Тихое изгнание мусульман из Франции
|
Мусульмане, родившиеся и выросшие во Франции, устав от «атмосферы исламофобии», уезжают в Англию, Канаду, ОАЭ. Подавляющее большинство из решившихся на этот шаг принадлежит к высококвалифицированной элите, пишет Самира Юсуф.
Несмотря на свою высокую квалификацию, столкнувшись с отказом примерно на 50 собеседованиях в разных компаниях во Франции, выпускник мусульманской бизнес-школы Адам решил начать все заново в Дубае. «Здесь я чувствую себя намного лучше, чем во Франции. Мы все равны. У вас может быть начальник индиец, араб или француз. Ни у кого нет претензий к моей вере», – говорит 32-летний мужчина.
Согласно вышедшей недавно во Франции книге «Франция: ты любишь ее, но покидаешь» (La France, tu l’aimes mais tu la quittes), созданной коллективом авторов, высококвалифицированные французские граждане мусульманского происхождения, зачастую дети иммигрантов, незаметно покидают Францию, направляясь в такие города, как Лондон, Нью-Йорк, Монреаль или Дубай. Книга исследует причины этого явления, опираясь на выборку из тысячи человек и 139 подробных интервью. Как в ней сообщается, 71% респондентов заявили, что уехали отчасти из-за расизма и дискриминации.
Адам, не пожелавший называть свою фамилию, поделился, что работа в ОАЭ дала ему новый взгляд на мир. Во Франции «нужно работать вдвойне усерднее, если ты принадлежишь к определенным меньшинствам», – отмечает он. Мужчина благодарен стране за свое образование и скучает по друзьям, семье и богатой культурной жизни во Франции, но рад, что избавился от «исламофобии» и «системного расизма», которые включали частые остановки по просьбе полиции без всякой причины.
Франция имеет долгую историю иммиграции, особенно из своих бывших колоний в Северной и Западной Африке. Однако мусульмане говорят о все более враждебной среде в стране, и утверждают, что строгий секуляризм Франции непропорционально затрагивает именно мусульманок.
Другой французский мусульманин, 33-летний технический специалист марокканского происхождения, говорит, что он и его беременная жена планируют переехать в «более мирное общество» в Юго-Восточной Азии. Хотя он скучает по «высокой» французской кухне и очередям в пекарню, он чувствовал себя задыхающимся от «окружающего мрака» и того, что СМИ постоянно делают мусульман козлами отпущения. Несмотря на свои высокие доходы, он все время сталкивался с унижениями.
Французский закон 1978 года запрещает сбор данных о расе, этнической принадлежности или религии, что затрудняет сбор статистики дискриминации. Однако в докладе омбудсмена Франции по правам человека за 2017 год говорилось, что молодые люди, «считающиеся чернокожими или арабами», в 20 раз чаще подвергаются проверке личности, чем другие. Также сообщалось, что у кандидата на работу с французским именем на 50% больше шансов, что ему позвонит работодатель, чем у кандидата с североафриканским именем.
«Франция отличается нежеланием или даже враждебностью признавать исламофобию формой расизма, несмотря на то что в стране проживает крупнейшая мусульманская община в ЕС», – подчеркивают авторы книги «Франция: ты любишь ее, но покидаешь». Также в исследовании отмечается, что подавляющее большинство опрошенных, решившихся на этот шаг, принадлежат к высококвалифицированной элите. Значительное количество остальных мусульман тоже положительно относятся к идее переезда, но не имеют возможность ее осуществления.
Адам подчеркивает, что эмиграция высококвалифицированных французских мусульман – это лишь видимая часть айсберга. Размышляя о стране, он говорит: «Нынешнее положение Франции ввергает нас в уныние».
Родители-мусульмане во Франции оказались перед дилеммой
В прошлом году Сихам Денгур записала своих детей-подростков в крупнейшую мусульманскую частную школу Франции, в Лилле, находящейся примерно в 200 километрах от их дома в Париже.
Этот шаг потребовал финансовых вложений – 41-летняя Денгур теперь платит за обучение в школе Аверроэс и арендует квартиру в Лилле для своих детей и их бабушки, которая переехала, чтобы заботиться о внуках. Надо сказать, что академические показатели школы Аверроэс, одни из лучших во Франции, стали мощным стимулом для матери двоих подростков.
В декабре Сихам была ошеломлена, когда школа потеряла государственное финансирование в размере около двух миллионов евро в год из-за несоблюдения светских принципов, закрепленных в национальных образовательных правилах Франции.
«Школа показывает отличные результаты, – сказала Денгур в интервью Reuters, назвав Аверроэс открытой и прогрессивной школой, цитирует IslamNews. – Её следует ценить. Она должна быть примером».
Президент Эммануэль Макрон за последние годы начал борьбу с тем, что он называет «радикальным исламом». Правительственная кампания направлена на ограничение иностранного влияния на мусульманские учреждения во Франции.
Сам Макрон отрицает стигматизацию мусульман и утверждает, что ислам занимает своё место в французском обществе. Однако правозащитные и мусульманские группы утверждают, что, нацеливаясь на мусульманские школы, правительство ущемляет религиозную свободу, затрудняя мусульманам возможность выражения своей идентичности.
Четыре родителя и три преподавателя, с которыми говорили корреспонденты Reuters, считают, что эта кампания контрпродуктивна, так как отчуждает мусульман. Томас Мисита, 42-летний отец трёх дочерей, посещающих Аверроэс, тоже возмущен. – «Я чувствую себя преданным. Я чувствую, что меня выделили, оклеветали и оскорбили, – сказал Мисита. – Я чувствую себя на 100% французом, а теперь появился этот разрыв». Долгосрочное выживание школы сейчас под вопросом. Несмотря на сбор около 1 млн евро пожертвований от частных лиц, количество записавшихся на следующий год снизилось до примерно 500 учеников с 800, сообщил директор школы Эрик Дуфур. Школа ведёт судебные баталии за отмену решения. Директор Эрик Дуфур утверждает, что школа предоставила государству «все гарантии» того, что она соблюдает условия финансирования и уважает французские ценности. – «Мы самая инспектируемая школа во Франции», – отметил он.