Система образования Ливана: единство многообразия
Система образования Ливана: единство многообразия
20 дней назад 244 islamosfera.ru

Появление современного образования в Ливане во многом было результатом социально-экономических изменений, происходивших в регионе с начала XIX века, роста объёма торговли региона с европейскими странами и быстрой урбанизации.

До XIX века образование в Ливане, как и во многих других странах исламского мира, осуществлялось преимущественно в куттабах и медресе. В куттабах обычно преподавали Коран и основы религиозных знаний, а в некоторых также арифметику и грамоту. Имелись также куттабы для детей-христиан, где ученики учились декламировать псалмы, арифметике и чтению. На более поздних этапах обучения мусульманские ученики продолжали своё образование в медресе, выпускники которых становились имамами и муфтиями.

Первые попытки внедрения современной системы образования в Ливане были предприняты протестантскими американскими миссионерами, прибывшими в Бейрут в начале XIX века. Восставший против Османской империи и установивший власть над Ливаном Кавалали Ибрахим-паша, желая заручиться поддержкой европейских держав, не препятствовал их деятельности. Активность американских миссионеров побудила другие религиозные общины региона развивать свою систему образования. Кроме протестантских, в стране появились иезуитские, католические, маронитские учебные заведения, такие как Сирийский протестантский колледж, впоследствии преобразованный в Американский университет Бейрута, иезуитская школа Святого Иосифа, маронитская Мадраса аль-Хикма и другие. Обучение в них велось на английском, арабском и французском языках.

Вместе с этим создавались и внеконфессиональные учебные заведения. Первые попытки на этом направлении предпринял видный деятель арабского возрождения Бутрус (Петр) аль-Бустани (1819-1883). Родившийся в семье маронитов, он впоследствии принял протестантизм. Бутрус аль-Бустани считал, что школа, в которой учились бы дети разных вероисповеданий, – лучший способ предотвратить межконфессиональное разделение. В 1863 году он открыл в Бейруте первую арабскую национальную школу “Аль-Мадраса аль-ватания” (“Отечественное училище”) для мальчиков. С другой стороны, Хусейн аль-Джиср (1845-1909), выпускник аль-Азхара, основал в 1879 году в своем родном городе Триполи еще одну школу с тем же названием, но с более религиозной направленностью.

Источник: SABIS

Такая активность, характеризующаяся конкуренцией между различными религиозными общинами, превратили Бейрут в важнейший центр современного образования во всем регионе. Одновременно она побудили Османскую империю, вернувшую себе контроль над этими территориями, и мусульман-суннитов создавать свои учебные заведения современного образца. В 1866 году в Бейруте была открыта средняя школа, аналогичная той, что открылась в Стамбуле в 1847 году, для обучения наукам и искусствам, а в 1877 году – военная школа. Однако учебные заведения, создаваемые приходящей в упадок империей, не могли конкурировать с миссионерскими школами. Поэтому местные мусульмане, не питавшее больших надежд в отношении Высокой Порты, продолжали развивать образование своими силами. Открытая ими в 1880-х годах Медресе Султани была мусульманским учебным заведением, предоставлявшим современное образование самого высокого уровня.

Несмотря на эти усилия, к концу XIX века около 90% девочек и мальчиков региона учились в иностранных школах.

Можно утверждать, что модернизация образования в Ливане в XIX веке, сформированная внешним влиянием, а не внутренней динамикой региона, происходила в ущерб социальной гармонии и культурному единству, существовавшим среди местного населения на протяжении веков. Каждая миссионерская группа в открытых ею школах стремилась распространять свое учение, хотя иногда и включала в программу элементы местной культуры. Более того, такие образовательные механизмы были призваны разжигать враждебность среди местного населения.

Эти тенденции продолжились во времена Французского мандата после Первой мировой войны. Новые власти проводили образовательную политику, соответствующую своим целям, в частности, открывая франкоязычные школы, в которых особое внимание уделялось христианской культуре, а следы исламско-арабского наследия из образовательных программ искоренялись. Поэтому мусульманское население, как правило, не отправляло своих детей в эти учебные заведения, а создавало свои собственные.

После обретения независимости власти стремились поддерживать образовательную деятельность в рамках национальной политики, которая учитывала ценности всех групп населения, проживающих в Ливане. С этой целью были открыты многочисленные государственные школы.

Источник: rhhs.edu.lb

В настоящее время продолжительность обучения в Ливане составляет шесть лет в начальной школе, три года в средней и три года старшей школе. В связи с пестрой религиозно-конфессиональной структурой страны и политической нестабильностью, учащихся в частных школах, занимающих значительное место в системе образования Ливана, всегда было больше, чем в государственных. Так, в 2006-2007 учебном году 64% от общего числа учащихся довузовских учреждений посещали частные школы.

Эпоха национальных университетов в стране началась с основания Ливанского университета в 1953 году. За ним последовал Бейрутский арабский университет, созданный при поддержке Египта в 1960 году. Бурные внутренние и внешние события, особенно гражданская война, повлияли на качество образования как в университетах, так и в других учебных заведениях. Однако период относительной стабильности, наступивший после подписания Таифского соглашения в 1989 году, положительно сказался на высшем образовании.

По данным на 2007 год, в Ливане насчитывалось двадцать восемь университетов, двенадцать независимых факультетов, институтов и колледжей различных направлений. Единственным государственным вузом страны является Ливанский университет, крупнейший в стране. Другие крупные высшие учебные заведения включают Бейрутский арабский университет, Университет Святого Иосифа, Американский университет Бейрута, Университет Нотр-Дам-Луэз, Университет Аль-Имама Аль-Узайи, Университет Святого Духа Каслик, Исламский университет Ливана и Университет Баламанда.

В государственных школах и некоторых частных учреждениях, созданных и финансируемых религиозными организациями, обучение является бесплатным. Язык обучения в государственных довузовских школах – арабский. В частных школах и университетах, помимо арабского, преподаются французский и английский языки.

Источник: © UNICEF Lebanon

 

0 комментариев
Архив