The Guardian (Великобритания): мошенничество с морепродуктами происходит в глобальном масштабе
The Guardian (Великобритания): мошенничество с морепродуктами происходит в глобальном масштабе
3 года назад 990 inosmi.ru vesti.ru Стивен Лихай (Stephen Leahy). Image by Zumasik from Pixabay

Газета The Guardian публикует данные о масштабных подменах одних морепродуктов другими. Это явление приняло поистине глобальные масштабы: подмене подвергается каждая пятая рыба, предлагаемая вам в ресторанах и рыбных магазинах. Даже в развитых странах, таких как Британия и Канада, очень высок показатель искажения маркировки. Причем некоторые подмены могут быть опасны для здоровья людей.

Вас обманули с рыбой? Как выявить мошенничество с морепродуктами, и что делать, если возникли подозрения.

 

Издание «Гардиан» проанализировало 44 недавних исследования 9 000 образцов морепродуктов из ресторанов, рыбных магазинов и супермаркетов в 30 с лишним странах мира, и выяснило, что 36% из них неправильно маркированы, то есть, подменены. Так удалось разоблачить мошенничество с морепродуктами, которое происходит прямо-таки в глобальном масштабе.

Во многих исследованиях использовались относительно новые методы анализа ДНК. Исследователи обнаружили, что при продаже рыбы под названием «снеппер» рыбные магазины, супермаркеты и рестораны в Канаде, США, Британии, Сингапуре, Австралии и Новой Зеландии в 40% случаев продают не ту рыбу. Самые высокие показатели по искажению маркировки в Британии и Канаде, где они составляют 55%, а на втором месте США с 38%.

Иногда за нужный морепродукт выдают другой вид из того же семейства. Например, в Германии 48% проверенных образцов якобы королевского морского гребешка на деле оказались менее ценным японским гребешком. Из 130 образцов акульего филе, купленных на итальянских рыбных рынках и в магазинах морепродуктов, исследователи обнаружили подмену в 45% случаев, когда вместо этого филе, которое больше всего ценит итальянский потребитель, продавцы предлагали более дешевые и непопулярные виды акульего мяса.

Были также выявлены подмены угрожаемых и уязвимых видов. В 2018 году исследователи, проведя анализ в Британии, выяснили, что 70% все того же снеппера на самом деле является другой рыбой, причем аж 38 видов, включая многие рифовые виды, находящиеся под угрозой исчезновения в связи с чрезмерным выловом и деградацией среды обитания.

Другие образцы, взятые на проверку, оказались вообще не морепродуктами. Продаваемые в Сингапуре креветочные шарики часто содержали вполне свежую свинину, но в них не было и следа креветок.

Мошенничество с рыбой — это хорошо известная во всем мире проблема. Поскольку торговля морепродуктами идет по всему миру и зачастую осуществляется через сложные и непрозрачные цепочки поставок, подмена названий случается довольно часто. Большая часть мирового улова перевозится с рыболовецких судов на огромные перевалочные суда, где его перерабатывают. Подменять рыбу там проще всего, и это приносит большую прибыль.

В цепочке поставок существует «множество возможностей» для мошенничества и обманной маркировки рыбы, когда плохонькую рыбешку выдают за более ценные виды, а искусственно выращенную рыбу — за промысловую, говорит Бет Лоуэлл (Beth Lowell), работающая вице-президентом по американским кампаниям в международной организации Oceana, которая занимается исследованием океанов. По ее словам, исследователи раз за разом приходят к выводу, что искажение маркировки происходит повсеместно.

Но иногда исследования проводятся по проблемным видам, а это значит, что самые мрачные оценки все-таки не соответствуют действительности. В частности, неверно утверждать, будто 36% всех морепродуктов в мире неправильно маркируются. Исследователи также используют разные методики и образцы. Кроме того, рыбу не всегда маркируют неправильно со злым умыслом, хотя в подавляющем большинстве замен дешевая рыба фигурирует как более дорогая. А это говорит не о небрежности, а об обмане.

Чаще всего такие проблемы возникают в ресторанах. В ходе первой масштабной попытки изучить проблему подмены в европейских ресторанах к исследованию привлекли более 100 ученых, которые тайком собирали образцы морепродуктов, заказанных в 180 ресторанах в 23 странах. Они направили в лабораторию 283 образца вместе с описанием меню, датой, ценой, названием и адресом ресторана. В каждом случае проводился анализ ДНК, чтобы идентифицировать вид, после чего результат сравнивали с названием в меню. Каждый третий ресторан предлагал посетителям продукты с подменой названия.

Больше всего таких подмен (40-50%) пришлось на Испанию, Исландию, Финляндию и Германию. Чаще всего подменяли такую рыбу, как бурый групер (гигантский мероу) и поронот (масляная рыба). Что касается судака, камбалы, желтоперого и голубого тунца, то и тут у посетителей был 50-процентный шанс получить не то, что они заказали.

Иногда рыбу подменяют похожими видами, скажем, один вид тунца другим. Но довольно часто покупателя обманывают, предлагая ему совершенно другие виды.

Наиболее часто в качестве суррогата выступает малоизвестная и недорогая рыба пангасиус, или акулий сом. Такую рыбу разводят во Вьетнаме и Камбодже, а по вкусу и текстуре она похожа на другую белую рыбу, такую как треска, камбала и пикша.

Есть и другие подмены, которые вызывают намного большую тревогу. Например, смешанные морепродукты, такие как креветочные шарики, на сингапурских рынках подменяют очень часто — в 38,5% случаев. Исследователи выяснили, что они очень часто содержат ДНК свинины.

А в Китае 153 вида рыбного филе 30 торговых марок на местных рынках продавали с подменой названия «как минимум в 58% случаев». Иногда на подмену шла смертельно опасная рыба фугу.

Подмененная рыба может быть опасна для здоровья. Очень часто некоторые разновидности тунца подменяют эсколаром. Эта масляная рыба с трудом переваривается. Другие подмены могут содержать уникальных паразитов, которые опасны для здоровья. А некоторые виды, идущие на подмену, менее питательны. Когда люди вместо красного луциана едят тиляпию, они получают меньше питательных веществ, включая очень полезные полиненасыщенные жирные кислоты омега-3.

Организация Oceana, самостоятельно проведшая почти 20 расследований искажений маркировки, в 2016 году также провела глобальный обзор 200 исследований из 55 стран. Она пришла к выводу, что в среднем подмене подвергается каждая пятая рыба, продаваемая в супермаркетах, рыбных магазинах и ресторанах.

И ситуация не улучшается. В 2019 году Oceana выяснила, что 47% образцов, приобретенных в точках розничной торговли и в ресторанах шести канадских городов, являются подменой.

Существуют очень сильные экономические стимулы продавать дешевую и малоценную рыбу вместо более популярной и дорогостоящей. А еще больше денег можно заработать, «отмывая» незаконно выловленную рыбу, говорит экономист рыбного промысла Рашид Сумайла (Rashid Sumaila), работающий в Институте океанов и рыболовства при Университете Британской Колумбии.

Сумайла в 2020 году провел исследование и подсчитал, что ежегодно незаконно вылавливается от восьми до 14 миллионов тонн рыбы. «Это как если бы каждый год кто-то крал от 15 до 20 миллионов коров», — говорит он.

«Отмывание рыбы» часто связывают с уловами незаконных, никем не учтенных и никем не регулируемых крупных и далеких «рыболовецких флотов», суда которых ходят под иностранными флагами и занимаются промыслом у берегов Африки, Азии и Южной Америки. Зачастую пойманный улов перерабатывается на борту больших плавучих заводов, где почти открыто происходит подмена, и смешивается законно и незаконно пойманная рыба. Риск быть пойманным невелик, потому что в цепочке поставок морепродуктов контроль и прозрачность развиты слабо. «Люди на этом много зарабатывают», — говорит Сумайла.

А кто-то из-за этого несет убытки. По подсчетам Сумайлы, «отмывание рыбы» приводит к экономическим убыткам в размере от 26 до 50 миллиардов долларов в год. Незаконно пойманная рыба и подмена названий наносит удар по легальному промыслу, и честным игрокам в таких условиях приходится нелегко. «Это очень сильно развращает, — говорит Сумайла. — Если это не остановить, незаконный вылов рыбы будет только увеличиваться».

10 ведущих стран мира по экспорту рыбы и морепродуктов

Морепродукты давно стали важным продуктом, который употребляется во всем мире. А для стран-экспортеров это важная составляющая экономического благополучия.

Ниже мы расскажем о крупнейших странах-экспортерах морепродуктов, включая рыбу, моллюсков, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных. Рейтинг основан на данных по экспорту за 2019 год Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО.

1. Китай

Китай стал лидером по экспорту морепродуктов в 2019 году. Экспорт по итогам года составил 12,47 миллиардов долларов. При этом, по сравнению с 2018 годом объем экспорта снизился – так, в 2018 году экспорт составил 13,25 миллиардов долларов. Среди главных экспортируемых товаров – замороженные креветки и рыба, а также моллюски.

2. Норвегия

На втором месте по итогам 2019 года оказалась Норвегия – здесь экспорт морепродуктов достиг отметки в 11,67 миллиардов долларов. Главными импортерами норвежских морепродуктов являются европейские страны, а также США. Отмечается, что экспорт остается стабильным – так, в 2018 году он составил 11,69 миллиардов долларов.

3. Индия

Третье место среди экспортеров морепродуктов занимает Индия. В 2019 году ее экспорт составил 6,14 миллиардов долларов. Основные покупатели индийских морепродуктов – США, а также страны Юго-Восточной Азии (25% и 25,7% соответственно). Кроме того, 20% экспорта идет в страны Евросоюза.

4. Чили

Четвертое место по экспорту морепродуктов в 2019 году занимает Чили. Экспорт составил 5,78 миллиардов долларов. Чилийские морепродукты поставляются в США, Бразилию и Японию. Кроме того, значительная часть чилийского экспорта идет в страны ЕС. По сравнению с 2018 годом экспорт в 2019 году немного снизился – с 5,88 миллиардов до 5,78 миллиардов долларов.

5. Вьетнам

Замыкает пятерку лидером Вьетнам, экспорт морепродуктов которого составил 5,60 миллиардов долларов в 2019 году. По состоянию на 2012 год, более 5 миллионов человек заняты в этой отрасли, а вьетнамские морепродукты экспортируются в Японию и другие страны Юго-Восточной Азии.

6. Канада

Шестое место по экспорту морепродуктов занимает Канада. По данным за 2019 год, экспорт составил 5.17 миллиардов долларов. Канада экспортирует крабов, креветки, лосося и другие виды морепродуктов. По сравнению с 2018 годом, экспорт Канады значительно вырос: так, в 2018 году он составлял всего 4.92 миллиарда долларов.

7. США

На седьмом месте оказались США с экспортом в 4.87 миллиардов долларов. Отмечается, что за последние пять лет экспорт вырос на 43%, что связано также с ростом цен на американские морепродукты.

8. Россия

На восьмом месте оказалась Россия с экспортом в 4,66 миллиардов долларов. По сравнению с 2018 годом, экспорт морепродуктов немного вырос. Если в 2018 году экспорт составил 4.28 миллиардов, то в 2019 году вырос до 4,66.

9. Нидерланды

Девятое место занимают Нидерланды. Экспорт морепродуктов по результатам 2019 году составил 4,64 миллиардов долларов. Основными покупателями нидерландских морепродуктов являются такие страны, как Германия (18.7%), Бельгия (15,3%), Франция (12,5%), Италия (9.1%) и Испания (6,5%).

10. Швеция

Замыкает десятку лидеров Швеция, которая в 2019 году экспортировала морепродуктов на сумму 4,38 миллиардов долларов. Это один из крупнейших экспортеров морепродуктов в Европейском союзе. Шведская рыболовная промышленность является важной составляющей экономического благополучия страны. Основными покупателями шведских морепродуктов являются страны Европейского союза.

0 комментариев
Архив