Тогда и сейчас: как менялась роль проводников хаджа
Тогда и сейчас: как менялась роль проводников хаджа
2 года назад 1173 islamosfera.ru

Хотя услуги проводников хаджа важны как никогда, характер их отношений с паломниками в наши дни существенно изменился, сообщает The New Saudi Arabia.

Когда начинается сезон хаджа, проводники паломников оформляют отпуск на работе, чтобы заняться своей почетной службой, которую многие мекканцы унаследовали от своих родителей, бабушек и дедушек. Для них это честь и радость, несмотря на отсутствие финансового вознаграждения.

Талал Кутуб, например, врач. В их семье служба в качестве проводников для паломников во время  хаджа является наследственной. С детства ему прививали любовь к паломникам и учили заботиться о них с момента их прибытия в Мекку и до отъезда. По его словам, между паломниками и проводниками существует любовь, признательность и уважение, и для них эти чувства подобны воздуху, которым они дышат.

Кутуб начал свою деятельность в 1973 году как независимый проводник, после стал членом совета директоров Института проводников для иранских паломников, а затем в течение многих лет занимал пост президента этой организации.

Источник: The New Saudi Arabia

«Я работал врачом, получил докторскую степень в области гастроэнтерологии, пройдя обучение в Австрии, но продолжал служить паломникам во время учебы, приезжая в Мекку во время сезона паломничества», – рассказывает он. Служение паломникам является важной частью его жизни, и он не мог отказаться от него ни при каких обстоятельствах. «Мой сын Хади унаследовал эти обязанности от меня. Он также является  членом совета директоров Института проводников иранских паломников, одновременно работая врачом-гастроэнтерологом», – добавляет Талал Кутуб.

Другой проводник паломников, журналист Ахмад Халаби, рассказывает, что эти традиции имеют давние корни в Мекке, приводя цитату путешественника Ибн Рашида, совершившего хадж в 1284 году: «Жители Мекки и их дети принимают паломников и учат их ритуалам. Они обучают этому своих мальчиков, чтобы те учили паломников нужным молитвам».

Халаби добавляет: «Многие проводники унаследовали эту профессию от своих отцов и дедов и гордятся ею, потому что раньше этим занимались только судьи (кади) и ученые». Он также привел слова швейцарского путешественника и историка Иоганна Людвига Буркхардта, который сказал: «Проводники – это лидеры паломников во время ритуалов хаджа и посещения святых мест в городе Пророка».

Источник: The New Saudi Arabia

Роль проводников паломников выполняли многие видные люди. Халаби рассказывает: «Пожалуй, самым выдающимся из них является доктор Хамид аль-Харсани, занимавший пост министра здравоохранения (в период с 1961 по 1962 год). Он был не только проводником, но и их лидером… Был также покойный шейх Салах Камаль. Его семья занимала высокие посты, отец работал в Кабинете министров, но Салах Камаль каждый год в сезон хаджа стремился попасть в Мекку, чтобы служить паломникам из Африки».

Фатан Хусейн, репортер и специалист по руководству хаджа, поведала, что многие начинают свою работу в качестве проводников в очень молодом возрасте, и главное, что отличает их, – это их моральные ценности. Дух жертвенности и безграничной доброжелательности в служении паломникам привил им уникальную религиозную идентичность, основой которой выступает вера.

Однако, поскольку времена изменились, и число паломников резко возросло, то трансформировались и отношения между проводниками и паломниками. Если раньше это были близкие, почти семейные связи, то теперь общение происходит больше по-деловому.

«Деятельность проводников изначально носила индивидуальный характер в том смысле, что человек и его семья брали на себя ответственность за паломников с момента их прибытия в Мекку и до их отъезда. Но увеличение числа хаджиев и создание официальных институтов в этой сфере привело к охлаждению отношений между проводниками и паломниками. Последних стали размещать в отелях, полностью отделенных от домов проводников и их семей, что образовало барьеры как для общения, так и человеческих отношений», – рассказывает Фатан Хусейн.

Источник: The New Saudi Arabia

В прежние времена паломники и их семьи проводили в Мекке по шесть месяцев и более. Их обслуживали и женщины-проводники, которые  выполняли такие функции, как прием гостей, подготовка мест для хаджиев, сопровождение паломниц к святым местам, забота об их ценностях, медицинское обслуживание или религиозное просвещение и даже забота об их детях.

Сами аль-Муаббар, глава района Рассейфа в Мекке, говорит, что радость от прибытия паломников была похожа на приход праздника Курбан-байрам. В честь них устраивали пир, на который были приглашены все окрестные жители. Мекканцы соревновались друг с другом, чтобы оказать гостеприимство хаджиям, которых они воспринимали как гостей Аллаха. Также Сами аль-Муаббар подчеркнул роль, которую играли женщины Мекки в обслуживании паломников. Они сопровождали паломниц в магазины, помогали с покупками, шили им одежду. На протяжении нескольких месяцев такого общения между паломниками и проводниками складывались очень тесные отношения, и расставание было очень болезненным. «Это было похоже на прощание с членом семьи», – рассказывает аль-Муаббар.

В наши дни резкое увеличение числа паломников и изменение мира в целом привело к тому, что прибывающие не имеют возможности глубоко узнать Мекку и ее жителей. По словам аль-Муаббара, если в начале правления короля Сауда в хадж приезжало около 200 000 человек, то сейчас их более двух миллионов, и они проводят в Саудовской Аравии гораздо меньше времени. Некоторые из них теперь прибывают в День Арафа и вскоре после этого уезжают. У паломников больше нет возможности разделить с мекканцами прекрасные моменты встречи и знакомства друг с другом или получить воспоминания, которые сохранятся на всю жизнь.

Источник: The New Saudi Arabia

Жители Мекки принимали паломников в своих домах и сердцах

До того, как Мекку заполнили отели, паломники останавливались в домах местных жителей, часто образуя узы, которые превращались в длительную дружбу, пишет Балкис Базалом.

«Мы открывали для них наши сердца, а потом наши двери», – говорит 70-летняя Нура аль-Ахмади, родом из Медины. У ее семьи был небольшой дом в Шааб аль-Магарба, примерно в двух километрах от Запретной мечети, и они всегда оставляли одну комнату свободной, чтобы иметь честь принимать паломников.

Семьи, которые владели многоэтажными домами, в сезон хаджа превращали их в небольшие гостиницы. 78-летняя Фатима Мухаммад Сурур вспоминает традиции гостеприимства в отношении паломников, распространенные во времена ее детства и юности. Ее семья была родом из Хадрамаута в Йемене, но перебралась в Мекку, где приобрела четырехэтажный дом в аль-Фалаке, всего в 10 минутах ходьбы от Запретной мечети.

«На чердаке нашего дома было две комнаты, небольшая кухня и ванная комната. Обычно в сезон хаджа мы сдавали в аренду паломникам три этажа, а сами, собрав все свои вещи, перебирались жить на чердак», – рассказывает она.

Fatimah MohamedSoror.

Фатима Мухаммад Сурур / Источник: thenationalnews.com

Готовить дом к приему паломников было тяжелой работой, но она и ее восемь братьев и сестер работали рука об руку, и не жаловались, когда им почти месяц приходилось жить в тесноте на верхнем этаже. Госпожа Фатима вспоминает, как в первый раз собирала арендную плату от имени своего отца. Тогда, примерно 60 лет назад, она составляла 3000 риалов.

С годами эта сумма продолжала расти. «Я помню, что в последний раз мы сдавали комнаты за 100 000 риалов. Это было в 1984 году. Сами мы съехали, и сдали паломникам все четыре этажа и крышу на весь сезон хаджа [длящийся от месяца до пяти недель]. Через несколько месяцев после этого наш дом был снесен для строительства новой дороги».

С 1955 года Запретная мечеть перестраивалась три раза, и ее площадь значительно расширилась. При покойном короле Фахде ремонтные работы проводились постепенно в период с 1982 по 2005 год. Тогда были снесены многие старые дома вокруг мечети.

Fatimah Mohamed Soror shows a picture of her father, as she narrates how he entrusted her with the money they get from renting their house for pilgrims.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Госпожа Фатима вспоминает, как в первый раз собирала арендную плату от имени своего отца (на фотографии) / Источник: thenationalnews.com

Те мекканцы, кого это не затронуло, продолжали принимать паломников в своих домах до тех пор, пока в 2008 году не начался третий этап расширения мечети. В это время были снесены еще ряд старых семейных домов. Несмотря на это, некоторые семьи продолжают традицию, принимая у себя друзей хотя бы на несколько дней.

33-летний Абдуллах Ахметоглу вспоминает, как в детстве бегал по заполненному паломниками дому своих дедушки и тети. Он рассказывает, что помогал паломникам как мог, начиная с проведения ритуалов хаджа и заканчивая показом лучших мест, где можно поесть и купить подарки перед возвращением домой.

Большинство паломников старались останавливаться в домах своих соотечественников, так как многие семьи в Мекке являются потомками переселенцев из других исламских стран.

Photo of the holy mosque of Makkah (the year 1968)

Заповедная мечеть (1968 г.) / Источник: thenationalnews.com

Семья господина Ахметоглу имеет турецкие и узбекские корни. Его отец и дед говорили на фарси, турецком и узбекском языках, поэтому у них часто останавливались паломники из Узбекистана и Турции.

Некоторые паломники предпочитали снимать комнаты у одних и тех же семей на протяжении многих лет, что приводило к установлению длительных дружеских отношений.

«Однажды в нашем доме жила женщина со своими детьми и стала близкой подругой моей бабушки», – рассказывает Абдуллах Ахметоглу. Эта женщина много лет снова и снова приезжала к ним, а когда она умерла, ее сыновья продолжали навещать семью Ахметоглу. Эта традиция немного изменилась, когда один из них, Тургут Озал, стал восьмым президентом Турции, и его стали сопровождать охрана и официальная делегация.

Fouad Al Darkzli in Arafat during one of the hajjs he did.

Паломник Фуад аль-Даркзли на Арафате во время одного из хаджей / Источник: thenationalnews.com

Паломники обычно привозили с собой товары из своих стран, часть дарили хозяевам, а остальное продавали на улицах Мекки.

Госпожа аль-Ахмади вспоминает о подарках. «Индонезийцы раньше привозили саронги. Я также помню египтянку, которая подарила мне хлопчатобумажную одежду – такого качественного хлопка я больше никогда не видела».

Отношения с паломниками не ограничивалось обменом подарками и помощью им. Женщины-паломницы на крыше или в женской комнате устраивали посиделки с хозяйками дома, пили чай с маамулем (арабское печенье) и болтали. Хотя иногда они не понимали языка друг друга, в общении помогали жесты.

Noura Al Ahmadi house where they hosted the pilgrim. The house located in Sha'b Al Magharba, around 2 km from the holy mosque.

Дом семьи Нуры аль-Ахмади в Шааб аль-Магарба, примерно в двух километрах от Запретной мечети, где они принимали паломников / Источник: thenationalnews.com

«Они приходили каждый день, и мы готовили чай, немного сладостей и орехов. Мы общались с помощью жестов, и иногда они использовали нашу кухню для приготовления пищи», – вспоминает Фатима Мухаммад Сурур.

Она хорошо помнит запах иранского риса с ароматом шафрана. Ее соседи, семья Хавандана, принимали у себя иранцев. Их дочь Надия, которой сейчас 57 лет, и ее двоюродные братья часто просили женщин из числа их гостей научить их новым словам.

«Мой отец говорил более чем на 10 языках, поскольку он был торговцем и общался с паломниками. Когда мы были детьми, то, стараясь стать похожими на него, учились у останавливавшихся у нас женщин иностранным языкам», – рассказывает госпожа Хавандана.

Это тесное взаимодействие с паломниками и общение с людьми различного социального положения из разных стран сформировали общество Мекки.

Photo of the holy mosque of Makkah during hajj 1968 taken by Fouad Al Darkzli

Фотография Заповедной мечети, сделанная Фуадом аль-Даркзли во время хаджа в 1968 г. / Источник: thenationalnews.com

«Расти в Мекке – это все равно, что быть членом ООН», – говорит 64-летний доктор Хусейн Ганам о своем детстве, когда он сталкивался с людьми разных национальностей, культур и социального положения. Хадж сделал жителей Мекки более открытыми для мира и восприимчивыми к новому. «Мы многому научились у паломников. Например, мекканская кухня включает блюда индийской, бухарской и индонезийской кухни», – рассказывает Хусейн Ганам.

После того, как в Мекке стали строится отели, традиция принимать паломников в семейных домах исчезла. Некоторые семьи пытались делать это еще десять лет назад, но Министерство хаджа и Управление гражданской обороны обнародовало длинный список требований безопасности, что остановило многих.

Однако некоторые семьи сохраняют старые связи, принимая паломников хотя бы на несколько дней. Как рассказывает Ахметоглу, внуки Тургута Озала, посещая Мекку, хотя бы на 2-3 дня останавливаются в его доме и только потом едут в отель.

«Они любили нас, а мы любили их», – говорит госпожа аль-Ахмади.

Page of Fouad Al Darkzli diary dated 1976 after he performed hajj. On this page, he mentions that he was hosted in the house of Mohamed Al Kurdi.

Страница из дневника Фуада аль-Даркзли, датированная 1976 г. после совершения хаджа. Здесь он упоминает, что гостил в доме Мухаммада аль-Курди / Источник: thenationalnews.com

Letter from Makkan Mohamed Al Kurdi to Iraqi pilgrim Fouad Al Darkzli, dated April 1968.

Письмо мекканца Мухаммада аль-Курди иракскому паломнику Фуаду аль-Даркзли, датированное апрелем 1968 г. / Источник: thenationalnews.com

Letter from Makkan Mohamed Al Kurdi to Iraqi pilgrim Fouad Al Darkzli, dated April 1965.

Письмо мекканца Мухаммада аль-Курди иракскому паломнику Фуаду аль-Даркзли, датированное апрелем 1965 г. / Источник: thenationalnews.com

 

0 комментариев
Архив