США наносят удар по российским ракетным двигателям
|
Крупнейший производитель ракетных двигателей в России НПО «Энергомаш» столкнется с трудностями в реализации своей продукции менее, чем через два года. Причина тому – запрет властей США на использование российских агрегатов при запуске американских ракет-носителей, который вступит в силу в 2023 году. Ввиду того, что заказчик закупает двигатели на 2-3 года вперед, уже в 2020 году «Энергомаш» фактически потеряет рынок США.
В первую очередь речь идет о ракетных двигателях РД-180 и РД-181. На сегодняшний день американцы закупили в России более 45 единиц этих ракетных установок, в самой России они уже не используются.
Отношения Вашингтона и Москвы охладели после 2014 года. С того времени в обеих странах регулярно звучат призывы разорвать контракты на использование российских агрегатов в американских интересах. В частности, с такими призывами выступали сенатор Конгресса Джон Маккейн и бывший вице-премьер, а ныне глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.
Собственно, так или иначе американцы сами планировали перейти на отечественные ракетные двигатели после 2020 года. Заменой российским агрегатам должен стать испытываемый сегодня BE-4 разработки компании Blue Origin. Отличительной особенностью двигателя является его способность работать на метане.
Такой двигатель экологически более чистый, а его ресурс позволяет использовать его многократно. Именно этот двигатель вызывает особое беспокойство в России.
Так, директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов в своем июньском интервью признал, что в области создания ракетных установок на метане наша страна сильно отстает от США. Такие агрегаты просты в изготовлении, недороги в обслуживании, при этом очень надежны и имеют огромный ресурс работы. При работе на метане двигатель не испытывает тех запредельных нагрузок, как при работе на керосине или на паре кислород-водород. Он не нуждается в восстановительном ремонте после использования и готов к очередному «старту» уже через несколько дней.
Blue Origin BE-4 как ничто другое подходит для многоразового использования с небольшими интервалами. Фактически, компания сможет осуществлять запуски чуть ли не каждую неделю, что, в свою очередь, кардинально изменит «правила игры» на рынке космических пусков.
Как заметил Арбузов, «Энергомаш» тоже ведет работы над метановым двигателем, однако из-за отсутствия адекватного финансирования, первый этап испытаний начнется не ранее, чем через два года.