Спорное наследие Индии: конфликт между мечетью и храмом. Как ислам распространился в Индии?
Спорное наследие Индии: конфликт между мечетью и храмом. Как ислам распространился в Индии?
1 месяц назад 624 islamosfera.ru

Многочисленные притязания ультраправых индуистских групп, по меньшей мере, на шесть религиозных объектов в Индии вызывают опасения повторения инцидента с мечетью Бабура (Бабри).

6 декабря 1992 года запомнился в Индии как «черный день». Толпа из почти 150 000 человек прорвала ограждения вокруг мечети Бабри в городе Айодхья штата Уттар-Прадеш и за несколько часов снесла мусульманский храм XVI века. Перед этим событием по распоряжению суда Археологическая служба Индии (АСИ) начала исследования, чтобы выяснить, существовал ли на этом месте индуистский храм. Были найдены некоторые свидетельства в пользу этой версии, но мусульмане оспаривают их.

На данный момент участок, на котором располагалась мечеть, остается пустым. Обнесенный колючей проволокой, он является напоминанием о дне, ознаменовавшем новый виток отношений между индуистами и мусульманами, которые веками молились в храмах и мечетях, расположенных рядом друг с другом.

Источник: trtworld.com

Перенесемся в 2022 год. В настоящее время вокруг мечети Гьянвапи постройки XVII века в городе Варанаси разгорается конфликт, потенциально способный вызвать новую волну напряженности между конфессиями. Дело в том, что мечеть была в построена на руинах храма Вишванатх, грандиозного индуистского святилища XVI века, частично разрушенного по приказу императора Аурангзеба. Крайне правые индуистские группы обратились в местный суд с просьбой разрешить им молиться в комплексе. На этом месте якобы была обнаружена шивалингам – каменное сооружение, символизирующее индуистского бога Шиву. Мусульмане оспаривают это утверждение. Несмотря на это, часть мечети была опечатана судом.

Между тем, в Индии действует «Закон о местах поклонения» от 1991 года, который запрещает переустройство мест отправления культа с момента обретения страной независимости в 1947 году.

«Единственный путь вперед для Индии – это подвести черту и сказать: «Надо остановиться». И точка отсчета, где мы можем сделать это – 15 августа 1947 года», – пишет политический аналитик Йогендра Ядав в своей статье «Аргументы в пользу восстановления оскверненных индуистских храмов и почему этого не надо делать».

The Weekend Leader - An 'inconvenient truth': Yogendra Yadav and the changing face of intellectual freedom

Йогендра Ядав / Источник: theweekendleader.com

По словам Ричарда Митона, преподавателя истории Южной Азии в Университете Аризоны, ученые говорят, что во время Аурангзеба были «определенно разрушены», по меньшей мере, 14 храмов. Между тем крайне правые индуистские группы утверждают, что при мусульманском правлении было снесено до 60 000 храмов. Ученые называют эти цифры определенно «преувеличенными».

Помимо мечети Гьянвапи, на данный момент крайне правые индуистские группы высказывают претензии в отношении еще пяти религиозных объектов: мечети Шахи в Матхуре, комплекса Бходжшала в Дхаре, Кутб-Минар в Дели, мечети Тиле Вали в Лакхнау и святилища Даргах Аджмер-и Шариф в Аджмере.

Как заявляют ультраправые, мечеть Шахи Идгах в Матхуре была построена на месте рождения индуистского бога Кришны и «должна быть снесена». Также они неоднократно обращались в суд, требуя опечатать комплекс мечети и усилить меры безопасности, чтобы «доказательства существования храма, а именно индуистские религиозные символы и т.д. не были уничтожены».

Кутб-Минар является одним из знаковых памятников Дели. Строительство объекта Всемирного наследия было начато в XII в. как знак своей победы первым султаном Дели Кутбиддином Айбеком. По словам историков, тогда были снесены 27 индуистских и джайнских храмов, располагавшихся на этом месте, а их обломки использованы для строительства мечети. Теперь, спустя более 800 лет, ультраправые индуисты требуют восстановления этих храмов. В прошлом году гражданский суд отклонил первоначальное заявление, указав, что «ошибки, совершенные в прошлом, не могут быть основанием для нарушения мира в настоящем и будущем».

The Qutub Minar was built as a tower of victory by the first sultan of Delhi, Qutbuddin Aibak

Кутб-Минар / Источник: Аднан Абиди / Reuters

После требования переименовать комплекс в Вишну Стамбха бывший региональный директор Археологической службы Индии (АСИ) Дхарамвир Шарма заявил, что Кутб-Минар был построен не Кутбиддином Айбеком, а индийским правителем V в. Раджой Викрамадитьей для наблюдения за солнцем. 9 июня суд отложил вынесение постановления на 24 августа.

Комплекс Бходжшала в округе Дхар штата Мадхья-Прадеш является охраняемым АСИ памятником XI в., который, как утверждают крайне правые индуистские группы, является храмом Вагдеви (индуистской богини Сарасвати). В то же время мусульмане называют его мечетью Камал Маула. В 2003 году был заключен договор о том, что индусы совершают молитвы в помещении каждый вторник, а мусульмане – по пятницам. Однако правые группы требуют передать комплекс в единоличное пользование индуистам и установить запрет на использование даже какой-то его части мусульманами.

Ультраправые выдвигают претензии и в отношении мечети Тиле Вали в Лакхнаупостроенной в XVI в. Согласно их утверждениям, исторические храмы, посвященные Шешу Нагешатилешвару и другим божествам на территории комплекса, были повреждены мусульманами. Как заявляют активисты, мечеть Тиле Вали – это Лакшман Тила, и, согласно петиции, она должна быть возвращена индусам.

Еще одна петиция, выдвинутая в отношении Даргаха Аджмер-и Шериф в Аджмере, шокировала мусульманскую общину. Этот религиозный комплекс, где располагается гробница суфийского святого XIII в. Хваджи Муинуддина Чишти, является крупнейшим местом паломничества мусульман Индии.

A petition was filed by a Hindu right-wing group Maharana Pratap Sena claiming that the site was a temple

Источник: Химаншу Шарма / Reuters

В мае крайне правая группа «Махарана Пратап Сена» подала петицию, в которой утверждается, что это место было индуистским храмом, и потребовала его обследования Археологической службой Индии. «Даргах ранее был древним индуистским храмом. Об этом говорят символы свастики на стенах и окнах. Мы требуем, чтобы АСИ провела обследование», – заявил журналистам лидер группы.

Как говорят аналитики, многочисленные требования о восстановлении храмов связаны скорее с местью, чем с правосудием. Суды сами подливают масло в огонь, разрешая петиции против мечетей. А ультраправые всеми силами демонизируют мусульман, создавая свою версию истории, в которой мусульманские правители Индии выставлены тиранами, попирающими справедливость.

«Индуистские националисты теперь считают, что государство на их стороне, и они могут требовать возвращения им мест поклонения, используемых мусульманами… Факты здесь не имеют значения. В битве веры и фактов последние редко побеждают. Такие убеждения не нуждаются в доказательствах или подтверждении. Фанатики всех вероисповеданий считают, что их религия является самой терпимой, в то время как другие просто оплот нетерпимости», – говорит Манимугдха Шарма, историк Университета Британской Колумбии (Канада).

Как ислам распространился в Индии?

Сегодня на Индийском субконтиненте (Индия, Пакистан и Бангладеш) проживает более 500 миллионов мусульман, что делает его одной из крупнейших населенных мусульманами территорий мире. С тех пор, как ислам проник в Индию, он существенно повлиял на развитие этого региона. Индия стала в значительной степени мусульманской страной. Некоторые силы в Индии (например, многие индуистские движения) пытаются выставить ислам чуждым Индии, настаивая на том, что он существовал на субконтиненте только из-за вторжений арабов и персов. Однако это далеко не так, пишет Фирас Альхатиб.

 

Еще до прихода в этот мир Пророка Мухаммада (САВ) в арабские торговцы имели связи с Индией. Торговцы регулярно отправлялись на западное побережье Индии, чтобы торговать специями, золотом и африканскими товарами. Естественно, когда арабы начали принимать ислам, они принесли свою новую религию к берегам Индии. Есть любопытная легенда о том, что первая мечеть в Индии, Чераман Джума, была построена в 629 году (при жизни Пророка САВ) в штате Керала, первым индийским мусульманином Чераман Пеумалом. Благодаря продолжающейся торговле между арабо-мусульманами и индийцами ислам продолжал распространяться в прибрежных индийских городах и деревнях.

Первая большая экспансия ислама в Индию произошла во времена Омейядов, которые правили в Дамаске. В 711 году Омейяды отправили в Индию 17-летнего молодого человека из Таифа по имени Мухаммад ибн Касим для расширения своего контроля в Синде (совр. Пакистан). Мухаммад ибн Касим привел свою армию из 6000 солдат в Макран, расположенный у восточных рубежей Персии.

На пути в Индию он почти не встречал сопротивления. В городе Нерун на берегу реки Инд его приветствовали буддийские монахи. Таким образом, большинство городов вдоль Инда добровольно перешло под мусульманский контроль, без каких-либо боевых действий. В некоторых случаях угнетенные буддийские меньшинства обращались к мусульманским армиям за защитой против индуистских правителей.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ cheraman juma masjid

Чераман Джума – первая мечеть в Индии / Источник: flickr.com

Несмотря на поддержку и одобрение большей части населения, Дахир, раджа Синда, выступил против мусульманского присутствия и мобилизовал свою армию против Мухаммада ибн Касима. В 712 году произошла битва, победу в которой одержало войско мусульман. После этой победы весь Синд перешел под мусульманский контроль.

Однако важно отметить, что население Синда не принуждали принять ислам. На самом деле, в повседневной жизни людей не произошло никаких изменений. Мухаммад ибн Касим обещал безопасность и свободу вероисповедания всем индусам и буддистам, находящимся под его контролем. К примеру, каста брахманов продолжала свою работу в качестве сборщиков налогов, а буддийские монахи продолжали содержать свои монастыри. Из-за политики религиозной терпимости и справедливости Касима многие города встречали его войско танцами и музыкой.

Последовательные волны мусульманских армий, проникавших в Индию, следовали примерно той же схеме. Такие лидеры, как Махмуд Газневи и Мухаммад Туглук, расширили мусульманское политическое присутствие в Индии, не меняя при этом религиозную или социальную структуру индийского общества.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ muhammad bin qasim

Мухаммад ибн Касим / Источник: aalequtub.com

Поскольку доисламская Индия была полностью основана на кастовой системе, в которой общество было разбито на отдельные части, обращение в ислам происходило поэтапно. Часто целые касты обращались в ислам одновременно. Это происходило по многим причинам. Однако чаще всего это происходило из-за равенства, которое гарантировал своим последователям ислам, что было более привлекательным, чем организованный расизм кастовой системы. В кастовой системе родство определяет положение человека в обществе. Она ограничивала социальную мобильность, и человек не мог достигнуть большего, чем то, чего достигли его родители. Приняв ислам, люди получали возможность подняться по иерархической лестнице и больше не были подвластны касте брахманов.

Буддизм, который когда-то был очень популярен на субконтиненте, медленно угасал при мусульманском правлении. Традиционно, когда люди хотели избежать кастовой системы, они переезжали в крупные населенные пункты и обращались в буддизм. Однако, когда появилась исламская альтернатива, люди вместо буддизма стали принимать ислам, который тоже освобождал их от кастовой системы. Миф об исламе, насильственно разрушавшем буддизм в Индии, не имеет ничего общего с реальностью. Буддисты терпимо относились к мусульманскому правлению, и нет никаких свидетельств их насильственного обращения в ислам или какого бы то ни было насилия в отношении них.

Странствующие учителя также сыграли важную роль в распространении ислама. Мусульманские ученые путешествовали по Индии, ставя своей целью просвещение людей об исламе. Многие из них проповедовали суфийские идеи, более мистический подход к исламу, который нравился народу. Эти учителя сыграли важную роль в распространении ислама в сельской местности, а не только среди представителей высшего класса, окружавших мусульманских правителей.

Существует одиозное мнение, что огромное мусульманское население является результатом насильственного обращения, но нет доказательств, подтверждающих эту идею. Хотя мусульманские лидеры заменили индуистских правителей в большинстве регионов, общество осталось прежним.

Если бы ислам распространялся через насилие и войну, мусульманская община сегодня в Индии существовала бы только в самых близких к остальному мусульманскому миру районах. То есть мусульмане проживали бы только в западной части субконтинента. Вместо этого мы видим исламские очаги на всей территории субконтинента. Например, Бангладеш со своим 150 миллионным мусульманским населением находится далеко на востоке, отделенный от других мусульманских районов индуистскими землями в Индии. Изолированные общины мусульман также существуют в Западной Мьянме, центральной Индии и восточной части Шри-Ланке. Эти общины мусульман являются доказательством мирного распространения ислама по всей Индии, независимо от того, существовало там мусульманское правительство или нет. Если бы ислам распространялся силой, как утверждают некоторые, этих мусульманских общин бы не было.

Ислам является неотъемлемой частью Индии и ее истории. Поскольку Индийский субконтинент сегодня остается многоэтническим и многоконфессиональным, важно понять, какое положение занимает ислам в регионе. Политические заявления, которые некоторые течения делают относительно ислама, будто бы он является вторгшейся религией и чужд индийскому народу, должны быть опровергнуты правдой мирного распространения ислама по всей Индии.

 

0 комментариев
Архив