Тони Блэр: Нехватка электричества сдерживает прогресс
|
Африканские страны всё чаще объединяют свои усилия. Ранее в этом году было заключено знаковое соглашение о беспошлинной торговле. В Восточной Африке достигнут значительный прогресс в области свободного передвижения людей. Кроме того, наблюдается активное стремление к созданию единого рынка авиаперевозок, которые обладают куда лучшим потенциалом связывать страны, чем когда-либо прежде.
Каждый шаг к более тесному сотрудничеству и единству на континенте уже сам по себе значим. А в совокупности они свидетельствуют: новое поколение африканских лидеров понимает, как для власти в двадцать первом веке важен численный показатель.
Однако Африка нуждается и в других мощностях: нехватка электричества продолжает сдерживать прогресс континента. И здесь интеграция также играет ключевую роль в масштабировании и соединении рынков, снижении потребительских издержек и стимуляции роста.
Все африканские лидеры, с которыми мне доводилось общаться, говорят, что повышение доступности электричества – приоритетный вопрос; большинство из них ставят перед собой амбициозные цели в области производства и передачи электроэнергии. Однако для достижения этих целей требуется адаптация целого комплекса технологий, что непросто сделать даже в самых благоприятных обстоятельствах, а тем более странам, пытающимся решить эту задачу в одиночку.
Дело в том, что ресурсы распределены между странами неравномерно. У одних есть газ, у других – гидрологические запасы. У некоторых вообще нет каких-либо ресурсов, и они строят тепловые электростанции или импортируют дорогостоящие виды жидкого топлива для удовлетворения своих потребностей. К этому прибавляются и проблемы планирования – обычно одна из двух: ресурсов либо слишком много, либо слишком мало.
Одной из таких возможностей является энергетический пул Западной Африки. Немногим более половины населения региона имеет доступ к электроэнергии, и всего лишь около 3% производимой электроэнергии в настоящее время пересекает границы (исходя из текущих уровней мощности). Однако при интегрированном рынке спрос мог бы быть удовлетворён, поскольку такие страны, как Гана, Кот-д’Ивуар и Гвинея, производят излишки, тогда как другие, например Буркина-Фасо и Мали, страдают от дефицита и зависят от дорогостоящих видов жидкого топлива.
Такой субрегиональный рынок принесет значительные выгоды не только семьям, но также правительствам и инвесторам. Число пользующихся электроэнергией людей вырастет, страны-экспортёры получат дополнительные доходы, а импорт станет дешевле, надёжнее и чище. Согласно результатам моделирования, проведенного Институтом глобальных изменений Тони Блэра и государственной программой США «Power Africa», интегрированный энергетический рынок позволит региону сэкономить $32 млрд в течение следующего десятилетия. За счёт улучшения инфраструктуры и роста поставок эта цифра может быть многократно увеличена.
Но для реализации потенциала торговли электроэнергией требуется выполнение четырёх условий. Во-первых, необходимо изменить политику согласования национальных законов с региональным видением. Те из нас, кто имеет долгую историю взаимоотношений в рамках ЕС, лучше других понимают сложность такого решения, и для некоторых стран Западной Африки отказ от дорогостоящих и неэффективных, но политически популярных субсидий будет весьма непростым. Прибыль от торговли компенсировала бы последствия, но политикам будет непросто преподнести эти решения общественности.
Во-вторых, необходима разработка инфраструктуры, которая будет объединять национальные рынки. В настоящее время международные доноры уже активно поддерживают большинство проектов в этой области. Крайне важно завершить её создание и объединить изолированные сети в уникальный региональный рынок.
В-третьих, необходимо повысить доступность газа. Наиболее вероятным источником является Нигерия; другой вариант – импорт недорогого сжиженного природного газа. Без развития резервов странам придется возвращаться к жидким видам топлива, что сопряжено с более высокими издержками и повышенным уровнем выбросов углекислого газа.
Развитие этого внутреннего рынка является ключом к энергетическому будущему Африки. В течение следующего десятилетия оно может оказать существенное влияние на жизни более чем 300 млн человек. Оно также станет важным шагом в стремлении Африки к большему единству, большей уверенности в себе, а также позволит экономике в большей степени полагаться на торговлю, а не на помощь извне. В довершение всего, это укрепило бы прогресс, достигнутый африканскими лидерами в разработке управленческих стратегий.