Смертная казнь в Японии (1): то, о чём не говорят вслух
Смертная казнь в Японии (1): то, о чём не говорят вслух
4 года назад 1243 nippon.com Мори Тацуя - Режиссёр фильмов, писатель. Профессор факультета информации и коммуникации университета Мэйдзи. Родился в 1956 году в городе Курэ (префектура Хиросима). В 1998 году выпустил документальный фильм «А» на основе интервью с членами Аум Синрикё, и в 2001 – его продолжение «А2». В 2011 году книга «А3» (издательство «Сюэйся интанасёнару») удостоилась премии «Коданся» в номинации документальной литературы. Автор книг «Смертная казнь» (Сикэй, изд-во «Асахи», 2008), «Япония – страна, где есть смертная казнь» (Сикэй но ару куни Ниппон, книга в форме диалога с Фудзии Сэйдзи, серия «Кавадэ Бунко», 2015) и других. Фудзии Сэйдзи - Родился в 1965 году в префектуре Айти. Писатель-документалист, внештатный преподаватель Университета Айти Сюкутоку. В старшей школе участвовал в общественном движении, затем выбрал путь журналиста. Автор книг «Логика пострадавшей стороны: каких «наказаний» и «прав» хотят родственники убитого?» (Коросарэта гава но ронри: хандзай хигаися га нодзому «бацу» то «кэнри», серия «Коданся пурасу аруфа бунко», 2011), «Рыдания родственников жертвы юноши А»» (Сёнэн А хигайся идзоку но дококу, серия «Сёгакукан синсё», 2015), «Япония – страна, где есть смертная казнь» (Сикэй но ару куни Ниппон, 2015 год, в форме диалога с Мори Тацуя, издательство «Кавадэ бунко») и других

Япония – одна из немногих развитых стран, где до сих пор существует смертная казнь. Более того, 80% населения выступают за её сохранение. Автор статьи – режиссёр документальных фильмов, неоднократно собиравший материалы о смертной казни.

Селекция среди людей

Убийство 19-ти обитателей дома инвалидов в городе Сагамихара в июле 2016 года имело в японском обществе огромный резонанс. Впоследствии стало известно, что незадолго до трагедии преступник отправил письмо, содержащее такие фразы, как «ради мира в Японии и всём мире» и «убийство инвалидов позволяет максимально сократить несчастье». Множество людей осознали, что «это евгеническая концепция», «нет такого живого существа, жизнь которого была бы бессмысленной», и «идея селекции неприменима по отношению к жизни».

Жизнь достойна уважения в любом её проявлении. Составление приоритетного списка невозможно. Такие манипуляции, как селекция, не должны существовать. Я с этим полностью согласен. Однако должен отметить, что в японском обществе именно сейчас люди закрывают глаза на существование евгенической системы, которая в определённом смысле занимается отбором и уничтожением людей. Речь идёт о смертной казни.

Смертная казнь – это система, искусственно прерывающая жизнь человека, в отношении которого суд вынес решение об отсутствии смысла и ценности его дальнейшего существования. Более 80% населения Японии являются сторонниками этой системы.

Однако суть проблемы заключается не в самом существовании смертной казни, а в том, что многие люди просто закрывают глаза на её существование. Разумеется, все знают о том, что в Японии существует смертная казнь. Однако никто не пытается хоть немного задуматься об этом. Как приводится в действие смертный приговор? О чём думает в этот момент преступник? Как он проводит дни в ожидании казни? В чём заключается смысл высшей меры? Очень немногие из нас размышляют об этом в повседневной жизни.

Члены секты Аум Синрикё: мой опыт общения со смертниками

Всего несколько лет назад я, как и другие японцы, практически не интересовался вопросом смертной казни и мыслил следующим образом: к человеку, совершившему убийство или другое тяжёлое преступление, применяется наказание. Это естественно – ведь он сам отнял жизнь у другого. Однако во время встреч с шестерыми приговорёнными к смерти руководителями Аум Синрикё в тюрьме в процессе съёмок документального фильма об этой организации я испытывал сильнейшее замешательство. Я осознал, что разговариваю с людьми, которые будут убиты.

Разумеется, каждый человек смертен – аварии, болезни, старость… Однако люди, находящиеся за прозрачной акриловой перегородкой, умрут не от аварии и не от болезни. Они будут убиты. Причём убиты в соответствии с законом.

Они раскаивались в собственных ошибках. С религиозной искренностью. Некоторые из них со слезами на глазах говорили, что, учитывая чувства родственников погибших, смертная казнь для них – заслуженное наказание. Я встречался с ними много раз. Мы обменивались письмами. Они не только раскаивались. На короткий миг их лицо могло озариться улыбкой. Иногда они немного сердились, указывая, что моё толкование деталей инцидентов с участием Аум Синрикё было ошибочным. Это были самые обычные мужчины. С определённой точки зрения это были необычайно искренние добропорядочные и очень добрые люди. Именно поэтому они так переживали. Люди не должны убивать других людей. Они нарушили закон. Поэтому они будут убиты в соответствии с законом. Однако суть этого принципа перестала быть доступна моему пониманию. Почему они будут убиты? Почему наше общество считает этот акт естественным?

Впоследствии я приступил к сбору информации на тему смертной казни и повстречался со множеством людей. Я много размышлял, сомневался, искал. Полученный в течение этих двух лет опыт и поиски ответов на эти вопросы изложены в книге «Смертная казнь» (Сикэй, в настоящий момент выпущена в серии «Кадокава Бунко»).

Логического обоснования для сохранения смертной казни практически не существует. Многие в Японии считают, что смертная казнь позволяет контролировать преступность, однако если бы смертная казнь действительно была эффективной мерой управления преступностью, 2/3 отменивших её стран должны были бы столкнуться с ухудшением криминогенной ситуации. Однако статистика практически не подтверждает данное предположение. Социологи официально заявляют, что система смертной казни не является эффективным методом сдерживания преступности.

Многие из выступающих за отмену смертной казни приводят в качестве аргумента риск судебной ошибки. Сторонники сохранения смертной казни возражают, что этот риск существует не только в отношении смертной казни. Любая мера наказания может быть основана на судебной ошибке, поэтому отмена смертной казни только по этой причине будет означать отрицание возможности применения любых наказаний.

Однако данная теория не оправдана. Все наказания, кроме смертной казни, представляют собой ограничение свободы. Преступник подвергается наказанию в виде лишения свободы и может исправиться. Однако смертная казнь – это лишение жизни. У человека отнимают жизнь. Если кто-то сломал другому руку и подвергается наказанию в виде перелома руки («око за око, зуб за зуб»), это будет противоречить духу современной юриспруденции. Однако смертная казнь основана на принципе возмездия. Поэтому статус судебной ошибки будет радикально отличаться от других наказаний. Ведь смертная казнь необратима.

Чувства родственников как попытка оправдать высшую меру наказания

Многие сторонники смертной казни не исходят из логических соображений, а руководствуются чувствами родственников погибшего. Каждый раз, когда случается серьёзное преступление, средства массовой информации уделяют большое внимание ненависти и злобе, которую испытывает семья покойного. В результате подобной подачи информации многие начинают считать, что тоже будут испытывать аналогичные чувства в случае убийства члена семьи. Поэтому смертная казнь необходима именно для родственников убитого. Однако подобные рассуждения лишены логики. Это не более чем попытка оправдать желание возмездия со стороны родственников. Столкнувшиеся с иррациональным насилием члены семьи должны получить любую возможную помощь. Я имею в виду сферу социального обеспечения, психологическую поддержку и другие сферы, где существует немало задач. Однако помощь и возмездие – это разные вещи. Если зрелость состоит в хладнокровном использовании логики, то можно сделать вывод, что Япония ещё не достигла этого этапа развития.

В качестве ответа на мою позицию я часто слышу: «Скажешь ли ты то же самое, когда убьют твоего ребёнка?». Я каждый раз сначала замечаю, что не могу в полной мере представить данную ситуацию, однако «не только выскажусь за смертную казнь преступника, но и могу захотеть убить его своими руками». Услышав такой ответ, многие недоумевают. Некоторые сердятся, что я использую двойные стандарты. Однако я отвечаю, что это абсолютно естественно. Ведь в тот момент, когда убьют моего ребёнка, я стану одной из сторон данного происшествия.

Чувства пострадавшей стороны и родственников погибшего, безусловно, заслуживают понимания. Однако человек, не являющийся участником инцидента, не может в полной мере отождествляться с чувствами, которые испытывает вовлечённая сторона. Многие из встреченных мною родственников погибших не только жаждали возмездия, но и обвиняли себя за то, что не остановили убитого перед выходом из дома или оставили ребёнка без наблюдения. Преклоняя колени перед буддийским алтарём, они снова и снова молили о прощении. В их душе царит настоящий ад. Однако многие из сторонников смертной казни об этом не знают. Все громкие заявления о чувствах родственников основаны лишь на знании о поверхностном желании получить возмездие.

Статистика свидетельствует, что более половины убийств в Японии – дело рук родственников жертвы. Иными словами, многие родственники убитого одновременно являются и родственниками насильника. Вряд ли они способны делать громкие заявления. Поэтому средства массовой информации не стремятся освещать происшествия подобного рода. Более половины убийств остаются невидимы для общественности. Никто не пытается узнать об оказавшихся в такой ситуации родственниках.

Если рассматривать чувства родственников убитого в качестве одной из значимых причин сохранения смертной казни, получается, что наказание за убийство одинокого человека должно быть менее суровым. Это нелогично, однако это именно то, что мы имеем в действительности. И это подрывает основы наиболее значимого постулата современного законодательства – «Нет наказания без закона». Эмоции берут верх над логикой. Появляется множество противоречий. Однако они остаются незамеченными для 80% населения. Все делают вид, что ничего не происходит. Такова реальная картина отношения к смертной казни в Японии.

Опыт Франции: инициатива сверху

Япония – мировой лидер по частоте возникновения бестселлеров и бумов. Это означает, что японцы любят примыкать к большинству – как стадо овец, сбивающихся в одном месте. Люди склонны подчиняться решениям политической власти. Вряд ли такие черты национального характера не связаны с неспособностью отказаться от смертной казни.

Франция отменила смертную казнь последней из европейских стран. Перед отменой в обществе доминировали сторонники смертной казни. Однако политическая власть прибегла к отмене смертной казни вопреки общественному мнению. После отмены смертной казни отношение населения к этому вопросу стало меняться – ведь криминогенная ситуация не ухудшалась. К подобной стратегии отмены смертной казни прибегли многие страны мира. Они ставили логику выше эмоций. Однако в Японии это вряд ли возможно. Многие депутаты опасаются, что призыв к отмене смертной казни приведёт к их провалу на следующих выборах.

В Японии очень сильны рыночные принципы, или популизм. Это заметно в том числе на предоставляемой СМИ информации. СМИ отбирают только то, что будет интересно большому количеству людей, либо обрабатывают информацию для получения необходимого эффекта. Если произошло убийство, они нарочито подчёркивают гнев и печаль родственников. Это делается для повышения телевизионных рейтингов и увеличения продаж печатных изданий. Основной приоритет – транслируемая информация должна быть понятной. Сложные теории отбрасываются, информация нашпиговывается эмоциями, увеличивая число сторонников. Подобная практика приводит к оправданию смертной казни.

Страусиная позиция

Информация о смертной казни в Японии практически отсутствует. Среди развитых стран данная мера наказания сохранилась только в Японии и США, однако ситуация в этих двух странах крайне непохожа. В США вся информация оглашается. Многие штаты разрешают присутствовать при исполнении приговора не только родственникам преступника и пострадавшей стороны, но и СМИ. Это заставляет людей задумываться. Размышлять. Растёт количество штатов, отменяющих или вводящих мораторий на смертную казнь. Однако присутствовать при исполнении приговора в Японии невозможно. Как следствие, смертная казнь никого не беспокоит, и никто не пытается о ней размышлять.

Поэтому в Японии смертная казнь до сих пор приводится в исполнение через повешение в соответствии с законом 1873 года. Никого не интересует, что многие смертники при удушении не погибают мгновенно. Уходу из жизни предшествуют муки на протяжении нескольких минут. В США способ приведения смертного приговора эволюционировал от повешения к электрическому стулу, на смену которому пришла смертельная инъекция. Это следствие публичного оглашения информации. Однако обсуждение вопроса на национальном уровне приводит к тому, что Америка до сих пор балансирует между стремлением к отмене смертной казни и её сохранением.

Японские средства массовой информации могли бы потребовать от Министерства юстиции разглашения информации, однако полученные сведения никого не заинтересуют. У СМИ нет мотивации функционировать должным образом. Этот замкнутый круг существует уже в течение длительного времени.

Прежде всего необходимо добиться оглашения информации о смертной казни. Это станет предпосылкой для ведения дискуссии. Нет ли в данной системе изъянов? Каков уровень риска? О чём думают приговорённые к смерти? Каковы побочные эффекты существования смертной казни?

Если Япония примет решение сохранить смертную казнь после подобной дискуссии, у меня не останется поводов для возражений. Однако сейчас я буду продолжать высказывать своё мнение. Система смертной казни в Японии извращена и остаётся вне поля зрения людей.

Фотография к заголовку: Комната с кнопками в здании для приведения в исполнение смертного приговора в токийской тюрьме. Смертника казнят через повешение, доска уходит из под ног при нажатии на кнопку. В комнате имеется 3 кнопки, чтобы служащие тюрьмы не знали, кто из них привёл приговор в исполнение (фотография предоставлено Министерством юстиции/REUTERS/AFLO)

(Статья на японском языке написана 19 декабря 2016 г.)

Смертная казнь в Японии (2): устранение из процесса родственников жертвы

Учитывает ли японская криминальная юстиция права пострадавшей стороны в случае таких тяжких преступлений, как убийства? Автор статьи, неоднократно встречавшийся с родственниками убитых, выражает сомнения относительно необходимости отмены смертной казни.

Существует ли «искупление при жизни»?

Я начал брать интервью у родственников жертв преступлений с конца 90-х годов. К настоящему моменту я повидал более сотни семей, члены которых стали жертвами жестоких убийств, и по мере сил выступал транслятором их мнения обществу. При каждой встрече родственники обязательно задавали вопрос «Что значит искупить вину при жизни?», по сути оспаривая мнение о необходимости отмены смертной казни, однако этот вопрос затрагивал моё собственное мировоззрение, и я мог лишь молчать в ответ, не находя нужных слов. Подобный опыт, вне всякого сомнения, лёг в основу моей позиции и сомнений относительно отмены смертной казни.

Однажды я повстречался с родителями девочки – ученицы начальной школы, к которой преступник обратился с просьбой показать дорогу, похитил, изнасиловал, убил и избавился от трупа. Я до сих пор хорошо помню, как молодые мать и отец дрожащим голосом говорили: «Искупить вину при жизни – это казуистика. Искупление начинается только тогда, когда его готовы принять родственники жертвы. Мы не верим своим глазам – никто даже не пытается поинтересоваться нашим мнением. Нужно хоть немного задуматься об оборвавшейся жизни. Люди, спокойно говорящие об искуплении оставшегося в живых преступника, не способны понять, что мы чувствуем, потому что никогда не испытывали подобное на себе, и даже не пытаются нас понять».

Гнев родственников жертвы обычно направлен, само собой, на преступника, но распространяется и на адвоката, помогающего избежать своему подзащитному смертной казни, а также на сторонников отмены смертной казни. Однако я почувствовал, что слова родителей девочки адресованы всему обществу. В общественном мнении Японии преобладают сторонники сохранения смертной казни. Возможно, родственники сомневались в том, что общественное мнение, выступающее за сохранение смертной казни, сформировано обществом, стремящимся понять чувства семьи жертвы.

Смертный приговор – капля в море

Мы чересчур легко и неконкретно используем слово «искупление». Мы слишком привыкли к стереотипу «искупить при жизни». Что может сделать убийца для искупления вины перед родственниками жертвы? Постоянно отправлять письма с извинениями? Переписывать сутры? Стать примерным заключённым? Они нуждаются не в этом. «Искупление при жизни» – это формальная, не существующая в реальной жизни теория. Думаю, что это иллюзорное понятие – дело рук людей, никак не связанных с участниками преступления. Я укрепился в этом мнении, беседуя с пострадавшими родственниками.

Большинство родственников убитых не желают «искупления». Они не хотят выслушивать поверхностные извинения, и не желают их принимать. Они просто не хотят, чтобы преступник оставался в живых. Особенно это касается необратимых преступлений. Даже если убийца будет примерно отбывать наказание, исправится и станет «хорошим человеком», это не имеет никакой ценности для родственников жертвы. Смертная казнь – это не способ искупить свою вину ценой собственной жизни, а реализация желания, чтобы этот человек хотя бы исчез. Если государство отнимает жизнь у преступника, это немного помогает родственникам восстановить душевное равновесие. В ходе многолетних встреч с семьями потерпевших я понял, что исчезновение преступника из числа живых – это не конец трагедии, а обеспечение возможности родственникам сосредоточить свои чувства и мысли только на убитой жертве. Тот факт, что родственники убитого желают смертной казни в качестве способа отомстить преступнику, является общеизвестным, однако в Японии жажда возмездия родственников сбывается далеко не в полной мере. Ведь последняя мера применяется лишь к незначительной доле убийц.

Уроки двойного убийства

В апреле 1999 года в городе Хикари (префектура Ямагути) 19-летний юноша убил мать с 11-месячной дочерью, которые оказали ему сопротивление при попытке насильственных действий. Суды первой и второй инстанции присуждали пожизненное заключение, однако в феврале 2012 года Верховный суд вынес вердикт о смертной казни. Я начал встречаться с мужем и отцом погибших, Мотомурой Хироси, сразу после преступления, и описал эти встречи в нескольких книгах. Сначала Мотомура заявлял, что если преступнику не могут присудить смертную казнь, пусть его отпускают, – он сам лишит его жизни. В ходе судебного разбирательства он утвердился во мнении, что подлинное раскаяние доступно только приговорённому к смертной казни, и начал говорить о том, что принял трудное решение взять на себя жизнь преступника, убившего жену и ребенка, если ему присудят последнюю меру наказания. Также он неустанно размышлял о том, «правильно» ли ему, как родственнику жертвы, желать преступнику смертной казни.

Общаясь с Мотомурой, я заметил, что он стремится к роли активного участника судебного процесса наравне с государством и преступником, а также убеждён в необходимости создания общества без преступлений, в котором нет необходимости прибегать к смертной казни. Мотомура неустанно заявлял об этом в рамках движения за обеспечение правами жертв преступлений и их семей, в котором играл ключевую роль.

Справедливо ли отменять смертную казнь?

Жажда мести – это инстинктивное и естественное состояние человека, возникающее в случае несправедливого убийства любимого человека. Я знаю, что специалисты не пришли к единому мнению насчёт того, можно ли считать жажду мести естественным правом. Однако если считать смертную казнь проявлением монополии государства на жажду мести родственников убитого, эту меру наказания нельзя рассматривать исключительно как грубое нарушение прав человека.

Смертная казнь – это действительно убийство руками государства, однако она применяется на основе таких несопоставимых позиций, как преступник и жертва. Можно ли называть последнюю меру наказания односторонним насилием государства? Вполне естественно, что люди, лишённые любимого члена семьи, будут требовать возмездия, стремясь заставить преступника пройти через то, что испытала на себе жертва, и требовать неуклонного применения действующей системы смертной казни. Можно ли считать эту систему дикой и ошибочной? Справедливость отмены смертной казни вопреки чувствам родственников вызывает у меня сомнения.

Думаю, что в Японии родственники убитых выступают за сохранение смертной казни не только из-за отчаяния от потери любимых, но и из-за недовольства существующим уголовным законодательством и недоверием к нему. Любое наказание, в том числе смертная казнь, – это не более чем результат расчёта наказания за совершённое преступление, в выполнении которого участвуют подозреваемый/обвиняемый и государство. Иными словами, наказание определяется при участии государства и преступника, даже если пострадавшему не было принесено ни единого извинения. Разумеется, пострадавшая сторона делает всё возможное, чтобы добиться возмездия в виде вынесения государством приговора о как можно более тяжёлом наказании. Однако это отнюдь не решает проблему отношений между родственниками и преступником, и не приводит к их логическому завершению. Родственников не устраивает позиция за пределами процесса и невозможность равноправного участия в ходе определения наказания.

Государство против жертвы преступления

В Японии в течение длительного времени пострадавшая сторона считалась не более чем источником показаний на уголовном процессе, однако общественное движение Мотомуры вызвало определённый прогресс в системе в течение последних 10 с небольшим лет. Речь идёт в том числе о введении расширенных мер участия пострадавшей стороны. Увеличилась и мера наказания за уголовные преступления. Однако не похоже, чтобы существующая система хоть немного заботилась о жажде мести; она по-прежнему ограничивает вмешательство потерпевшей стороны во имя защиты преступника, как будто считая жертву врагом.

Рассмотрим систему суда присяжных. Возможно, она преуспела в обеспечении участия присяжных, выражающих мнение населения, однако наряду с этим возможность участия пострадавшей стороны начиная с определяющей меру наказания процедуры суда сократилась. Перед началом публичного процесса все свидетельства преступления предварительно упорядочиваются, и процесс идёт по заранее написанному сценарию с участием трёх сторон – суда, следствия и адвоката по уголовным делам. Мера наказания определяется профессиональными судьями, и в случае подачи апелляции суд первой инстанции (суд присяжных) на практике не имеет столь большого значения, как это положено по закону.

Наиболее серьёзной проблемой считаю, что адвокаты не могут отказаться от традиционной системы «государство против подозреваемого» и убеждены в том, что укрепление статуса потерпевшего нарушает право на защиту подозреваемого, что не может не вызывать гнева родственников. Японская Ассоциация адвокатов настаивает на соблюдении права преступника на молчание, недопущении пострадавшего к суду и отказе в выражении своего мнения под предлогом нарушения прав преступника. Это не означает, что все адвокаты выступают за отмену смертной казни, однако «борьба за справедливость» уголовных адвокатов, составляющих различные циркуляры и следящих за их соблюдением, становится дополнительным стрессом для потерпевшей стороны. Теория, настаивающая на отказе или отмене смертной казни, возможно, исходит из эмпатии к жизни преступника. Сочувствие к жизни пострадавшего провозглашается лишь поверхностно и практически незаметно в реальной жизни.

Права потерпевшего

Смертная казнь – это необратимое наказание, предусматривающее лишение жизни, поэтому исполнительные органы не имеют права на судебную ошибку. Разумеется, это касается любого преступления. Жертва преступления не сможет успокоиться, зная, что где-то спокойно живёт настоящий преступник, избежавший наказания ввиду судебной ошибки, и в этом смысле она больше других заинтересована в недопущении судебных ошибок.

Действительно, умозрительная теория отмены смертной казни, учитывающая только юридическую сторону вопроса, выглядит более убедительной, чем теория сохранения последней меры наказания. В качестве аргументов приводится и возможность судебной ошибки, и невозможность измерить уровень воздействия смертной казни на сдерживание преступности, и изобилие непрозрачных сторон в системе смертной казни. Информация о месте приведения приговора была предана гласности всего несколько лет назад, а жизнь смертника, его чувства и мысли во время казни по-прежнему остаются тайной за семью печатями, недоступной постороннему взору.

Сохраняя систему смертной казни, Япония остаётся в меньшинстве среди стран мира. Однако в отменивших последнюю меру западных странах существуют различные меры для защиты пострадавших и разработана система уголовного права с учётом интересов пострадавших. Население доверяет этой системе, рассматривающей пострадавшего в качестве равноправного участника уголовного процесса. Япония лишь сделала первый шаг в этом направлении, внедрив в 2004 году Основной закон о пострадавших, обеспечивающий им право на участие в уголовной системе, а также систему государственной поддержки. Думаю, что перед началом дискуссии об отмене смертной казни необходимо усилить право потерпевшего на участие в уголовном процессе.

Фотография к заголовку: Мотомура (справа) на пресс-конференции после вынесения смертного приговора обвиняемому на заседании апелляционного суда по убийству матери и ребенка в городе Хикари (префектура Ямагути) в апреле 1999 года (фото Клуба судебных журналистов, 20 февраля 2012 г. Jiji Press)

(Статья на японском языке опубликована 19 декабря 2016 г.)

Проблема смертной казни в Японии

Несмотря на международную тенденцию к отмене высшей меры наказания, Япония остается одной из немногих развитых стран, где все еще существует смертная казнь. По данным Секретариата Кабинета министров Японии, недавние социологические опросы демонстрируют значительную поддержку смертной казни среди населения – 80% опрошенных поддерживают высшую меру наказания, в то время как за ее отмену выступает менее 10% респондентов. Тем не менее, в Японии продолжаются оживленные дебаты относительно целесообразности сохранения смертной казни.

Слабая поддержка отмены смертной казни

Секретариат Кабинета министров Японии проводит регулярные опросы о статусе высшей меры наказания с 1965 года. С 1989 года эти опросы проводятся каждые пять лет. Самый недавний опрос имел место в ноябре 2014 года. Результаты, основанные на 60,9% ответов, полученных от 3000 взрослых респондентов, не показали особых изменений в вопросе поддержки японцами смертной казни. Выяснилось, что 80,3% респондентов не возражали против существования смертной казни, и лишь 9,7% поддержали ее отмену в Японии.

В исследовании были тщательно проанализированы основания таких взглядов респондентов на смертную казнь. Большинство тех, кто высказался за отмену смертной казни, указали на свою обеспокоенность ошибками судопроизводства и ошибочными приговорами (46,6%), что является серьезной проблемой, поскольку приведенный в исполнение приговор не может быть отменен. Почти треть из них (31,6%) отметила, что смертная казнь является сомнительной и бесчеловечной практикой даже в отношении виновных в убийстве. 29,2% респондентов заявили, что если смертная казнь будет отменена, количество тяжких преступлений вряд ли возрастет. И 28,7% сказали, что, поскольку возможность реабилитации существует даже в отношении самых страшных преступников, это оправдывает отмену высшей меры наказания.

80,3% респондентов, поддержавших смертную казнь, назвали две основные причины в поддержку своего мнения. Большинство респондентов отметили, что если смертная казнь будет упразднена, семьи жертв кровавых преступлений не получат эмоционального удовлетворения (53,4%). Еще 52,9% просто сказали, что лица, виновные в тяжких преступлениях, обязаны оплатить моральный долг перед обществом своими жизнями.

Разница во взглядах на фактор устрашения

Будучи спрошены, считают ли они, что смертная казнь является сдерживающим фактором для преступников, 57,7% респондентов указали, что, по их мнению, отмена смертной казни приведет к росту тяжких преступлений. Лишь 14,3% респондентов ответили однозначно, что количество таких преступлений не вырастет, в то время как еще 28,0% не смогли определиться с мнением. По сравнению с предыдущим опросом, проводившимся пять лет тому назад, стоит отметить снижение на 4,6% количества респондентов, считающих, что с отменой смертной казни процент тяжких преступлений увеличится. Также наблюдался соответствующий рост на 4,7% количества тех, кто уверен, что процент таких преступлений после отмены смертной казни не вырастет.

Респондентов, принимавших участие в недавнем опросе, также спросили, следует ли отменить смертную казнь, если будет принята новая система пожизненного заключения без права на помилование. При том, что 37,7% респондентов отметили желательность отмены смертной казни в случае введения такой системы, большинство (51,5%) указало, что даже при введении новых правил желательно сохранить смертную казнь. 

Правительство поддерживает сохранение смертной казни

Принимая во внимание эти результаты и общее настроение социума, Министерство юстиции приняло решение не отменять смертную казнь в Японии. По этой причине Правительство Японии не подписало и не ратифицировало второй дополнительный протокол Международной конвенции по гражданским и политическим правам. Этот протокол был принят в 1989 году по решению Генеральной ассамблеи ООН, и налагает обязательство на некоторые страны отменить смертную казнь, за исключением ситуаций войны.

В Японии прошли соответствующие дебаты и демонстрации в поддержку отмены смертной казни. В 1994 году была назначена межпартийная парламентская группа, целью которой являлось продвижение идеи отмены смертной казни. Председателем этой парламентской лиги был назначен независимый юрист и бывший сотрудник национальной полиции Сидзука Камэи, который уже давно озвучивал требования об отмене высшей меры наказания в Японии. В качестве альтернативы смертной казни лига предложила внедрить наказание в виде пожизненного заключения за серьезные преступления, которое бы не подразумевало помилование, в отличие от остальных существующих видов заключения.

Однако настроения в обществе противоречили таким решениям. В особенности сильны акценты на права жертв и чувства их родственников при оглашении меры наказания, поддержка которых наблюдалась с начала этого века. И, хотя количество преступлений в Японии продолжает неуклонно уменьшаться, а уровень убийств упал до абсолютного исторического минимума, освещение в прессе тяжких преступлений, например, убийств детей, часто потрясает японское общество. Это привело к росту общественной озабоченности такими преступлениями и высокому уровню поддержки строгих наказаний, в том числе и казни.

Решение спора

Дискуссии о целесообразности высшей меры наказания в любой стране связаны с разнообразными религиозными, философскими и культурными подтекстами. Это сложный и тяжелый вопрос, и сторонники и противники отмены смертной казни спорят о его различных аспектах уже не одну сотню лет. И действительно, призывы вернуть смертную казнь раздаются даже в тех странах, где она уже была отменена. Это, в свою очередь, спровоцировало сильное противодействие таким инициативам.

В Японии существует огромная пропасть между сторонниками и противниками отмены смертной казни. Мнения относительно человеческой жизни и наказания разнятся даже в среде ученых-юристов и экспертов. Нижеприведенная таблица демонстрирует основные составляющие спора о смертной казни в Японии, причем аргументы, приводимые каждой из сторон, сгруппированы по темам. Показаны фундаментальные различия в мнениях и философских взглядах относительно наказаний и политики обращения с осужденными преступниками в японском контексте.

Споры о смертной казни в Японии

Фундаментальное философское основание
Сторонники отмены смертной казни
  • Смертная казнь – жестокое и бесчеловечное наказание.
  • Государство не должно принимать участия в убийстве своих граждан.
  • Преступники, совершившие тяжкие преступления, должны проводить остаток своей жизни, выплачивая компенсацию жертвам и раскаиваясь в содеянном.
Противники отмены смертной казни
  • Те, кто отнял жизнь у другого человека, должны нести за это ответственность и заплатить за это своей жизнью. 
  • Отмена смертной казни придает первостепенное значение жизни и правам преступника, а не жертвы, что противоречит требованиям справедливости.
Является ли смертная казнь сдерживающим фактором?
Сторонники отмены смертной казни
  • Люди будут продолжать убивать людей вне зависимости от того существует смертная казнь или нет.
  • Возможность смертной казни не оказывает никакого воздействия на людей, впавших в отчаяние, или вставших на путь саморазрушения. Это может даже оказаться катализатором совершения преступления для тех, кто уже задумал умереть.  
  • Не существует проверенных научных данных о том, что смертная казнь является эффективным методом противодействия тяжким преступлениям.
Противники отмены смертной казни
  • В качестве наказания за совершенное преступление высшая мера является очевидным сдерживающим фактором. Аргумент, что смертная казнь не является методом устрашения, неубедителен. 
  • Мнение, что нельзя лишать жизни человека вне зависимости от того, сколько человек он убил, является неуважением к жизням жертв. 
Ошибочные приговоры и ложные обвинения
Сторонники отмены смертной казни
  • Всегда существует возможность ложных обвинений. Казнь человека на основе ложных обвинений является крайним проявлением несправедливости.  
  • Жизнь, утраченная в результате смертной казни, основанной на ложных обвинениях или ошибочном приговоре, не может быть возвращена.
Противники отмены смертной казни
  • В реальности смертная казнь в Японии применяется только в случаях со 100% доказанной виной. 
  • Проблема ложных обвинений может быть решена посредством модернизации криминальных процедур в Японии. Увеличение количества назначаемых судом адвокатов и представление списка свидетелей стороны до суда могли бы решить эту проблему.
Уважение к жертвам и чувствам пострадавших семей
Сторонники отмены смертной казни
  • Жертва не увидит смертной казни преступника. Чувства родственников со временем могут измениться под влиянием изменившихся обстоятельств. 
  • Как видно на примере стран Европы, открытая и искренняя поддержка пострадавших семей и отмена смертной казни не являются взаимоисключающими понятиями.
Противники отмены смертной казни
  • Смертная казнь может помочь восстановить справедливость, облегчив печаль и утолив гнев жертвы или семьи жертвы в ситуациях, когда жертва подверглась грубому насилию или жестокому обращению. 
Реабилитация преступника
Сторонники отмены смертной казни
  • Даже преступники, совершившие тяжкое преступление, могут исправиться.
Противники отмены смертной казни
  • Грех преступника и необходимость отвечать за свои действия никуда не исчезают, даже если преступник может быть реабилитирован. 
Как интерпретировать опросы общественного мнения?
Сторонники отмены смертной казни
  • Результаты опросов общественного мнения не являются веской причиной для сохранения практики смертной казни. Отмена смертной казни является международной тенденцией и Япония должна соблюдать международный закон о правах человека. 
  • Политики должны прекратить потакать публике, а вместо этого продемонстрировать лидерские качества и убедить соотечественников поддержать отмену смертной казни.
0 комментариев
Архив