Полиция закрыла эти школы, но до того преподаватели заставляли детей голодать и терпеть побои. Кроме того, воспитанникам внушали экстремистскую идеологию.
Религию должны преподавать исключительно в соответствии с законом и только в учебных заведениях, получивших разрешение государства. Об этом говорят религиозные лидеры и родители в Узбекистане после случаев издевательств над учениками, выявленных в нелегальных школах.
За последний год узбекские власти обнаружили ряд подпольных школ, называемых худжрами.
В мае нынешнего года такую нелегальную школу обнаружили в городе Гулистан Сырдарьинской области. Ее содержала в своем доме семейная пара. Здесь проходили учебу 15 учеников: девять мальчиков, шесть женщин и девушек.
В мобильном телефоне женщины, которая преподавала в этой школе, оперативники нашли серию лекций на религиозные темы.
Шрамы на спине ученика худжры (школы). Учитель избивал его сложенным вдвое шлангом пылесоса. Кадр из документального фильма, вышедшего в эфир на государственном молодежном канале «Ёшлар» («Молодежь») в декабре.
В середине декабря 2020 года в Ташкенте милиция пресекла деятельность трех других подпольных религиозных школ.
По официальным данным, в первом полугодии 2018 года в стране закрыли 116 подпольных религиозных школ. В 2017 году правоохранители обнаружили и ликвидировали 33 такие школы.
Ученики, посещающие такие школы, часто рискуют столкнуться с издевательствами.
Так случилось с Мухаммадсадыком Абдурахмановым. Шестилетний житель Сурхандарьи скончался в 2017 году из-за побоев учителя подпольной религиозной школы Шерали Ибодова. Учителя лишили свободы на семь лет.
В другой ташкентской подпольной школе учителя избивали детей шлангом пылесоса. Фильм об истязаниях детей показал в декабре 2020 года государственный молодежный телеканал «Ёшлар» («Молодежь»).
«От сильных ударов у моего брата запал язык. Меня били в одно место десять раз, и было такое чувство, что я умираю», — рассказывает в фильме один из потерпевших мальчиков. На кадрах видна его спина в кровоподтеках и шрамах.
В других закрытых милицией школах педагоги морили детей голодом, избивали скалкой или показывали ученикам экстремистские аудио- и видеоматериалы.
Принудительное религиозное образование
В Узбекистане частное религиозное образование запрещено законом. Так, согласно закону «О свободе совести и религиозных организациях», нельзя принудительно обучать несовершеннолетних религии и привлекать их в религиозные организации.
В стране исламское образование контролируется государством. В общеобразовательных школах не преподают религиозные предметы.
Желающие получить исламское образование могут учиться только в медресе (исламское среднее учебное заведение) или исламском институте в Ташкенте и лишь после окончания средней школы.
Некоторые родители считают, что именно в худжрах дети будут обучаться «настоящему» исламу, говорит Пулат Ахунов, проживающий в Швеции узбекский оппозиционный политик.
«Они согласны с методами этих школ в надежде, что такая муштра поможет наставить их детей на путь истинный», — сказал он.
«Родители приводят своих детей насильно», — констатирует Максим Матназаров, 58-летний отец двоих детей, преподающий историю в Каракалпакстане.
Ученики терпят «боль и унижение, чтобы не расстраивать родителей», сказал он, добавив, что родители «не оставляют им право выбора, делая это за них».
«Отдавать детей в эти нелегальные школы — плохо», — подчеркнул Матназаров.
Санат Мухаммаджонов, 48-летний отец двух сыновей из Ферганской долины, рассказывает, что сообщения о насилии в худжрах возмущают его.
«Я, как отец двух сыновей, никогда не согласился бы, чтобы над моими детьми совершали насилие где бы то ни было», — сказал он, добавив, что правоохранительные органы должны привлечь к ответственности тех родителей, кто отдал своих детей в подобные школы.
«Я призываю родителей этих несчастных детей к уму-разуму», — заявил Мухаммаджонов.
Никто не имеет права «принуждать и насаждать» в детях религиозные взгляды и знания, отмечает Шахриддин Холмуродов, адвокат из Термеза Сурхандарьинской области.
«В таких случаях есть уголовная ответственность для организаторов нелегальных школ», — напомнил он, указав на 31 статью Конституции страны о свободе совести.
«Многие забывают это важное право людей — исповедовать любую религию или не исповедовать никакой», — сказал Холмуродов, подчеркнув, что «недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов».
Риск экстремизма
Родители и ученые высказали опасения, что дети, которых заставили учиться в худжрах, оказываются на пути экстремизма.
Родители, заставляющие детей посещать такие школы, «отнимают у них детство», говорит Матназаров. Он отметил, что ребенок в будущем на все будет смотреть через призму исламской религии, которую ему навязывают.
«Большинство из них могут стать фанатичными верующими», — сказал он.
«При обучении в худжре есть некоторая опасность в отношении преподавателей», — размышляет профессор Ташкентского университета востоковедения, доктор исторических наук Санобар Шадманова.
«Кто они такие, какие у них религиозные воззрения? Сложно понять и контролировать это дело», — признает она.
Все должно быть в рамках закона, настаивает Абдурахман Рамазанов, представитель Духовного управления мусульман Сурхандарьинской области, имам мечети «Мурчбобо».
«Преподаватели должны иметь лицензию на преподавательскую деятельность. Избивать детей на уроках — недопустимо. Об этом даже говорил наш пророк. Преподаватель может применить строгость, но не рукоприкладство», — сказал он.
«Ведь можно ставить двойки, сделать замечание. Если ребенок хорошо учится, нужно стимулировать хорошими оценками и похвалой. Но бить по шариату запрещено», — напомнил он.
Узбекистан закрывает незаконные религиозные школы, обвиняемые в жестоком обращении с детьми
Некоторые худжры нарушали закон, нанимая учителей, которые не имели законного права обучать детей и не имели религиозного образования. Некоторые учителя применяли в отношении детей также такие жестокие методы наказаний как голод и заключение в одиночестве.
Преподаватель проводит занятия в незаконной исламской школе. Скриншот с узбекского официального телеканала.
В первой половине 2018 года в Узбекистане были закрыты 116 незаконных худжр (религиозных школ) по сравнению с 33 за весь прошлый год.
Проповедники обучают детей искаженным нормам ислама в таких подпольных школах для детей среднего и начального школьных возрастов. Об этом рассказали официальные лица в телевизионной программе «Тьма в худжре», которая транслировалась 14 августа по узбекскому государственному каналу «Узбекистан 24».
Согласно данным телепрограммы, худжры нарушили закон, нанимая учителей, которые не имели законного права обучать детей и не имели религиозного образования. Большинство учителей обвиняются в насильственных и оскорбительных действиях и применении жестоких наказаний в отношении детей, таких как голод и одиночное заключение.
Учредителей всех 116 худжр ждут уголовные обвинения, которые включают производство материалов, представляющих угрозу для общества, и нанесение телесных повреждений.
Ученик изучает Коран в незаконной исламской школе. Скриншот с узбекского официального телеканала.
Избиения учеников вызвали большой резонанс в стране
Один из учеников, шестилетний Мухаммадсадык Абдурахмонов из Сурхандарьинской области, в декабре 2017 года погиб от избиений Шерали Ибодова, учителя из нелегальной исламской школы, где обучался ребенок. Суд уже приговорил Ибодова к семи годам тюремного заключения.
Корреспонденты узбекской службы Радио Свободная Европа/Радио Свобода обратились к родственникам погибшего мальчика, один из которых сказал, что Ибодов избивал всех своих учеников.
«Подобные школы не имеют никакого отношения к образованию детей, – сказала «Каравансараю» Камилла Нодирова, жительница Ташкента. – Мы живем в светском государстве, и каждый ребенок имеет право получить религиозно-нейтральное образование».
«Каждый ребенок имеет право на защиту от насилия. Я считаю, что нужно еще жестче преследовать незаконные школы», – добавила она.
В Узбекистане частное преподавание религии категорически запрещено, сказала «Каравансараю» юрист из Ташкента Муслима Хакимова.
«Сама система образования законодательно полностью отделена от религии. Религиозные учебные заведения могут создавать только зарегистрированные религиозные организации. При этом туда могут приниматься только совершеннолетние граждане [Узбекистана], получившие обязательное 11-летнее общее образование», – добавила Хакимова.
Таким образом, закон разрешает религиозным школам работать только в качестве средних школ или университетов (и ни в коем случае не в качестве начальных школ), отметила она.
Для борьбы с влиянием незаконных исламских школ Узбекистан активно развивает исламское образование в вузах и университетах и стремится привлечь как можно больше молодежи к научному изучению исламской доктрины.
В Бухаре в июне 2017 года было открыто новое высшее учебное заведение медресе медресе под названием «Мир-и-Араб».
В то же время в Ташкенте продолжают строить «Центр исламской цивилизации.
Необходимо внимание для борьбы с экстремизмом
По словам наблюдателей, большое количество худжр, закрытых властями, вызывает тревогу.
«Очевидно, что нелегальные худжры несут угрозу национальной безопасности Узбекистана», – сказал «Каравансараю» политолог из Ташкента Умид Асатуллаев.
Он предупредил, что тот, кто производит впечатление просто неквалифицированного преподавателя религии, может оказаться экстремистом, промывающим мозги своим ученикам.
«Законодательство о религиозном образовании и существует для того, чтобы им противостоять», – добавил Асатуллаев, имея в виду тех, кто использует худжры в разрушительных целях.
Властям, возможно, стоит задуматься – не слишком ли рано они реабилитировали радикалов в прошлом году, сказал Асатуллаев, имея в виду решение президента Шавката Мирзиёева резко сократить списки наблюдения подозреваемых или осужденных экстремистов.
В 2017 году власти исключили 18 тысяч имен из этого списка, сообщал в «Каравансарай» в марте.
Некоторые предполагаемые организаторы худжр ранее находились в официальном списке экстремистов, сообщалось в телевизионной программе 14 августа.
В программе приводится история Мухаббат Рузиевой из Ташкентской области, входившей в состав группировки «Хизб ут-Тахрир», которая от 2002 до 2017 года находилась в списке наблюдения. По словам официальных лиц, как только она была исключена из списка, она тут же занялась незаконным преподаванием ислама.
Амнистия «не всегда была оправдана» для таких рецидивистов, как Рузиева, сказал Асатуллаев, добавив: «[Властям стоит] относиться более внимательно к рассмотрению кандидатов или же ввести для них испытательный срок».