Саудовская Аравия слезает с нефтяной иглы
|
Падение цен на нефть стало одним из основных маркеров экономического кризиса, который во все голоса пророчат экономисты из разных политических «лагерей». Призывы в адрес нефтедобывающих стран «слезть с нефтяной иглы» слышны уже давно. Похоже, что в Саудовской Аравии задумались об изменении экономической модели еще до нынешнего кризиса. Ведь всем было понятно, что время больших цен на нефть не может длиться вечно.
Королевство, согласно новой концепции экономического развития «Видение -2030», поставило своей задачей диверсифицировать экономику, для того чтобы она критически не зависела от изменений цен на нефть. Пока продажа нефти дает 73% доходов в саудовский бюджет, но «Видение 2030» предусматривает переход к иной модели экономики.
Упор предполагается сделать на развитие частного сектора и, прежде всего, на малый и средний бизнес, который должен будет обеспечить рост рабочих мест и переток занятых из государственного сектора, где на данный момент «кормится» 2/3 работающих граждан, в частный. Планом также предусмотрено развитие сектора высоких технологий, горнодобывающей промышленности, военно-промышленного комплекса, туристической отрасли и соответствующей инфраструктуры.
Особый упор будет сделан на получение электроэнергии из возобновляемых источников – ветра и солнца. При этом саудовские энергокомпании действуют не только на внутреннем рынке, но и активно наращивают свою внешнеэкономическую деятельность. Так, в начале марта этого года саудовская энергетическая компания ACWA Power подписала с министерством энергетики Узбекистана целый ряд соглашений о производстве электроэнергии из возобновляемых источников. Стоимость проекта составляет около 2,5 миллиардов долларов. Всего же компания ведет 56 подобных технических проектов в 11 странах мира.
Для привлечения туристов и иностранных инвесторов страна оперативно изменила свое законодательство, вплоть до предоставления женщинам права водить автомашину. Конечно, определенной части общества в королевстве не нравится вектор на модернизацию, ради которой приходится жертвовать частью консервативных моральных установок, глубоко укоренившихся в обществе. Однако, молодой наследный принц Мухаммад бин Салман, подобно Петру I, который в свое время в реформаторском порыве отрезал боярам бороды, настроен решительно.
В общем, «ставка больше чем жизнь». На кону – будущее страны и правящей династии: если они «не впишутся в рынок», то их ожидает уход в небытие. И именно жажда выжить подталкивает саудовское общество и элиту к принятию нетривиальных решений, которые в случае успеха призваны гарантировать Саудовской Аравии «место под солнцем». А если нет – то в аравийских песках полно артефактов, оставшихся от прежних цивилизаций, которые исчезли бесследно.