Саудовская Аравия переживает болезненную социальную трансформацию

Саудовская Аравия переживает болезненную социальную трансформацию

6 лет назад 1789 vesti.ru

Cтремительные социально-экономические изменения в глубоко консервативном обществе неизбежно вызывают сопротивление и недовольство у значительной части населения. 

Однако инициатор реформ - наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман (МБС), репутация которого в мире сильно пошатнулась из-за участия его правительства в жестоком убийстве журналиста Джамала Хашогги, по-прежнему очень популярен у себя на родине. 

Тем не менее многие саудиты все громче высказывают свое недовольство нововведениями. Так, например, они возмущены тем, что их дочери из-за экономической необходимости должны теперь выполнять физическую работу, которая подвергает их неконтролируемому взаимодействию с мужчинами. 

"Все знают наш менталитет, - говорит один из недовольных саудитов. - То, что делает правительство, неприемлемо для традиционного саудовского мышления". 



Глубоко противоречивый процесс социально-экономических преобразований не только расширяет права и возможности женщин, но и открывает новые горизонты для молодых саудитов в плане трудоустройства. 

Исчезли миллионы иностранных рабочих, которые еще недавно доминировали во всех секторах национальной экономики. Их заменяют менее опытные, но полные энтузиазма саудовские граждане всех полов, которые больше не получают щедрые правительственные пособия. 

Только в 2017 и 2018 гг., по данным государственной статистической службы, более 1,1 млн иностранных рабочих навсегда покинули Саудовскую Аравию.

По мнению многих саудитов, МБС нарушил старый негласный общественный договор: государство предоставляет рабочие места и щедрые субсидии в обмен на безоговорочную лояльность.

Новый (также негласный) контракт освобождает саудитов от удушающего религиозного контроля, но в ответ они должны самостоятельно зарабатывать себе на жизнь и материально не зависеть от государства. Так, например, отмена щедрых государственных субсидий привела к почти удвоению цен на бензин и увеличению в три раза стоимости электричества для населения.



Эти изменения отчасти обусловлены тем, что МБС и его главные советники признали долгосрочные структурные изменения на мировом нефтяном рынке. Появление сланцевой нефти и других технологических разработок, полагают они, сохранят низкими нефтяные цены в обозримом будущем. 

Это означает, что доходы Саудовская Аравия будут на сотни миллиардов долларов меньше, чем прогнозировалось раньше.



Их ответом на надвигающийся финансовый дефицит стал амбициозный план Vision 2030. 

"Страна должна намного меньше зависеть от нефти и иметь более диверсифицированную экономику, - заявил недавно один из ведущих правительственных министров. - Она должна использовать накопленное богатство, чтобы стать глобальным инвестором, а не быть лишь производителем нефти". 



Основным инвестиционным инструментом Саудовской Аравии является суверенный фонд благосостояния Public Investment Fund, который находится под прямым контролем наследного принца. 

Большая часть его активов размещена за рубежом, но он также начал вкладывать деньги и в отечественную экономику, в том числе в такие сектора, как здравоохранение, промышленное производство, сфера развлечений и переработка отходов. 

МБС не скрывает, что хотел бы превратить Саудовскую Аравию в мусульманский экономический центр вроде Индонезии и даже Малайзии, отмечает Foreign Policy. 

Между тем, более высокие налоги и новые сборы, которые нацелены на укрепление государственных финансов, стали мощным ударом по частному бизнесу. 

Правительство также ввело квоты на иностранных рабочих, чтобы снизить безработицу среди саудовской молодежи и сократить денежные переводы гастарбайтеров за границу, которые достигают $36 млрд в год, один из самых высоких показателей в мире.

 Тем временем, пытаясь справиться с социальными трудностями, вызванными стремительными изменениями, саудовское государство стало более авторитарным и начало сужать и без того ограниченное политическое пространство. 

Эр-Рияд пытается сохранить контроль над разрозненными сегментами общества. В последнее время были задержаны видные общественные деятели, от крайне правых религиозных шейхов до либеральных левых активистов. 

Попытка найти непростой баланс хорошо проявилась в недавнем решении правительства запретить скандальную телевизионную программу, в которой освещались такие запретные темы, как эмансипация женщин и гендерная идентичность. 

Одним из гостей программы стал трансгендерный саудит, который в деталях рассказал о своей жизни. Программа вызвала организованную консервативными гражданами вирусную кампанию в социальных сетях. С осуждением трансгендерного гостя выступила вся его семья, которая к тому же публично от него отказалась. 


0 комментариев
Архив