Талибы последние 20 лет получали больше доходов от налогов на топливо и сигареты, чем от торговли наркотиками - СМИ
Талибы последние 20 лет получали больше доходов от налогов на топливо и сигареты, чем от торговли наркотиками - СМИ
3 года назад 3231

Свержение прозападного правительства Афганистана позволило членам террористической и запрещенной в России группировки «Талибан» восстановить полный контроль над экономикой страны, а в течение последних 20 лет талибы получали доходы не только от торговли наркотиками, управляя «паразитической теневой администрацией», сообщает Financial Times (FT).

Как отмечает издание, «Талибан» получал весомую часть доходов от торговли опиумом, героином и метамфетамином, однако значительно большие суммы движению приносили другие виды деятельности. «В частности, налоги на такие товары, как топливо и сигареты, проходящие через страну, не имеющую выхода к морю, с населением 40 млн человек», — говорится в публикации.

Также газета утверждает, что дополнительными источниками дохода были незаконная добыча полезных ископаемых и налоги на импортируемое топливо.

Эксперт по Афганистану, консультант британского аналитического центра Overseas Development Institute Дэвид Мэнсфилд в беседе с FT заявил, что основным источником доходов «Талибана» является налогообложение легальных товаров. «Наркотики не были таким значительным источником финансирования для «Талибана», как многие утверждали, [что] привело к искаженному пониманию экономики», — отметил он.

После захвата власти «Талибан», как пишет издание, столкнулся с проблемой выплаты зарплат государственным служащим и в целом с функционированием госучреждений. Авторы материала отмечают, что коррупция в правительстве свергнутого президента Ашрафа Гани дала «Талибану» возможность расположить к себе многих афганцев, которым надоело давать взятки, однако, несмотря на заверения талибов, что жизнь граждан не изменится, афганцы поспешили забрать свои сбережения из банков. «Такой вид сбоев уже начинает подрывать экономическое положение, которое построил «Талибан», — считает Мэнсфилд.

Выступая на этой неделе на пресс-конференции, официальный представитель «Талибана» Забихулла Муджахид заявил, что движение хочет отказаться от трафика наркотиков и «возродить нашу экономику». «Отныне Афганистан будет страной, свободной от наркотиков, но ему потребуется международная помощь. Международное сообщество должно помочь нам, чтобы у нас были альтернативные культуры», — сказал он.

Президент аналитической компании Vizier Consulting Ариф Рафик в беседе с FT выразил мнение, что несмотря на то, что талибы управляют страной всего неделю, у них уже «не хватает времени для восстановления доверия».

Бывший высокопоставленный член «Талибана», на условиях анонимности заявил изданию, что движение ждут тяжелые времена. «Афганский народ будет отчаянно нуждаться в помощи, так как с бюрократией талибов будет нелегко работать гуманитарным группам. Захват [Афганистана] явно поставил США в неловкое положение, и вместо хороших отношений там могут начать искать политику мести», — заявил он.

15 августа боевики «Талибана» вошли в Кабул, заняли президентский дворец и объявили о полном контроле над Афганистаном. Президент Ашраф Гани бежал из страны.

Афганистан без мака. Куда сместится мировой опиумный центр?

Талибы* объявили о прекращении производства наркотиков.

Еще в XIX веке путешественники описывали в Индии многочисленные опиумные курительные притоны, где умирали одержимые этим зельем. Позже британцы взяли производство опия под контроль. И попытались распространить свой товар по всему свету.

Афганистан в трех войнах с Британией отстоял свою независимость. Однако традиции потребления опия туда все равно проникли.

Мак в больших объемах начали выращивать сразу после ухода советских войск в 1989 году. И уже в середине 1990-х экспортом опия кормилась вся страна. Во время своего первого прихода к власти талибы уже запрещали наркотики. Одноглазый мулла Омар заявил, что это противоречит исламу. Стоило ему об этом объявить, как все фермеры страны тут же бросили выращивать мак. Это произошло в июле 2000 года.

По оценкам ООН, в этот период мировое производство героина сократилось на 90%. А в октябре 2001 года началось вторжение США в Афганистан, и местные фермеры тут же возобновили свой промысел.

Львиная доля всех опийных полей находится в провинции Гильменд в пустыне Регистан, а также на границе Афганистана и Пакистана. Все эти районы контролируются пуштунами.

Американцы искренне пытались побороть производство наркотиков. Например, фермерам пообещали выплачивать по 700 долларов за акр при условии, что они сожгут весь урожай на глазах у солдат. В результате находчивые афганцы сжигали поля, получали деньги, но перед этим "выдаивали" маковую смолу.

Кстати, выращивание мака очень трудоемкий процесс. Недозревшая маковая головка надрезается, оттуда вытекает смола, которую собирают вручную. Сейчас в выращивании опийных полей заняты 500 тысяч афганцев.

Газета "Гардиан" с горечью констатирует, что американские войска в Афганистане потерпели поражение. Не помогла ни 300-тысячная армия марионеточного правительства, ни триллион долларов, потраченный на военную кампанию за 20 лет. Армия США потеряла вдобавок 2 300 человек убитыми.

Основной доход талибам (до 60%) приносил как раз таки наркотрафик. Ежегодно Афганистан продавал опия на 2 млрд долларов.

Весь этот порочный бизнес вышел боком Афганистану. Сейчас в стране насчитывается полтора миллиона наркоманов. Каналы и закоулки Кабула кишат зомби, которые потеряли всякий человеческий облик. А чего еще ждать от страны, которая ежегодно производит 90% мирового героина? Стоимость грамма героина здесь составляет 5 долларов. Для сравнения: в Москве грамм стоит 30 долларов, а в Нью-Йорке — 300 долларов.

Тем временем по всему миру героин вытесняет дешевая синтетика. За последние три года такая тенденция наблюдается в Казахстане, а также в странах ближнего зарубежья.

А вот в США и Европе в последние годы число героиновых наркоманов только росло. Однако и сейчас появились синтетические аналоги опиатов. Например, фентанил. Именно под его воздействием находился Джордж Флойд — печально известная жертва полицейского произвола. Эксперты прогнозируют, что эпоха героина закатилась безвозвратно.

Афганским фермерам не остается ничего, кроме как сжечь маковые поля. И засадить их вновь гранатовыми деревьями.

* "Талибан" — террористическая организация, запрещенная на территории Республики Казахстан

Структура верхушки «Талибана». Ахундзада, Барадар, Якуб, Хаккани, Хаким

Движение «Талибан» удивило многих, захватив Афганистан всего за 10 дней.

Пока неизвестно, кто официально возглавит страну и войдет в новое правительство. Но о ключевых фигурах организации мир кое-что знает, пишет ВВС.

1

1. Хайбатулла Ахундзада

Третий после муллы Омара (умер, как считается, в 2013 году) и Ахтара Мансура (убит в 2016 году) верховный командующий талибов. Занял свой нынешний пост в мае 2016 года. Имеет репутацию скорее богослова, нежели военного.

Ахундзада родился в южной провинции Кандагар, по неподтвержденным данным, в 1961 году. Его отец был сельским имамом.

В 1980-х годах будущий лидер талибов вступил в ополчение, воевавшее с советскими войсками, но непосредственно в боях не участвовал.

Затем переехал с семьей в Пакистан, обосновался в городе Кветта на севере страны и поступил там в медресе.

В 1994 году примкнул к «Талибану» - изначально движению радикально настроенных студентов религиозных школ, несколькими месяцами ранее основанному в Пакистане муллой Омаром и тремя его сподвижниками.

Во время первого правления талибов (1996-2001) возглавлял один из шариатских судов. Тогда талибы запретили телевидение, кино, музыку, косметику, спорт и посещение школы девочками старше 10 лет. Практиковались побивание камнями, отсечение рук и публичные порки.

3

Какие приговоры выносил лично Ахундзада, достоверно неизвестно.

Лидер талибов почти не появляется не публике и не делает заявлений. Среди самих талибов считается жестким консерватором.

В начале августа представитель талибов Забихулла Муджахид подтвердил, что Ахундзада возглавляет движение и является высшим авторитетом по всем вопросам.

23-летний сын Ахундзады в 2017 году таранил начиненным взрывчаткой грузовиком армейскую базу на юге Афганистана. Брат погиб в 2019 году при взрыве бомбы в мечети в Кветте.

5

2. Абдул Гани Барадар

Заместитель Ахундзады по политическим делам. Один из четырех сооснователей «Талибана». Главный дипломат и публичное лицо движения.

Именно он выступил с официальным заявлением о победе талибов.

Родился в 1968 году провинции Урузган в центральной части Афганистана. Участвовал в сопротивлении советскому вторжению и еще тогда познакомился с муллой Омаром и, как сообщалось, женился на его сестре. После вывода советских войск основал медресе в Кандагаре. В первом правительстве талибов занимал пост замминистра обороны.

4

В дальнейшем, по имеющимся данным, играл важную роль в планировании боевых действий и терактов и отвечал за их финансирование.

В феврале 2010 года был задержан в ходе американо-пакистанской совместной операции в Карачи. Восемь лет провел в пакистанской тюрьме, был освобожден в рамках начавшегося мирного процесса.

С января 2019 года практически безвыездно находился в столице Катара Дохе, где возглавлял делегацию талибов на переговорах с американцами и 29 февраля 2020 года подписал мирное соглашение с госсекретарем США Майком Помпео.

Разговаривал по телефону с Дональдом Трампом, встречался с министрами иностранных дел Китая и России Ваном И и Сергеем Лавровым.

Осведомленные люди характеризуют Барадара как спокойного дипломата, который говорит только по существу, и человека с большими амбициями.

3

3. Мохаммад Якуб

Заместитель Хайбатуллы Ахундзады по военным делам. Сын покойного муллы Омара. Ему около 30 лет.

После гибели Ахтара Мансура от удара американского беспилотника в 2016 году рассматривался как претендент на пост лидера «Талибана», но руководство движения сочло его слишком молодым и неопытным.

Считается, что Мохаммад Якуб находится в хороших отношениях с Абдул Гани Барадаром и вместе с ним представляет относительно умеренное крыло движения.

8

4. Сираджуддин Хаккани

После смерти его отца Джалалуддина Хаккани, одного из главных полевых командиров моджахедов в 1980-х годах, возглавил созданную тем группировку, известную как «Сеть Хаккани», и влился с ней в ряды талибов.

«Сеть Хаккани» считается самой организованной и боеспособной частью талибского ополчения. Ответственна за ряд громких нападений на афганскую армию и силы международной коалиции, а также теракты в одном из отелей Кабула и посольстве Индии и покушение на бывшего президента Афганистана Хамида Карзая. По имеющимся данным, в значительной мере контролирует афгано-пакистанскую границу. Признана в США террористической организацией.

Сираджуддину Хаккани около 45 лет. Его нынешнее местопребывание неизвестно.

9

В прошлом году незадолго до подписания соглашения в Дохе опубликовал в New York Times статью, в которой, в частности, говорилось: «Более четырех десятилетий драгоценные жизни афганцев растрачиваются каждый день. Все устали от войны. Я убежден, что необходимо прекратить убивать и калечить».

5. Абдул Хаким

Авторитетный богослов, примерный ровесник и особо приближенный сподвижник лидера «Талибана» Хайбатуллы Ахундзады. Как и тот, никогда не был полевым командиром. По прогнозам ряда экспертов, может возглавить в новом Афганистане систему шариатских судов.

С сентября 2020 года руководил представительством талибов в Дохе. До этого много лет жил в Кветте, считавшейся неофициальной столицей талибов, что отрицали пакистанские власти. Возглавлял там влиятельный совет религиозных деятелей и медресе, где учились в основном выходцы из Афганистана.

НАСЕЛЕНИЕ АФГАНИСТАНА: ЭТНОСЫ, ЯЗЫКИ, РЕЛИГИИ

Есть ли среди пуштунов мусульмане-шииты и кто такие афганские криптохристиане – в разнообразии этносов, языков и религий Афганистана разбирается историк. 

В серии статей на тему «Этнополитическая ситуация в Афганистане и ее влияние на безопасность Центральной Азии» кандидат философских наук, доцент Ташкентского филиала Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова Равшан Ринатович Назаров разбирается: как этническая, лингвистическая, конфессиональная специфика Афганистана повлияли и продолжают оказывать эффект на политику внутри страны и регион в целом.

Традиционно полиэтнический характер населения Афганистана отражен даже в новом гимне государства (принят в 2006 г.):

Эта земля - Афганистан,

Ей гордится каждый афганец.

Земля мира, земля меча,

Все её сыны мужественны.

Это страна каждого племени,

Страна белуджей и узбеков,

Пуштунов и хазарейцев,

Туркменов и таджиков;

С ними арабы и гуджары,

Памирцы, нуристанцы,

Брагуи и кызылбаши,

Чараймаки и пашаи.

В современной этнополитологии прочно укрепился термин «разделенные этносы» («разделенные народы», «разделенные нации») [1] . Особенностью Афганистана является то, что практически все составляющие его население народы относятся к данной категории [2] :

-Пуштуны [3] . Страны расселения: Пакистан (28 млн.) [4] , Афганистан (13 млн.) [5] , Индия (1,1 млн.), свыше 2 млн. расселены во многих странах мира (Иран, США, Россия, Великобритания и т.д.) [6] ;

29780-29791.jpg

Женский костюм: 1 – вилаят Фарьяб; 2 – вилаят Пактика.

-Таджики [7] . Страны расселения: Афганистан (10 млн.), Таджикистан (7 млн.), Узбекистан (1,5 млн.), Пакистан (1,2 млн.), Россия (1 млн.), Иран (0,4 млн.) и др. В Афганистане таджики численно доминируют в таких провинциях как Баглан, Бадахшан, Каписа, Панджшер, Парван, Тохар (от 80 до 99 %). Значительные группы таджиков расселены по всему Афганистану, кроме Пактии, Пактики и Хоста.

-Узбеки. Страны расселения: Узбекистан (27 млн.), Афганистан (4 млн.), Таджикистан (1,2 млн.), Кыргызстан (0,9 млн.), Казахстан (0,6 млн.), Туркменистан (0,5 млн.) и др. В Афганистане компактно проживают в провинциях Балх, Джаузджан, Кундуз, Фариаб, Сари-Пуль, Саманган [8] .

-Хазарейцы [9] . Страны расселения: Афганистан (3 млн.), Иран (2 млн.), Пакистан (1 млн.) и др. Компактно расселены в области Хазараджат.

1549473171_6225429502_fd7d015a8d_b-min.jpg

Хазарейцы,www.istmira.com

-Туркмены. Страны расселения: Туркменистан (4,2 млн.), Иран (1,4 млн.), Афганистан (1 млн.), Турция (0,5 млн.), Узбекистан (0,2 млн.) и др. Живут на севере и северо-западе «узбекских» провинций Афганистана [10] .

-Чараймаки [11] . Страны расселения: Афганистан (1,4 млн.), Иран (0,2 млн.) и др. Живут на западе Афганистана, по иранской границе.

-Памирцы [12] . Страны расселения: Таджикистан (150 тыс.), Афганистан (50 тыс.), Пакистан (50 тыс.), Китай (50 тыс.). Живут компактно в провинции Бадахшан.

Этноконфессиональный фактор [13]

Большая часть населения Афганистана – мусульмане-сунниты [14] . Однако есть и конфессиональные меньшинства.

-Шииты [15] . В этническом отношении это прежде всего хазарейцы (3 млн.), потомки выходцев из Ирана (персы, кызылбаши, афшары), часть чараймаков (теймури). Шиизма придерживается также часть пуштунов –племя джаджи, племя тури, ряд оракзайских кланов, часть афридиев, часть бангашей.

-Исмаилиты [16] . Представители исмаилитской ветви шиизма. Проживают в основном в Бадахшане, есть небольшие общины в Кабуле и ряде других городов. Составляют основу «Партии национального сплочения Афганистана» (ПНСА).

-Христиане. Представлены в Афганистане общинами протестантов (30 тыс.) и католиков (10 тыс.). По некоторым данным, достаточно распространено криптохристианство (т.е. тайное исповедание христанства различных направлений).

-Иудаизм [17] . В Х1Х веке иудейская община насчитывала до 40 тыс. чел., ее представители проживали в Кабуле, Герате, Балхе. Численность общины неуклонно сокращалась, к середине ХХ в. – 5 тыс., к началу 1970-х гг. – 300 чел., к началу ХХ1 в. – менее 100 чел. В настоящее время остался единственный иудей – смотритель Кабульской синагоги Забулон Симинтов [18] . В здании Гератской синагоги расположен детсад.

8fe74fdb60b8.jpg

Гератская синагога Йоав 

-Другие религиозные меньшинства. Бахаисты (15 тыс.), индуисты (пенджабцы и синдхи, 10 тыс.), сикхи (4 тыс.), сторонники традиционных доисламских верований (4 тыс.), зороастрийцы (3,5 тыс.).

Этнолингвистическая ситуация.

Основными языками Афганистана являются языки пушту и дари, распространены также хазараги, узбекский, туркменский и т.д.

-Язык пушту (пашто, пухту, пахту) – язык восточно-иранской подгруппы иранской языковой группы [19] . Этнический язык пуштунов. До 1936 г. не имел никакого официального статуса. С 1936 г. – второй (после дари) государственный язык Афганистана, с 1964 г. – первый (вторым стал дари). Имеет статус регионального языка в регионах Пакистана, населенных пуштунами. В Афганистане используется кандагарский диалект, в Пакистане – пешаварский, которые достаточно серьёзно различаются [20] .

https://www.youtube.com/watch?v=ZxkChDLuC8A

-Язык дари [21] . Вместе с фарси (государственным языком Ирана) и таджикским (государственным языком Таджикистана) составляет западно-иранскую подгруппу иранской языковой группы [22] . Официально называется дари с 1964 г. До этого назывался – кабули, фарси-кабули, фарси-дари и т.п. Используется афганскими таджиками, чараймаками, частью пуштунов, представителями почти всех национальностей (в той или иной мере) и др. Язык межнационального общения в Афганистане [23] . Тех, для кого дари является родным языком в Афганистане часто зовут обобщенным названием «фарсиваны» [24] .

https://www.youtube.com/watch?v=Zi_k76ObScc

-Язык хазара(хазараги) [25] . Считается диалектом дари, используется хазарейцами. Сильно отличается от литературного дари, в лексике много тюркизмомв и монголизмов. Региональный язык области Хазараджат (провинции Гор, Урузган, Бамиан и др.). Ряд исследователей считает его самостоятельным языком западно-иранской подгруппы [26] .

-Узбекский язык [27] . Язык узбеков, региональный язык в провинциях Балх, Джаузджан, Фарьяб, Кундуз, Сари-Пуль, Саманган [28] .

Представители небольших народов как правило используют языки более крупных этносов, чаще всего – дари, гораздо реже – пушту. 

[1]Балашов Ю.А. Проблемы разделенных народов и варианты их решения в международно-политическом континууме. Автореф. дис. ... д.полит.н. Ниж. Новгород: НГУ, 2007. - 62 с.

[2]Нешумов Ю.А. Границы Афганистана: Трагедия и уроки. М.: Граница, 2006. 351 с.

[3]Белокреницкий В.Я. Пуштуны Афганистана и Пакистана: демографическая динамика и политическая роль // Афганистан на переходном этапе (сентябрь 2001 - июнь 2002 гг.). - М.: ИВ РАН, ИИИиБВ, 2002. - 282 с.; Лебедев К.А.Афганский народ – паштуны. М.: Востли, 1997. - 95 с.

[4]Robinson J.A. Nomad Tribes of Eastern Afghanistan. Dehli, 1947.

[5]Spain J.W. The Pathan Borderland. The Hague, 1963.

[6]Герасимова А.С. Афганцы и западный мир// Кто мы и что - скитанье наше?! Восток на Западе. М. : ИВ РАН, 2007. - 189 с. – С. 65-88.

[7]Махмадшоев Р. Процессы этнополитического и социокультурного развития таджиков Афганистана: середина XVIII - начало XX вв. Дисс. ... д.и.н. Москва: ИВ РАН, 2011. - 345 с.

[8]Шаниязова С. Значение Апрельской революции 1978 г. в развитии культуры народов Афганистана, 1978-1988 гг. : (На примере афганских узбеков). Автореф. дис. ... к.и.н. Ташкент: ТашГУ, 1989. - 21 с.

[9]Темирханов Л. Хазарейцы. Очерки новой и новейшей истории. Душанбе: Ирфон, 1978.

[10]Бабаева А. Туркмены Афганистана. Ашгабат: Билим, 1992. 76 с.

[11]Рахимов Р.Р. Чараймаки // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: БРЭ, 1998.

[12]Шовалиев Дж. Геополитическая система горных народов. М: Юрист, 2001

[13]Рашед А.Б. Историческая эволюция роли ислама в общественно-политической жизни современного Афганистана. Автореф. дис. ... к.и.н. - Душанбе: ИЯЛВПН АН РТ, 25, [1] с., 2015. – 26 с.; Босин Ю.В. Роль религиозно-этнического фактора во внутриафганском конфликте // Афганистан: проблемы войны и мира. Вып. 3. М.: ИИИиБВ, ИВ РАН, 2000.

[14]Сычев В.Ф. Ислам в истории и политике Афганистана : (Апрельская революция и реакция мусульманского мира). Москва: Изд-во НИЕВ, 1997. - 204 с.

[15] Иран и Афганистан: история и современность. Баку: Элм, 1990. - 141 с.

[16]Пучков П.И. Современная география религий. – М.: Наука, 1975. – С. 85-86.

[17]Клёсов А.А., Саидов Х.С. Евреи и пуштуны Афганистана: пропавшие колена Израилевы: история, политика и ДНК-генеалогия. М.: Концептуал, 2015. - 460 с.

[19]Бертельс Е.Э. Строй языка пушту (афганский). Ленинград: ЛенНИИЯ, 1936. - 31 с.

[20]Темирханов Л. Восточные пуштуны. Основные проблемы новой истории. М.: Наука. ГВРЛ, 1987. - 199 с.

[21]Турсунов А. Весна Хорасана: О развитии дариязычной культуры народов Афганистана и Средней Азии. Душанбе: Ирфон, 1989. - 235 с.

[22]Ариф С.А. Устная и авторская поэзия таджиков провинции Кундуз Афганистана. Дисс. ... к.филол.н. Душанбе: ТаджНУ, 2015. - 171 с.

[23] Киселева Л.Н. Язык дари Афганистана. - М. : Наука, 1985. - 126 с.

[24]Иоаннесян Ю.А. Гератский диалект языка дари современного Афганистана. М.: Востлит РАН, 1999. – 239 с.

[25]Ефимов В.А. Язык афганских хазара: Якаулангский диалект. М.: «Наука», 1965. 96 с.

[26]Ефимов В.А. Хазара язык // Языки мира. Иранские языки. I. Юго-западные иранские языки. М.: Индрик, 1997 .

[27]Абдуллаев Н. Фонетические особенности узбекских говоров северо-западного Афганистана. Дисс ... к.филол.н. Ташкент: ИЯиЛ АН УзССР, 1982. 178 с.

[28]Хашимбеков Х. Узбеки Северного Афганистана. М., 1998.

0 комментариев
Архив