CentralAsia (KZ) - Турция инициировала онлайн-совещание министров иностранных дел Организации тюркских государств (ОТГ), посвященное событиям в Казахстане. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу после беседы с казахстанским коллегой Мухтаром Тлеуберди сообщил, что мероприятие состоится 11 января. Он также заявил, что Анкара готова предоставить Нур-Султану любую необходимую помощь. В Турции обеспокоены тем, что Россия выбила из цепи «тюркского мира» главное звено – Казахстан.
Ситуация во всех регионах Казахстана, где 2–7 января произошли беспорядки, стабилизирована, говорится в распространенном в воскресенье заявлении и.о. министра внутренних дел республики Ерлана Тургумбаева. По его словам, сейчас продолжается операция по восстановлению законности и правопорядка. Все ранее захваченные здания местных администраций освобождены, в некоторых уже начались ремонтные работы. Ущерб, нанесенный мародерами, превысил 87 млрд тенге (около 200 млн долл.). Тургумбаев рассказал, что в ходе беспорядков было разграблено более 100 крупных объектов торговли и банков, повреждено и уничтожено более 400 автотранспортных средств, включая 346 полицейских машин.
События в Казахстане оказались в фокусе внимания Анкары – лидера «тюркского мира». Министр обороны Турции Хулуси Акар сказал по этому поводу: «Мы верим в то, что наши братья преодолеют все трудности своими средствами и способностями. Мы заявляем, что готовы оказать всяческую помощь и поддержку нашим братьям-казахам».
Хулуси Акар напомнил об успехах Турции в борьбе с террористическими организациями в регионе. По его словам, в Сирии с 2015 года Вооруженные силы Турции ликвидировали 33 275 террористов, а благодаря усилиям турецкой армии в Сирии по доброй воле в эту страну вернулось около миллиона беженцев, 470 тыс. из которых разместились в Идлибской зоне деэскалации. При этом генерал отметил, что «Воздушно-космические силы РФ периодически наносят удары по северо-западу Сирии, что создает непоправимый ущерб и ухудшает условия жизни населения Идлиба». Министр пояснил, что недавно российские военные разбомбили систему водоснабжения, это серьезно осложнило жизнь людей. Тем самым Хулуси Акар сигнализировал Казахстану, что от Турции будет больше проку, чем от России. Вероятно, для усиления эффекта он напомнил о той роли, которую сыграла Турция в карабахской войне. «Наша цель на Южном Кавказе – долгосрочный мир и стабильность. Президенты Турции и Азербайджана протянули руку мира Армении. Надеемся, что в Ереване в должной мере оценят данный жест. Это вопрос, касающийся не только Азербайджана или Армении, а региона в целом. Южный Кавказ должен превратиться в остров стабильности», – сказал министр.
Заявления Хулуси Акара объяснимы, особенно с учетом того, что некоторые турецкие эксперты утверждают: ввод войск ОДКБ в Казахстан ознаменовал крах идеи строительства «тюркского мира» – огромные материальные, организационные, идеологические ресурсы, на протяжении долгих лет вкладываемые Турцией в Казахстан, ушли чуть ли не впустую. Турецкий официоз откровенно сокрушается по поводу «потери суверенитета Казахстана» и призывает свою власть действовать в этом направлении решительнее.
Ситуация сложилась таким образом, что в рядах «тюркского мира» после того, как фактически откололся Казахстан и участвующая в миротворческой операции ОДКБ Киргизия, на деле остаются лишь сама Турция и никак не комментирующий до сих пор события Азербайджан. Туркменистан всегда занимает особую позицию и, как нейтральная страна, ни в каких альянсах не участвует. Представить, что Турция и дальше будет укреплять свои позиции в Центральной Азии, очень трудно.
Впрочем, как полагает старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин, поле для маневра у Турции было ограниченным. «В острую фазу кризиса в Казахстане Турция предпринять ничего не могла. Не отправлять же свой спецназ. Это вызвало бы еще большее недоумение не только у Казахстана, но и у России и Китая. В уставе ОТГ нет такого пункта, как отправка своих войск в случае кризисной ситуации в одной из стран ОТГ. Единственный, кто мог это сделать, – Узбекистан, который подписал с Казахстаном соответствующий пакет соглашений. Поэтому Турции предпринимать сейчас какие-то серьезные шаги нет смысла», – сказал «НГ» Притчин.
«Идея создания Великого Турана никуда не денется. Вопрос в том, с какой эффективностью она будет воплощаться. Дело в том, что для Казахстана, равно как и для всех центральноазиатских республик, сама идея «тюркского мира» не вполне приемлема. Быть тюрком не значит быть в «тюркском мире». Это как сербы и русские никогда не будут в одном государстве, как бы близки ни были друг другу», – сказал «НГ» директор Агентства этнонациональных стратегий Александр Кобринский. По его мнению, проблема Казахстана, как и многих других постсоветских республик, в том, что он выстраивал свою государственность и идеологические императивы в противопоставлении советскому прошлому и в противовес русской истории. А так как налицо искусственное сопряжение ряда исторических моментов и вольная их трактовка, то в казахстанскую среду стал проникать чуждый ислам салафитского толка, который в числе прочего стал движущей силой последних процессов.
По мнению Кобринского, Турция выжидала подходящий момент, чтобы не вмешиваться в вооруженную фазу конфликта и прийти на помощь, когда дело дойдет до хозяйственных вопросов. Как полагает эксперт, сегодня необходимо понять, какие именно уроки из случившегося стоит вынести и казахам, и русским. «С учетом негативных примеров, связанных с Грузией, Украиной, Молдавией, Москве надо попытаться не повторить допущенных ошибок, – сказал Кобринский. – С другой стороны, проблема может быть в том, что в Центральной Азии Россия далеко не так активна, как могла бы. Сегодня идеологи акцентируют внимание на общей победе в Великой Отечественной войне, а молодое поколение не ощущает в высокой степени важность этого события. Нужна новая объединительная идея. Но идеологических пустот не бывает. Эту нишу заняла турецкая идея неоосманской империи, притом что Средняя Азия в Османскую империю не входила». Эксперт считает, что если Москва сейчас не упустит Казахстан, то начнется новый этап присутствия РФ в регионе.
Между тем пресс-секретарь президента Казахстана Берик Уали высказал предположение, что миротворцы ОДКБ пробудут в стране неделю. Пока контингент только завершил развертывание, его командующий генерал-полковник Андрей Сердюков обещал, что миротворцы останутся до полной стабилизации обстановки.
Анкара и уходящий поезд Казахстана
Аннотация
11 января должна состояться экстренная встреча глав внешнеполитических ведомств стран Союза тюркских государств (СТГ). Однако уже приняты решения, к которым СТГ не имеет никакого отношения.
Турция
Иван Шилов © ИА REGNUM
В Турции сохраняется повышенное внимание к событиям в Казахстане, о чём свидетельствует развернутая в турецкой прессе широкая политическая дискуссия. Она касается некоторых важных моментов, связанных с интерпретацией происходящего.
Первое: «потрясения» в Казахстане застали Анкару врасплох, как и быстрый ввод миротворческого контингента ОДКБ в эту страну. Но в целом, как свидетельствуют утечки информации, допущенные со стороны турецкой разведки, Анкара всё же ожидала возникновения «нештатной ситуации» в Средней Азии. Как заявил экс-глава военной разведки Турции Исмаил Пекин, «события в Казахстане неспроста проходят в преддверии саммита Россия — НАТО», и цель игроков заключалась в инициировании событий, «как было и на Украине». Для этого, по словам Пекина, к «Казахстану подтягивались силы ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ». Второе: в последнее время Анкара явно переигрывала Москву на казахстанском направлении, активно реализуя туркоцентричную интеграцию. Но у нее не хватало ресурсов, да и времени для реализации своих амбициозных проектов в регионе. Тем не менее, как свидетельствует турецкое издание Cumhuriyet, определенные силы в Анкаре полагали, что «из Казахстана выйдет Украина», и тогда они могут выступить в роли мирных посредников между двумя «центрами» — Нур-Султаном и Алма-Атой по линии Организации тюркских государств (ОТГ).
Коллективные миротворческие силы Организации Договора о коллективной безопасности
Odkb-csto.org
В рамках этой дискуссии выступил бывший премьер-министр Ахмет Давутоглу, который заявил, что требовалось проявить нужную активность со стороны ОТГ, чтобы не допустить ввода войск ОДКБ, а самому Казахстану не следовало обращаться к ОДКБ. Но, как подчеркивает Cumhuriyet, «у дуэта США — Великобритания попросту нет сил для поддержания хаоса в этом регионе, чтобы консолидировать украинский фронт». Помимо того, турецкая разведка располагала данными о деятельности казахстанской оппозиции на территории Украины, где они «создали штаб, способствовали проникновению политических исламистских группировок в страну с юга, активизировали некоторые структуры, работающие на средства Запада для организации «оранжевого переворота» в Казахстане». В такой ситуации Анкара заняла осторожную, точнее, выжидательную позицию, ограничиваясь максимально нейтральными политическими формулировками. Там понимают, что в Казахстане происходит что-то очень важное, и Турция в случае непродуманных действий может вообще выпасть из среднеазиатского ансамбля, тогда как Россия в Закавказье поддержала турецкий проект, платформу «3+3», без участия США и Европейского союза.
Вывод следующий: президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган видит региональную геополитическую картину шире, нежели Запад, и не идет на прямолинейные действия. А также, похоже, отказывается от предлагаемой Западом закулисной дипломатии на среднеазиатском направлении. Тем более что, по оценке экспертов, «сигналы, исходящие из разных геополитических центров, еще не выявили реальных заинтересованных сторон». В то же время оперативный характер запуска механизма ОДКБ свидетельствует о том, что «ситуация в Казахстане или ее взрыв, независимо от мотивов, грозит гораздо более серьезными последствиями всему евразийскому пространству». Поэтому складывается устойчивое ощущение того, что Москва могла знать заранее обо всём, что готовилось в последние недели и месяцы в Казахстане.
Ахмет Давутоглу
Roberto Stuckert Filho
После участия Турции в урегулировании нагорно-карабахского конфликта многим в Анкаре казалось, что такую партию удастся провести и на среднеазиатском тренде с учетом реального фактора туркоцентричной интеграции и соответствующего позиционирования Казахстана. Но ситуация изменилась после оперативного решения о вводе войск ОДКБ. Кстати, министр обороны Турции Хулуси Акар неожиданно заявил, что «Анкара готова оказать всяческую помощь и поддержку Казахстану, если он обратится с какой-либо просьбой». Понятно, что это попытка впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Ведь Эрдоган предлагал Казахстану пока только «поделиться своими «техническими знаниями и опытом». 11 января должна состояться экстренная встреча глав внешнеполитических ведомств стран Союза тюркских государств. Как заявил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, провести ранее заседание они не могли «из-за позиции Казахстана, который не мог раскрыть всю картину событий и потребовал время». Что ж, время пришло, решения приняты. И к ним СТГ не имеет никакого отношения.
Как казахский мир изменит Россию
С вводом сил ОДКБ в Казахстан на просторах рунета активизировалось обсуждение «открывающихся перспектив» и очерчивания контуров новых границ.
Впрочем, никто не задается вопросом о заселении гипотетических «новых территорий» лояльным населением? Например, 150-170 лет назад при поглощении Российской империей Среднего жуза на кочевья нашего рода кулатай-кипчак были переселены безземельные крестьяне с Малороссии. Где сегодня взять столько свободных крестьянских рук, если сама Россия нуждается в них? Настолько остро, что ведет речь о сдаче в аренду миллиона гектаров земли узбекам для выращивания сельхозпродукции. Сегодня не получится переселить часть украинских крестьян, как и привезти в степь людей из Дальнего Востока, оголив края, которые и так быстро заполняются гражданами Поднебесной.
Да, в северном Казахстане есть значительное русскоязычное население, которое преимущественно живет в городах и по большей части представляет старшее поколение со свойственными ему представлениями о спокойной старости. К тому же немало русских семей породнились с местными и воспитывают внуков-полуказахов.
Что касается русскоязычной молодежи севера, то она старается поступить в российские вузы и остаться в России. Это стало проблемой для Казахстана, который финансирует школьное образование в расчете на привлечение молодых перспективных кадров. Все эти реалии не учитывается участниками развернувшейся дискуссии, мыслящими демографическими категориями Российской империи – даже не Советского Союза.
Напомним, что одной из причин ликвидации в 1991 году СССР называют страх превращения к 2000 году советской армии в воинство из кавказцев, правоверных Поволжья и республик Центральной Азии. Еще одним предположением является создание нового союза РФ, РК и Белоруссии.
Допустим, что все граждане Казахстана поддержат его на референдуме. А с его итогами согласятся владельцы нефтегазовых и иных крупных компаний из США, Великобритании, Китая, отказавшись от своих предприятий на территории РК.
Новая геополитическая реальность непременно вызовет миграцию части граждан Казахстана в приграничные регионы РФ, где проживает по разным оценкам от 800 тысяч до 1 миллиона казахов. В Астрахани, Оренбурге, Омске казахи постепенно могут стать большинством. А кто захочет переселиться на земли соседнего союзного государства? Во-первых, безземельные казахи. Несмотря на огромные площади, в Казахстане не хватает пастбищ для всех желающих заняться традиционным животноводством. Один мой родственник решил вернуться из России на историческую родину, чтобы на месте родового аула, где жили предки 100-150 лет назад, организовать фермерское хозяйство. К удивлению для себя он и обнаружил, что свободных пастбище нет – все земли в округе давно скуплены либо взяты в долголетнюю аренду. И это в 500 км от областного центра, в тупике, где нет асфальта.
Заброшенные деревни в РФ – идеальный вариант для традиционной казахской семьи. Главное, чтобы ближайшие родственники находились рядом, а загоны были полны скота, поголовье которого росло с каждым годом. До революции 1917 года 90% казахского населения проживало в семейных аулах. Каждый казахский аул представлял собой фамильное животноводческое предприятие со своими кыстау (зимовкой) и жайлау (летовкой). С соседними аулами братьев до седьмого колена эти аулы составляли Ата-аймак.
В приграничных областях России и сегодня немало казахских семейных фермерских хозяйств. Во-вторых, в РФ на ПМЖ может отправиться безработная молодежь, жители пригородных трущоб, ставших основной действующей силой прошедших в городах Казахстана митингов. В-третьих, выпускники вузов Англии, США, Германии, Франции, направленные на учебу по программе Нурсултана Назарбаева «Болашак», которые способны составить конкуренцию россиянам в таких сферах, как медиа, бизнес, политика.
Кроме того казахский мир, выйдя за пределы национальных границ, органично сольется с родственным татаро-башкирским миром, и станет частью большого турано-мусульманского интернационала. Вкратце таковой представляется судьба неубитого восточного аю (медведя), шкуру которого сегодня активно делят в интернете.
Автор: Калиль Кабдулвахитов
ИА IslamNews