовило почву для последующего развития персидского искусства на основе римских, греческих, египетских и центральноазиатских идей. Смешение этих идей из многих регионов можно было увидеть в производстве керамической продукции. Испытав влияние техник, распространенных на присоединенных территориях, персидские мастера разработали новые формы и стили и создали изящные изделия, которые стали характерными для персидской керамики. Поскольку изысканная посуда предназначалась для украшения домов знати или экспорта, производство керамики получило широкую поддержку.

В течение 9 века во время правления Аббасидов происходило дальнейшее усложнение и усовершенствование стилей и техник. К этому периоду относится использование синего кобальта и других оксидов металлов, таких как медь. Керамисты в этот период также экспериментировали с техникой скольжения, с помощью которой разрабатывали замысловатые декоры. Такие цвета как фиолетовый марганец, красный помидор, оливковый, желтый и коричневый наносились на поверхность, и затем покрывались прозрачной глазурью, создавая глянцевый и гладкий эффект. В 11 веке под влиянием китайской фарфоровой посуды в производстве керамики произошли драматические изменения. Некоторое время керамисты пытались копировать китайскую фарфоровую продукцию, но потерпели неудачу из-за отсутствия каолина, тонкой глины, используемой в производстве фарфора. Однако после знакомства с фриттовым фарфором мастера керамики научились изготовлять такую гладкую поверхность, какую хотели. Это новое глиняное основание состояло из белой глины, стеклянной крошки и кварца. Его мягкая консистенция способствовала использованию новых техник, таких как гравировка, перфорация, формовка.

ceramic-persian-art

К 12 веке персидские керамические стили заслужили всеобщее признание и установили стандарты для дальнейших нововведений. Монгольские завоевания 13 века привели к тому, что производство керамических изделий на время прекратилось. По названию династии керамика этого периода называется ильханидской. В 14 веке после завоеваний Тимура происходит возрождение искусства керамики, и возникают новые центры керамического производства. Одним из главных центров стал Кирман. Контроль над Иберийским полуостровом и падение Гранады в 1492 году добавили полихромную керамику в красочный спектр персидских керамических стилей.

На протяжении столетий персидские керамисты отвечали на запросы и изменения, вызываемые политическими кризисами через принятие и совершенствование новых форм и смешение их со своей культурной традицией. Подобный инновационный подход пережил столетия и повлиял на многие культуры по всему миру.

ceramic-persian-art-1

Новый взгляд на древнюю иранскую керамику

Фонд Артура М. Саклера представляет “Новый взгляд на древнюю иранскую керамику” – первую крупную выставку иранской керамики за последнее десятилетие. Выставка демонстрирует 45 удивительных изделий 5000-летнего искусства керамики.

Изящная, технически сложная персидская керамика демонстрирует богатую традицию, но пока не такую известную на Западе, как доколумбовая, китайская и греческая. На выставке представлены великолепные кувшины, чаши, разнообразные фигурные сосуды. Иранские мастера украшали их не только великолепным дизайном, но и проявляли уникальное чувство юмора. Многие изделия выполнены в форме животных или раскрашены животными мотивами. В их числе дикие и домашние животные, например, элегантный олень, мощный баран и забавный козел. Некоторые изделия имели особенные функции, к примеру, посуда для косметических нужд.

ceramic-persian-art-2

Среди необычных артефактов, представленных на выставке можно назвать керамическое изделие в форме головы и шеи быка, сосуд в форме сидящего верблюда, ритон в форме головы оленя, восхитительный сосуд с двумя ножками в виде ступней и др.

Производство керамики имеет долгую историю. Самые ранние керамические изделия были найдены в горах Загрос и были созданы 10-12 тысяч лет назад. Археологические данные свидетельствуют о том, что иранское гончарное искусство возникло 8 тысяч лет назад.

Одной из главных особенностей иранских керамических и гончарных изделий является то, что для них характерен очень выразительный и красивый декор. Декор различается от региона к региону и связан с верой и культурой людей, а также с климатическими особенностями разных районов Ирана.

ceramic-persian-art-3

ceramic-persian-art-4

Lalejin - Iran's Pottery Capital The city of Lalejin in Hamedan Province lies 20 kilometers northwest of the provincial ci… | Persian culture, Islamic art, Pottery

Two Iranian Cities Gain World Fame for Gems and Pottery | Iran Front Page

Керамика в исламской цивилизации
 
В исламской цивилизации керамика использовалась для ежедневного приготовления пищи, освещения и стирки, а также для украшения и торговли. Как и бумажные тарелки и чашки, которые мы используем сегодня, тогда в повседневной работе использовалась керамика, сообщает интернет-газета Fikriyat.
1. Мусульманская керамика является одной из лучших в мире с точки зрения цвета, техники исполнения и декоративных функций
2. Керамические изделия в прошлые века исламском мире использовались как для повседневных нужд, таких как приготовление пищи, освещение жилища, стирка, так и для декоративных нужд.
3. В то время даже существовала посуда, подобная современным одноразовым тарелкам и чашкам, которую сразу же выкидывали после ее применения.
4. Один живший в XIV в. историк подсчитал, что стоимость разбиваемых каждый день и выкидываемых керамических изделий составляла тысячу динаров или примерно 4,5 кг золота.
5. Одним из секретов мусульманских мастеров было использование свинца при изготовлении глазури, что позволяло изготавливать водонепроницаемую, а также более гладкую и блестящую посуду.
6. Мусульманские мастера также открыли, что добавление к содержащей свинец глазури оксида железа позволяет изготавливать белую глазурь, делающие керамические изделия похожими на китайский фарфор.
7. Синие узоры на белой керамике стали отличительным знаком гончаров эпохи Аббасидов.
8. Центрами гончарного ремесла в исламском мире в эпоху Средневековья стали иракские города Багдад и Самарра
9. Известны три вида глиняной посуды – белая с рисунком, нанесенным синим кобальтом, украшенная двухцветную кайму и имеющая особый металлический блеск.
10. В VIII в. иракские мастера произвели революцию в гончарном деле, изобретя особую технику полировки, придающую глиняным изделиям вид изготовленных из драгоценных металлов.
11. Так как ислам запрещает использование золотой или серебряной посуды, эта техника позволила изготавливать роскошные изделия, не нарушая правил шариата
12. Кроме того, эта техника полировки использовалась для керамической плитки, которой украшали стены мечетей и медресе, придавая ей более яркий блеск.
13. Посуда общего пользования, используемая для переноса воды, в качестве тарелок и чашек, именовалась гадус.
14. Турецкий город Изник стал центром гончарного производства, прославившись своей декоративной сине-белой керамикой. Он сохраняет этот статус и по сей день.
15. Керамику из Изника отличает традиционный цветочный узор, окаймленный с внешней стороны черными и красными линиями, а также предпочтение синего кобальта, бирюзового и зеленого цветов.
0 комментариев
Архив