США: Использовать "новые тенденции" морского права, чтобы поставить Китай на место
США: Использовать "новые тенденции" морского права, чтобы поставить Китай на место
6 лет назад 1818 aftershock.news

Говорят, строительство Китаем искусственных островов в Южно-Китайском море напоминает рост леса: он медленно растет, но как только он вырос, его трудно выкорчевать. Тем не менее, морское право тоже меняется, и это может помочь США уменьшить радость Китая от своих достижений.

На сегодня рифы Суби и Мишиф могут похвастаться ВМБ, ВПП, ангарами, средствами ПВО и коммуникационной инфраструктурой, включая средства РЭБ. Это вызов свободному судоходству, поскольку Китай возражает против мирного прохода судов ВМС США через акваторию этих островов. Клянусь! Именно так, дословно, в источнике. - мое прим. ] 

В рамках ответных мер США и их партнеры могли бы воспользоваться некоторыми тенденциями в области морского права. Одна из таких стратегий связана с изменением уровня признаваемого суверенитета судов других стран в различных морских районах.

Чтобы проиллюстрировать эти тенденции, рассмотрим ИБОР-ОМУ* (амерPSI). ИБОР был разработан США для контроля за трансокеанским транзитом. На сегодня в программе участвуют более 100 стран. Хотя принципы ИБОР в определенной степени открыты для толкования, они подразумевают, что государства-участники оставляют за собой право заходить на борт судов-нарушителей, где бы они ни находились, в том числе - и это имеет решающее значение - в территориальных морях прибрежных государств по их согласию, в сопредельных зонах и во время транзитного прохода через проливы.

Исторически международное право рассматривало суда как суверенную часть государства, под чьим флагом они ходят. ИБОР является инструментом слома этого анахронизма: поведение судна все чаще является для государств поводом к его обыску или иному вмешательству.

Тенденция прослеживается и в мировом торговом флоте. В результате, все чаще "проверяльщики" контролируют, что происходит на борту судов, вне зависимости от того, находятся ли суда в открытом море, чужих территориальных водах или в иностранном порту. Тенденция заключается в том, что все чаще действия и поведение судна, а не его географическое положение, подчиняет его юрисдикции другого государства.

По мере того как контроль за отдельными судами приобретает более важное значение для безопасности судоходства, территориальные претензии (в том числе в Южно-Китайском море) становятся менее важными. Но необходимо, чтобы США не выглядели беспредельщиками эту тенденцию развивали государства во всем мире - она не должна проявляться с особой интенсивностью только в Южно-Китайском море.

Этот план может помочь компенсировать чрезмерные морские претензии Китая в Южно-Китайском море. Одна из целей Китая заключается в том, чтобы использовать свое физическое присутствие в сочетании с громкими заявлениями о суверенном контроле для влияния на судоходство в регионе. Но существующие тенденции подрывают значение подобного территориального контроля.

Поэтому одним из методов компенсации беспомощности США могло бы быть признание и широкое использование этих тенденций. США должны активнее использовать ИБОР, поощрять другие государства и международные организации к усилению надзора за судами в океанских зонах.

Конечно, эти планы не уничтожат территориальные завоевания Китая. Но они отчасти помогут поставить Китай на место и показать ему, что приобрел он гораздо меньше, чем надеялся. США смогут компенсировать чрезмерные морские претензии Китая в Южно-Китайском море, гарантируя при этом свободу судоходства. 

*Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения, ИБОР-ОМУ — международная программа, инициированная президентом США Джорджем Бушем в мае 2003 года с целью усилить контроль над оборотом технологий, связанных с оружием массового уничтожения. Среди неподписантов - Китай, Иран, а также многие другие страны.

Поводом к созданию ИБОР стал противоречивый инцидент с пятнадцатью северокорейскими ракетами Р-11, захваченными в декабре 2002 года на борту корабля, следовавшего из Кореи в Йемен. Судно было захвачено силами ВМС Испании, но на следующий день по решению США было отпущено, поскольку международное право не позволяло конфисковать ракеты, а власти КНДР расценили действия Испании как пиратство.

Страны, поставившие свои подписи под ИБОР, обязываются следить, чтобы корабли под их флагами, а также под флагами других стран-участниц не использовались для перевозки оружия массового поражения и технологий, которые могут быть использованы для его создания. Россия присоединилась к ИБОР 31 мая 2004 года.

ИБОР противоречит международному праву. Статья 23 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года гласит, что суда под любым флагом, перевозящие ядерные или другие опасные материалы, имеют право на свободный и безопасный проход через любые территориальные воды при наличии соответствующих документов.

Авторство: 
Авторская работа / переводика
0 комментариев
Архив