|
Саудовская Аравия вступила в эпоху перемен
|
В октябре 2017 года наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад бин Салман (род. 1985 г.) заявил, что возвращение «умеренного ислама» является ключом к его планам модернизации королевства Персидского залива.
Что стоит за формулировкой «возвращение умеренного ислама» для государства, предтечи которого возникли еще в середине XVIII века? Тогда в 1744 г. в центре Аравийского полуострова правитель городка Ад-Диръия Мухаммад ибн Сауд (1710-1765) и харизматичный проповедник Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1792) загорелись идеей создания единого арабского государства, независимого от Великой империи Османов как политически, так и идеологически. В
результате, в Королевстве Саудовская Аравия, государстве, о создании которого официально было объявлено 23 сентября 1932 года, до сих пор правит династия, берущая начало от упомянутого Мухаммада ибн Сауда. А что касается Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба – то это тот самый человек, отчество которого легло в основу религиозного течения в исламе, известного как ваххабизм и которое, говоря обывательским языком, до сих пор является официальной в Саудовской Аравии идеологией и формой функционирования ислама.
Обывательским, поскольку в самой Саудовской Аравии такое понятие не используется. Те, кого непосвященные называют ангажированным термином ваххабиты, сами себя называют саляфитами, т.е. приверженцами ислама, который исповедовали благочестивые предки. И что же: Мухаммад ибн Салман решил избавиться от идеологии, благодаря которой аравийские бедуины в свое время смогли создать свои государства, а последнее до сих про процветает и является одним из сильнейших на Ближнем Востоке? Мне кажется, это чересчур смелое утверждение.
Здесь самое место дать побольше информации о ваххабизме, о саляфизме, их истории, причинах возникновения, основных идеях, особенностях, нюансах, эволюции и прочих деталях, но… Дело в том, что на эту тему написано огромное количество трактатов, книг, статей, причем, как внутрирелигиозных (т.е. написанных мусульманскими учеными), так и исламоведческих, являющихся плодом труда академических ученых.
Таким образом, ваххабизм и саляфизм давно уже являются предметом горячих дискуссий в среде мусульманских ученых. Не менее активно данные религиозные течения исследуются и научным сообществом исламоведов, историков-востоковедов, политологов, социологов и пр. Поэтому я не буду погружаться в эту тему.
Для нас важно другое: когда после выступления наследного принца (НП) Мухаммада бин Салмана и его слов о возвращении «умеренного ислама» стали распространяться слухи о том, что претендент на саудовский трон решил отказаться от ваххабизма, то нужно понимать, что это не совсем так, а скорее – вообще не так.
Правильнее было бы говорить о том, что НП Мухаммад ибн Салман настроен на модернизацию страны, которая невозможна без избавления от, говоря его словами, «деструктивных» элементов, имеющих место быть в системе государственной идеологии, т.е. в саудовской версии ислама.
По мнению НП Ибн Салмана Саудовская Аравия «не была такой до 1979 года», когда в Иране произошла Исламская революция, а боевики-махдисты заняли Большую мечеть Мекки, после чего произошел штурм, случилось кровопролитие и погибло много хаджиев, захваченных махдистами в заложники.
Как видим, Мухаммад ибн Салман не собирается избавляться от государственной исламской идеологии, которая была заложена в саму основу Саудовской Аравии. На мой взгляд, его не устраивают некоторые перегибы, из-за которых насилие стало восприниматься как норма, санкционированная религиозными авторитетами.
Почему он решил внести поправки, другой вопрос, и его мы рассмотрим в дальнейших публикациях на эту тему. Сейчас нужно уяснить, что то, что собирается делать НП Ибн Салман в области идеологии требует серьезного исследования, глубокой аналитики с фактами на руках и цитатами из первых уст. А то, что мы слышим и читаем в медиа-пространстве, все эти кричащие заголовки «Наследный принц решил отказаться от ваххабизма!», «Саудовская Аравия отрекается от ваххабизма!», – всего лишь журналистские уловки, предпринимаемые с целью ошарашить читателя, привлечь его внимание и заработать больше просмотров.
Неужели кто-то думает, что Ибн Салман настолько неразумен, что в одночасье откажется от идеологии, лежащей в основе государства? Вот так возьмет и выбросит ее на свалку истории, объявив ошибкой и заблуждением, как это сделали в странах бывшего социалистического блока с их марксизмом-ленинизмом? Нельзя ставить на одну доску проходимцев, стоявших у власти в так называемых социалистических странах, и представителя древней правящей династии, который помнит поименно и чтит многие поколения своих предков, воспитан на ценностях, совершенно отличных от тех, которыми руководствовались слабоумные маразматики, развалившие одним росчерком пера целый мир и погубившие сотни миллионов жизней.
В любом случае, за Ибн Салманом стоит его отец – умудренный опытом правления государством король Салман ибн Абдул-Азиз (род. 1935). Не думаю, что отец предоставил своему сыну абсолютную свободу действий. На Востоке так не принято. Уверен, что король знает, как бьется сердце его сына и о чем его мечты.
Король, конечно же, помнит, к чему приводили неразумные действия его братьев – предшественников на троне: случались и государственные перевороты, и насильственные смерти членов правящей династии. Было много всего. Неужели король Саудовской Аравии не понимает, что неосторожные движения его сына в невероятно чуткой и болезненной сфере религиозных убеждения могут привести к горьким последствиям?
Поэтому нельзя говорить об «отказе от ваххабизма», ибо это неверно с любой точки зрения. На мой взгляд, можно с осторожностью говорить о реформе саляфизма, которую задумал и начал осуществлять НП Мухаммад. Повторюсь: нужно изучать происходящее в КСА, следить за официальными выступлениями наследного принца, за принимаемыми им решениями и действиями, нужно представлять, чего он хочет и к чему стремится, насколько он последователен и решителен, какие силы за ним стоят и существуют ли они вообще. Тогда и будет видно, отказывается он от «ваххабизма» или речь идет о чем-то ином.
В любом случае, очевидно, что Саудовская Аравия вступила в эпоху больших перемен, и она уже не будет прежней.
Часть 2: Что будет с ваххабизмом?
Саудовская Аравия никогда уже не будет прежней. Конечно же, в короткой интернет-публикации невозможно отразить и тысячной доли многоплановых и разнонаправленных внутренних процессов, которые происходили в Саудовской Аравии на протяжении последних десятилетий. Поэтому говорить о серьезном анализе ситуации не приходится.
Перед нами стоит более простой вопрос: что станет с государственной идеологией королевства, с так называемым ваххабизмом, если наследному принцу Мухаммад бин Салману (МБС) удастся завершить начатое или, хотя бы, серьезно продвинуться на пути реформ?
Сперва нужно понять, кто вдохновил МБС к таким решительным шагам по переустройству жизни в КСА. Ответ однозначный – его отец, действующий правитель страны король Салман ибн Абдул-Азиз. Именно этому весьма пожилому человеку принадлежит идея стратегического рывка в будущее под названием Vizion 2030 (Видение 2030).
Прозорливости короля, родившемуся в далекой первой половине прошлого века, следует отдать должное: с высоты прожитых лет он как нельзя лучше представляет какой должна стать Саудовская Аравия, чтобы выглядеть достойно, как минимум в первом веке нового тысячелетия.
Идея Видения 2030 пришла к королю Салману ибн Абдул-Азизу не только как способ обеспечения благополучного будущего для королевства, но и как повод для преодоления массы самых серьезных, системных социально-экономических и идеологических проблем, с которыми КСА – ее правящей династии и ее подданным – пришлось столкнуться в течение прошедших десятков лет. Одна из них – взрывоподобный экспорт ваххабитской доктрины за границы Саудовской Аравии, начавшийся в последнее двадцатилетие прошлого века.
Если учесть, что Салман ибн Абдул-Азиз взошел на престол только в 2015 году, то он имел много лет, чтобы наблюдать за происходящим в этой сфере. А происходило следующее: Саудовская Аравия стала единственным крупнейшим источником финансирования фанатичных интерпретаций ислама и распространения своей идеологии в разные уголки мусульманского мира: Пакистан, Афганистан, Босния, Малайзия, Индонезия, Индия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, и даже Россия.
По признанию адъюнкт-профессора политологии Университета Сан-Диего (США) Вали Насра, не было другого государства, которое тратило бы столько денег на «обеспечение консерватизма и фанатизма среди мусульман». Конечно, саудовцы не просто так решили финансировать сеть религиозных медресе по всему мусульманскому миру, в которых в головы учащихся вкладывались радикальные и террористические идеи. Во-первых, на дворе шла Холодная война, а во-вторых, американцам удалось втянуть Советский Союз в безнадежную афганскую авантюру, которая, во многом, стала причиной краха самой прогнившей сверхдержавы.
Соответственно, нужно было поднимать мусульман на джихад и за этим тоже стояли США. И самым подходящим для Вашингтона партнером в создании джихадистского цунами, конечно же, была Саудовская Аравия. Почему? Потому что именно Соединенные Штаты курировали создание Саудовской Аравии, то есть налицо теснейшие исторические связи. Кроме этого, как говорит Наср: «Американские нефтяные компании обеспечили возвышение семьи Сауд, обеспечили господство семьи Сауд над Саудовской Аравией».
С этой целью и создавалась сеть финансируемых из КСА медресе для борьбы против Советского Союза в Афганистане и, попутно, в Пакистане. Таким образом, США ответственны за актуализацию и экспансию ваххабизма, который использовался как способ создания эффективной партизанской армии с очень четкой антикоммунистической идеологией.
Но откуда было набрать столько учителей-ваххабитов? Конечно, в Саудовской Аравии, а где еще? Форма интерпретации ислама, которая исторически присутствовала в Саудовской Аравии была самой подходящей для того, чтобы легко переориентировать ее на соответствующие цели, выгодные для США. Ваххабизм крайне суров, буквалистичен, аскетичен, не признает полутеней, деля мир только на черное и белое. Это крайняя форма религиозной ортодоксальности, которая только существует в мусульманским мире. Не зря же последователей Ибн Абд аль-Ваххаба называли пуританами ислама. Между прочим, внешний мусульманский мир, особенно никто за пределами Аравийского полуострова, никогда не разделял такой примитивной интерпретации ислама. Однако это никак не помешало создать в КСА условия для взрывного качественного и количественного усиления ваххабитского дискурса. Ибо на то был заказ. Да, именно по «заказу» из-за океана была подготовлена и началась экспансия ваххабизма, логично переросшего в т.н. «исламский терроризм», с которым те же США (заказчики), в определенный момент решили бороться и обрушились на Ближний Восток.
Перед нами идеальный пример многоходовой комбинации, гениально спланированной и рассчитанной на годы вперед. Это легко сделать, когда имеешь дело с фанатичными, ограниченными и банально глупыми людьми: нужно только воодушевить их священной целью, и они станут послушной игрушкой в руках манипуляторов и своими руками будут таскать для них каштаны. И продолжают таскать.
Думаю, будущий король Салман ибн Абдул-Азиз прекрасно осознавал, какую негативную роль сыграл саудовский ваххабитский истеблишмент не только в развитии самой страны, но и в создании ее негативного образа, как перед остальными мусульманами, так и перед всем миром вообще. А после событий 11 сентября 2001 года уже никто не сомневался, что Саудовская Аравия – это угроза для всей планеты, для всего прогрессивного человечества.
В свете сказанного выше, интересны слова наследного принца Мухаммада ибн Салмана: «мы распространяли его [ваххабизм] по всему миру, потому что этого хотела Америка». Как такое возможно? Наследный принц еще не появился на свет, когда экспансия ваххабизма была запущена, и он был неразумным ребенком, когда она осуществлялась во всю мощь. Он не мог знать об этом, и не узнал бы, если бы его не просветил его венценосный отец.
А это означает, что король Саудовской Аравии не является сторонником засилья ваххабизма. Поэтому не нужно удивляться тому что в Саудовской Аравии началось тотальное наступление на т.н. «ваххабизм»: на его влиятельных проводников в массы, на его инфраструктуру, медиа, финансовые источники и прочее.
С таким балластом королевство Саудовская Аравия попросту не способно занять достойное место в грядущем мире. Здесь нужно выбирать: либо продолжать тешить самолюбие и фанатизм клерикалов, намертво застрявших в ментальном гетто, либо попросить их подвинуться, ибо времена изменились и обществу нужно развиваться, чтобы не обнаружить себя на задворках цивилизации.
Думаю, именно эта идея заключается в словах наследного принца Мухаммада ибн Салмана о его намерении вернуть «умеренный ислам». Не думаю, что произойдет отказ от ваххабизма и его списание. Возможно, ваххабизм тоже может быть разным: как непримиримо-фанатичным, так и умеренно-либеральным.
Все зависит от того, какие шейхи создают повестку дня. А точнее – от того, каким шейхам будет позволено этим заниматься. Первые шаги уже сделаны. Например, финансирование деятельности по поддержанию ваххабизма отныне будет осуществляться теперь не правительством из бюджета, а саудовскими фондами, т.е. на частные деньги. А частные денежки любят счет и не будут растрачиваться на поддержание имиджа самовлюбленных святош.