Случай «рабства» в Казахстане наглядно продемонстрировал российскую стратегию обострения отношений
|
Российские власти поспешили воспользоваться ложным заявлением россиянина в Казахстане, в попытке в очередной раз обвинить страну в преследованиях русскоязычного населения.
КАРАГАНДИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, Казахстан -- Утверждения россиянина о том, что он 20 лет подвергался издевательствам в рабстве у казахстанского фермера, быстро треснули по всем швам. Но это произошло лишь после того, как российские власти использовали его слова для дальнейшего обострения отношений с Казахстаном.
Быстро угасший международный инцидент, к тому же, пролил свет на постоянные попытки российских властей приравнять изолированные случаи, с которыми сталкиваются этнические русские в Казахстане, к системным, широкомасштабным притеснениям трудовых мигрантов из Центральной Азии в России.
Выдумка Котова
17 ноября в социальных сетях появилась видеозапись.
Россиянин средних лет, называвший себя Алексеем Котовым, утверждал, что он находится в неволе в Шетском районе Карагандинской области Казахстана.
Своей путанной речью Котов производил впечатление пьяного.
«Мама, папа, помогите выбраться из Казахстана», — произносит мужчина в объектив.
Эту новость быстро распространили шовинистические российские СМИ.
Казахстанская полиция отреагировала оперативно: 44-летнего Алексея Котова, уроженца Ярославской области, нашли. Он рассказал полицейским, что на протяжении 20 лет находился в рабстве, его принуждал к труду ровесник, 44-летний местный житель.
Подозреваемого задержали и возбудили уголовное дело.
Однако Котов быстро изменил свою версию, отказавшись от своих слов, сообщили в МВД Казахстана 18 ноября, уже на следующий день после появления видеозаписи.
Котов просто скучал по дому, говорится в заявлении казахского ведомства.
«На территории крестьянского хозяйства он находился и трудился добровольно, пользовался мобильным телефоном и имел возможность в любое время покинуть территорию хозяйства», — сказал заместитель начальника департамента полиции Карагандинской области Ернат Калиакпаров в официальном видеоотчете по итогам опроса Котова. При этой беседе с ним присутствовали сотрудники российского консульства.
Котов отказался от обвинений в адрес владельца хозяйства. По словам Калиакпарова, единственной целью Котова, которая побудила его сделать запись, вызвавшую международный шум, было «желание вернуться домой».
Однако затем произошел инцидент, который карагандинские журналисты расценивают как цензуру и препятствование их профессиональной деятельности со стороны представителей России.
Урок цензуры
17 ноября в Караганду за Котовым прибыли консул России, депутат и представитель Министерства внутренних дел РФ. Они сделали все возможное, чтобы не подпустить казахстанских журналистов к Котову.
Когда прибывшие в отделение полиции журналисты начали задавать вопросы Котову, один из трех упомянутых сопровождающих приказал ему: «Алексей, молчи, просто молчи!».
Котов послушно игнорировал прессу и прикрывался от видеокамеры капюшоном.
«Представители РФ запретили Котову общаться с журналистами, и на кадрах [любительского видео] видно, как на контрольно-пропускном пункте [отделения Карагандинской полиции] представитель России пропустил своих сограждан, после чего удерживал дверь, не выпуская казахстанских журналистов до тех пор, пока Котов не покинул территорию полиции», — сообщило информационное агентство KazTAG.
Один из сопровождавших Котова, по-видимому, российский полицейский, даже вырвал у местной журналистки Айнур Балакешовой мобильный телефон, на который она снимала происходящее.
«Представитель МВД РФ отнял у меня телефон, выключил запись и вернул только потом, — рассказала «Каравансараю» Балакешова. — Поведение российского полицейского возмутительное — такой агрессии я еще не видела».
После возмущения журналистов сотрудники местных правоохранительных органов вмешались и оттеснили представителя России от двери, но было уже поздно.
Когда журналисты вышли из полицейского отделения, Котова уже увезли.
Балакешова сказала «Каравансараю», что своими действиями представители России нарушили Уголовный кодекс Казахстана, воспрепятствовав профессиональной деятельности журналистов, а также законы о доступе к информации и о СМИ.
Она считает, россияне знали о том, что Алексея Котова возле дежурной части ждали представители СМИ, поскольку новость о его «рабстве» вызвала международный резонанс, и заранее спланировали свои действия.
Не в России
Блогер Ерлан Исмаилов из столицы Нур-Султана отмечает, что российские правоохранительные органы привыкли оказывать давление на журналистов в своей стране и делают то же самое в Казахстане.
«Но здесь им не Россия, кто дал право гражданам другой страны вести себя так с представителями СМИ у нас в Казахстане? — возмутился он в интервью «Каравансараю». — В нашей стране за подобные проступки обычно наказывают».
Исмаилов отметил, что хотя в Казахстане есть свои проблемы со свободой слова, «в нашей стране ситуация с правами журналистов обстоит гораздо лучше, чем в России».
Информационное агентство KazTAG 17 ноября подчеркнуло, что «препятствование профессиональной деятельности журналистов запрещено в Казахстане законом, свобода слова на территории Казахстана гарантируется, а цензура прямо запрещена Конституцией».
Агентство обратилось в правоохранительные органы Казахстана с просьбой дать оценку недавнему инциденту.
Игра в пользу Кремля
История Котова прозвучала почти сразу после публикации в правительственной «Российской газете» резонансной статьи министра иностранных дел РФ Сергей Лаврова о ксенофобии в Казахстане в отношении русскоязычных граждан.
Некоторые эксперты считают подозрительным поведение группы российских представителей, которые сделали все возможное, чтобы не подпустить казахстанских журналистов к Котову.
Растиражированная до этого информация о «годах рабства россиянина в Казахстане» подкрепляла утверждения Кремля о притеснениях русскоязычных в центральноазиатской республике, размышляет Жаныбек Асанов из Шымкента, эксперт по вопросам международной политики Общественного фонда «Народный антикоррупционный комитет».
«Однако разоблачение лжи Котова выставляет российскую сторону в нелицеприятном свете, поэтому они постарались поскорее увезти его домой, пока он не наломал еще больше дров», — сказал «Каравансараю» Асанов.