Сотни мечетей строятся в Африке. Почему?
|
Саудовская Аравия, Турция и Иран строят в Африке сотни мечетей, некоторые из них по-настоящему гигантские. Что стоит за этим? – задается вопросом Зиль Фрелих.
В ноябре в Джибути была открыта мечеть Абдулхамида II – самая большая в стране. С площадью 13 000 кв. метров, вместимостью шесть тысяч человек мечеть – настоящий колосс. Ее минареты имеют высоту 46 метров, стены украшены классической османской каллиграфией. Купол покрыт медью, а в главном зале висит огромная люстра.
Золото, блеск и влияние
Ничто в этом проекте не случайно: за новым символом Джибути стоит Управление по делам религии Турции Диянет. Оно рассматривает мечеть как признак установления более тесных связей между Джибути и Анкарой. Большая часть строительных материалов была привезена из Турции. Идея возникла в 2015 году: во время визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Джибути президент Исмаил Омар Гелле поделился желанием построить мечеть в османском стиле. «Турция хочет утвердиться в качестве исламской державы – так же, как Саудовская Аравия на протяжении десятилетий», – говорит антрополог Абдулай Сунай.
Турция стремится увеличить свое влияние на континенте. В течение 45 лет Диянет финансировал строительство более 100 мечетей и образовательных центров в 25 странах мира, включая Джибути, Гану, Буркина-Фасо, Мали и Чад. Турция активно участвует в реконструкции мечетей в Южной Африке, а также в строительстве Низамие – самой большой мечети в Южном полушарии. Кроме этого, Турция присоединилась к реконструкции мечети в столице Сомали Могадишо.
Гонка в Африке
Мечеть в Могадишо, которая может вместить десять тысяч человек, была построена в 1987 году на деньги Саудовской Аравии, которая также инвестирует в Африку. «Саудовская Аравия занималась этим, по меньшей мере, десять, может даже двадцать лет. До сих пор она инвестировала значительные суммы в Нигер, Нигерию и Мали. Целью при этом является пропаганда салафизма», – говорит Сунай.
«В мечетях распространяются всевозможные идеологии, а религия используется для получения влияния и власти», – говорит теолог Бакари Самбе, который изучает радикализацию и религиозные конфликты в Африке. Он говорит, что религия является очень эффективной стратегией для распространение влияния как Турции, так и Саудовской Аравии. Катар и Иран также используют потенциал этого подхода – например, Иран финансировал строительство мечетей в Сенегале, Кот-д’Ивуаре и Гвинее. «Страны Ближнего Востока ведут настоящую гонку», – говорит Самбе. В качестве примера он приводит Нигерию: «Поскольку Иран проводит все более активную политику в этой западноафриканской стране, Саудовская Аравия строит там больше мечетей».
Мечеть как арена противостояния
С 1990-х годов мечети стали своего рода ареной – ареной для распространения салафизма. «Саудовская Аравия построила мечеть в Нигере и организовала обучение имама для нее. Теперь уже несколько лет он руководит мечетью, которая играет важную роль в укреплении салафизма», – объясняет Абдулай Сунай.
Он утверждает, что радикализация в Нигерии способствовала появлению террористической группы «Боко харам»: «Бывший лидер организации Мохаммед Юсуф использовал свою собственную мечеть для распространения идеологии джихада. Саудовская Аравия определенно способствовала радикализации ислама на Западе».
Марокко так же все активнее участвует в этой религиозной дипломатии: с созданием Института Мухаммеда VI в 2015 году страна начала попытки противодействия экстремистским идеологиям с целью утверждения более умеренной версии ислама, которую они пропагандируют. Институт готовит имамов из Западной Африки – из Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуара и Гвинеи. Только из Мали здесь прошли обучение около 500 человек.