Россия все сильнее влияет на Египет. Появится ли у Каира ядерная бомба?
|
Близ города Эль Дабаа, что в Египте, на средиземноморском побережье, на расстоянии в 320 км от Каира – примерно на столько же и от границы с Ливией – медленно, но верно идет строительство нового объекта – большой ядерной электростанции. Она призвана обеспечить около 10% всего спроса на электричество в этой стране уже к 2030 году, а при выходе на проектную мощность – еще больше. О политических и военных аспектах этого проекта рассказывает Эли Клотштейн, эксперт по международным отношениям Института исследований вопросов безопасности и сионистской стратегии «Мисгав».
В Египте такая станция первая, а в целом на Африканском континенте ядерных станций не строили с 80-х годов прошлого века, когда ЯЭС открылась в ЮАР времен апартеида. Цель строительства – обеспечить, наконец, всех жителей этой огромной страны (а их около 100 миллионов человек) электроэнергией. Сейчас этого нет, и Египту приходится сокращать экспорт газа в пользу внутреннего потребления, а в некоторых районах отключения света стали плановыми, производятся по расписанию – экономии ради. Такая ситуация, особенно в жаркие летние месяцы, может вызвать волнения и беспорядки, поэтому президент Ас-Сиси делает все, что в его силах, для решения данной проблемы. Помимо прочего, это – одна из причин, по которой Египет предложил международным компаниям особенно щедрые условия для поиска газа и нефти на своих территориях. Для египтян станцию строит Россия, в рамках соглашения, подписанного президентами двух стран, Путиным и Ас-Сиси, в 2017 году. Сумма сделки была очень высока, но Ас-Сиси вынужден был согласиться, потому что других желающих не нашлось.
Проект включает в себя строительство четырех реакторов, работающих на легкой воде, общей мощностью 4,8 гигаватт. Это реакторы третьего поколения, которые построены с учетом уроков, извлеченных после катастрофы на реакторе Фукусима в Японии в 2011 году. Территория, на которой ведется строительство, по оценке ученых, не подвержена сильным землетрясениям, а близость воды позволяет быстро охладить реакторы, в случае необходимости.
Помимо выработки энергии, станция может использоваться для опреснения воды, около 100 000 кубических метров в день. Этот значительный объем мог бы помочь Каиру справиться с последствиями строительства плотины на участке реки Нил в Эфиопии. Хотя конфликт между этими странами пока не привел к войне, вероятность ее из-за возможной нехватки воды в Египте сохраняется. Если новая электростанция поможет уменьшить это напряжение, это уже внесет большой вклад в сохранение безопасности Египта.
Строительство ЯЭС началось в июле 2022 года, закончится в 2028-м, запуск проекта ожидается в 2030 или 2031 году, хотя египтяне хотели бы раньше. В ноябре начался первый этап работ по строительство защитного купола первого энергоблока. Собирают его из частей, каждая весом в 60-80 тонн. Следуя урокам Фукусимы, реактор строят так, чтобы его не смогло повредить ни падение большого пассажирского самолета, ни сильное землетрясение – даже до 9 баллов по шкале Рихтера.
Участие России в проекте не ограничивается строительством. «Росатом» будет поставлять ядерное топливо на протяжении всех лет работы станции, будет готовить местных специалистов, построит специальные резервуары для хранения ядерного топлива. Возможно, потом Россия также начнет забирать отработанное топливо на свою территорию, вместо того, чтобы захоронить его в самом Египте.
Проект ведется под контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которое одобрило создание ЯЭС в августе 2010 года. Но фактическое начало работ откладывалось – то из-за свержения Хосни Мубарака, то из-за конфликта с местными бедуинскими племенами: они утверждали, что участок под строительство у них отобрали без разрешения и без какой-либо компенсации. В феврале 2012 года тысячи бедуинов напали на станцию и разграбили ее оборудование. Нанесенный ущерб был потом оценен примерно в 80 миллионов долларов.
Инфраструктура для ядерной бомбы?
Военные, которых разместили здесь, призваны оборонять стройку не только от враждебно настроенных бедуинских кланов, но и от террористов. Египет уже давно страдает от терактов, главным образом на Синае, но и в Каире тоже. Ядерный объект, несомненно, привлечет террористов, его повреждение может счесть своим успехом крупная террористическая организации. Армии поручено не допустить такого ни в коем случае.
В самом Египте тоже было много противников строительства станции. Экологи говорили, что проект навредит окружающей среде, бизнесмены предпочли бы развивать на этом побережье туристические объекты, которые приносили бы прибыль и казне тоже, а экономисты опасались, что высокая цена строительства обременит местную экономику.
Был еще один аргумент против – предположение, что власть захочет использовать инфраструктуру ядерной электростанции для работ по созданию ядерного оружия. Египет видит рост региональной напряженности, и знает, что Иран нацелен на создание бомбы. Так что, если в регионе начнется гонка ядерных вооружений, Каир тоже начнет разрабатывать подобную программу, наряду с Саудовской Аравией.
Египтяне создали собственный небольшой ядерный исследовательский центр еще в 1960-е годы, при правлении Гамаля Абдель-Насера. Россия тогда предоставила им небольшой реактор для испытаний. Насер хотел получить или уже готовое ядерное оружие, или возможности для его изготовления. За многие годы Каир подготовил сотни ученых-ядерщиков, большинство из них работали за границей. Так что знания у них есть, а новая ядерная энергетическая программа может дать Каиру возможность заодно и вооружаться.
Впрочем, эксперты настроены оптимистично. Говорят, что сейчас нет никаких указаний на то, что Египет хочет использовать ядерную электростанцию в военных целях, тем более что сам Каир возглавляет движение за ликвидацию ядерного оружия во всем Ближневосточном регионе. Из сообщений СМИ известно, что президент Хосни Мубарак отказался купить ядерные боеголовки на черном рынке у одной из бывших республик СССР.
Через короткое время после того, как контракт на строительство станции был подписан, Египет внес в ООН предложение о создании зоны, свободной от ядерного оружия, на Ближнем Востоке. Сам президент Ас-Сиси при подписании контракта подчеркнул, что строительство ядерной станции – это право его страны, в соответствии с обязательствами, которые она взяла на себя соглашениями о нераспространении ядерного оружия. И весь проект преследует только мирные цели. Всего два месяца назад Каир представил Совету управляющих МАГАТЭ призыв разместить структуры безопасности на всех ядерных объектах на Ближнем Востоке. И предложение было принято.
Более того, технические характеристики нынешних реакторов не подходят для процесса создания бомбы. Россияне предоставят реакторам готовое ядерное топливо, которое в основном представляет собой уран, обогащенный до очень низкого уровня, всего в несколько процентов, и не может быть изменено для военных целей. Плутоний, образующийся в процессе использования ядерного топлива в реакторе того типа, который будет установлен в Египте, не достигает качества, необходимого для производства оружия. Кроме того, как было сказано выше, все работы будут поднадзорны МАГАТЭ.
Только если в будущем Россия прекратит поставки Египту ядерного топлива, Каир может захотеть создания собственного завода по обогащению урана для топлива. Уран на таком заводе также будет обогащаться до низкого уровня, но само существование такого объекта позволит Египту тайно заняться дальнейшим обогащением до военного уровня. А если Египет попросит построить завод по переработке отработанного ядерного топлива с электростанции, и на самом деле его получит – то сможет на нем же производить и плутоний.
Однако все же это если и может случиться, то не в ближайшее время. Да, эта страна имеет сильную конвенциональную армию и отрабатывает операции против израильтян, которых считают потенциальным противником. Однако маловероятно, что Каир таким образом и в скором времени захочет включиться в гонку за бомбой.
Рычаг государственного давления
Россия строит эту станцию не из альтруизма. Они получат от этого дела свою выгоду. Согласно подписанному соглашению, Россия обязалась обеспечить 85% финансирования проекта – 25,5 млрд долларов. Оставшуюся сумму каким-то образом должны собрать сами египтяне – во время затяжной рецессии и после того, как согласуют с МВФ пакет мер по спасению их гибнущей экономике. Финансирование Россией осуществляется в виде кредита, выданного под 3% годовых, погасить его Египет обязуется в течение 22 лет. Если свести эти цифры, видно, что Москва намерена получить 765 миллионов долларов на одних только процентах. Неплохо.
Также россияне оговорили в соглашении, что помогать в обслуживании они будут только первые 10 лет. Но предоставят услуги по обслуживанию реакторов на протяжении всего срока их работы. Срок этот, по оценке производителя, обычно 60 лет, его можно разными способами продлевать еще на 20-40 лет. И в течение всех этих лет именно россияне будут доставлять топливо, став фактором, от которого зависит работа электростанции.
Одно из последствий – что Каир окажется в прямой зависимости от России, что будет прямо влиять на его национальную безопасность. Если Египет расстроит Кремль, в ответ может быть отказано в «услугах по обслуживанию». В России даже иностранцев порой арестовывают без веской причины, чтобы выторговать что-то из их государства, так что подобный шантаж на электростанции не удивит никого.
Закупка нового оборудования или планы дополнительного строительства будут подвергаться сильному давлению. Не устраивает предложенная нами цена? А мы вам не обязаны эксплуатировать реактор. Другим компаниям, как говорят специалисты, будет очень нелегко заменить россиян – так что, по сути, египтяне привязывают себя к Кремлю и будут вынуждены делать то, что он прикажет. То же самое и с ядерными отходами: из-за своего нежелания искать постоянное место захоронения у себя, египтяне будут зависеть от готовности русских эти отходы вывозить к себе.
Конечно, все эти рассуждения верны лишь в гипотетическом случае, что Россия выполнит все свои обязательства по соглашению. Что отнюдь не само собой разумеющееся в нынешних реалиях, когда значительная часть российских ресурсов направляется на войну, и на нужды безопасности отведена треть бюджета России на 2025 год.
У Каира уже сложилась зависимость от России и в других отраслях, помимо энергетики. Эта страна зависит от импорта пшеницы, поэтому и после российского вторжения в Украину Москва осталась основным поставщиком. Также Египет закупает у России оружие, российские туристы тоже приносят много денег.
Неудивительно поэтому, что в начале года Египет вступил в международную экономическую организацию БРИКС, которую возглавляет Россия и в которую также входят Китай, Иран и ЮАР. Египет постоянно «колеблется» между Востоком и Западом, между проамериканским блоком и Россией-Ираном-Китаем. Каир сохраняет баланс в своих связях, в том числе – и по отношению к России и США. Такая позиция позволяет ему развивать отношения с различными странами, и в то же время продолжать переговоры с оппонентами. Например, Египет недавно возобновил связи с Ираном, а также очень сблизился с Турцией – еще одной страной, кстати, которую можно тоже счесть «качающейся», несмотря на ее членство в НАТО.
В последние годы очевиден и рост влияния Китая на Египет. Влияние это, по мнению экспертов, выходит за рамки чисто экономических интересов, но призвано укрепить позиции КНР на Ближнем Востоке. Отношения между двумя странами в последнее время значительно улучшились, достигнуто даже стратегическое партнерства. Ирония в том, что огромный экономический ущерб был нанесен Египту в прошлом году йеменскими хуситами, которых действовали в Красном море в поддержку той самой оси с Ираном, Китаем и Россией. Этот конкретный кризис может еще больше подтолкнуть египтян в руки китайцев, поскольку возможность выгодной торговли для обеих стран могла бы в некоторой степени компенсировать Каиру его потери в Красном море.
В прошлом году издание The Washington Post опубликовало документ, из которого выяснилось, что Египет подготовил подробные планы производства десятков тысяч ракет, которые он хотел экспортировать в Россию, для ее войны в Украине. Однако американское давление заставило Египет отменить первоначальный план – и вместо этого начать производить артиллерийские снаряды для Украины.
Это происходит еще до завершения строительства ЯЭС в Эль Дабаа. Завершение проекта усилит фиксацию Каира на Москву настолько сильно, что в будущем не исключен и открытый выбор Египта в пользу пророссийского блока. Израилю, соседу Египта, нужно внимательно следить за этим процессом, и не проморгать тех серьезных последствий, которые могут из этого возникнуть.
Эли Клотштейн, эксперт по международным отношениям Института исследований вопросов безопасности и сионистской стратегии «Мисгав».
На фото: Путин и президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси на саммите BRICS в Казани. Фото: Grigory Sysoyev Photo host brics-russia2024.ru via AP ∇