Религия в Китае далеко не мертва. Pew Research Center опубликовал данные уникального исследования
Религия в Китае далеко не мертва. Pew Research Center опубликовал данные уникального исследования
1 год назад 1065 invictory.org

Отчет исследовательского центра Pew Research Center «Измерение религии в Китае«, подготовленный в рамках проекта Pew-Templeton Global Religious Futures, позволил сделать ряд неожиданных выводов и обнаружить «гораздо большую глубину религиозных убеждений в номинально атеистической стране, чем можно было ожидать».

Некитайские исследователи не имеют возможности проводить опросы в Китае, Pew Research Center проанализировал данные, полученные от академических групп в Китае, а также предоставленные государственными религиозными объединениями и правительственными ведомствами, сообщает Христианский Мегапортал inVictory со ссылкой на Сhristian Today.

Pew Research Center рассмотрел широкий спектр вопросов, собранных этими источниками и представил данные, касающиеся не только религиозных проявлений, привычных для западных представлений о религии, но и таких духовных проявлений, как посещение могил и вера в фэншуй.

Несмотря на отношения правительства коммунистической страны к религиозными верованиями и официальную пропаганду атеистического мировоззрения, многие взрослые китайцы продолжают придерживаться духовных практик, хотя только каждый десятый официально причисляет себя к какой-либо религии. Однако в отчете также показано, что разрыв между теми, кто придерживается духовных убеждений, а это почти треть населения, и теми, кто признает себя религиозным, часто обусловлен различиями в терминологии, используемой в китайской культуре.

Хотя в ходе Всеобщего социального исследования Китая (CGSS) 2018 года лишь меньшинство опрошенных взрослых идентифицировали себя с какой-либо религиозной группой, формулировка вопроса звучала так, как будто их просили заявить о формальной идентификации с какой-либо религией или системой ценностей. И только когда определение религии было расширено за счет вопросов о духовности, обычаях и суевериях, выяснилась истинная широта духовных убеждений в Китае.

Как пример разрыва между практикой и идентификацией в отчете приводится тот факт, что хотя только 4% взрослых китайцев официально относят себя к буддистам, более четверти взрослых, опрошенных в ходе исследования China Family Panel Studies (CFPS), хотя бы несколько раз в год возжигают благовония, что обычно связано с обращением к Будде или другим божествам с просьбой о каком-либо божественном вмешательстве.

Эти уникальные проблемы затрудняют проведение Pew Research Center точной оценки масштабов христианской веры в Китае. Согласно данным, полученным из CGSS в 2010 году, около 2% взрослого населения (или 23,2 млн человек) идентифицировали себя как христиане. Однако если расширить эти данные и учесть тех, кто готов исповедовать свою веру в Иисуса Христа, то, по данным опроса CFPS 2018 года, христианами можно считать около 81 млн. взрослых, или 7-8% населения страны. Как ни странно, особенно на западный взгляд, многие из тех же людей, исповедующих веру в Иисуса, также разделяют веру в одно или несколько нехристианских божеств, таких как Будда, даосские божества или Аллаха.

Дополнительную сложность представляет зачастую антагонистическое отношение китайского правительства к религиозным верованиям, особенно к тем, которые, по его мнению, создают угрозу расширения влияния Запада. Правящая Коммунистическая партия Китая (КПК), особенно при нынешнем президенте Си Цзиньпине, проводит политику «китаизации религий», особенно сильно затрагивая нетрадиционные религии, пресекая несанкционированные протестантские собрания и подпольные католические церкви. Это означает, что многие верующие могут не захотеть раскрывать свои убеждения перед лицом неодобрения со стороны правительства и возможных преследований.

Несмотря на трудности точного измерения религиозной и духовной активности в Китае, данный отчет Pew Research Center показывает, что, несмотря на все усилия китайского правительства, китайский народ продолжает искать более глубокий смысл жизни, чем тот, который дает политика. В отчете также показано, что христианство сохраняет свое место в сердцах и умах многих людей, несмотря на постоянные проблемы, что дает надежду на будущее Евангелия в самой большой стране мира.

В Китае новые правила для религиозных организаций требуют, чтобы церкви активно продвигали коммунизм

С 1 сентября в Китае вступили в силу новые правила, касающиеся религии и требующие, чтобы церкви не только воздерживались от критики коммунизма, но и активно его пропагандировали, сообщает Христианский Мегапортал inVictory.

Об этом сообщает служение преследуемым христианам «Голос мучеников», акцентируя внимание на том, что вступающие в силу «Меры по управлению религиозными объектами» требуют, чтобы церкви были «в первую очередь коммунистическими, а затем христианскими».

«Со слов Иисуса, кто не с нами, тот против нас, — и именно такого подхода придерживается Коммунистическая партия Китая, — говорит представитель «Голоса мучеников» доктор Хён Сук Фоли. — Новые требования Государственного управления по делам религий Китая гласят, что для того, чтобы церквям и дальше было разрешено функционировать, их первой целью — даже более важной, чем продвижение собственных религиозных убеждений — должна быть пропаганда коммунизма».

Доктор Фоли указывает на Статью 30 в новых правилах, которая гласит:

«Управляющая организация религиозного объекта должна выполнять следующие обязанности:

(а) Объединять и обучать религиозных граждан любить Родину, поддерживать руководство Коммунистической партии Китая, исповедовать основные социалистические ценности, придерживаться китаизации существующих в стране религий и соблюдать Конституцию, законы, постановления, правила и соответствующие положения управления религиозными делами;

(б) выполнять правила и положения, сформулированные религиозными группами этой религии;

(c) создать и усовершенствовать систему управления персоналом, финансами, активами, бухгалтерским учётом, архивами, а также системы безопасности, противопожарной охраны, защиты культурных реликвий, безопасности пищевых продуктов и гигиены, а также профилактики эпидемий и организовать внедрение таких систем на местах».

«С 1 сентября китайским церквям уже недостаточно воздерживаться от критики коммунизма; теперь они должны быть крупнейшими сторонниками коммунизма, — говорит доктор Фоли. — Статья 27 гласит, что церковные лидеры должны “любить Родину и поддерживать руководство Коммунистической партии”. Статья 39 говорит: “Содержание проповедей должно соответствовать национальным условиям нашей страны и особенностям нынешнего времени, включать в себя упоминания об исключительной китайской культуре и традициях и отражать основные социалистические ценности”. Пасторам, которые этого не делают, могут запретить проповедовать».

По словам доктора Фоли, «одобренные правительством церкви даже превзошли некоторые государственные СМИ в восхвалении и поддержке коммунизма». По её словам, такая тенденция началась в конце 2022 года, когда церкви «Трёх автономий» проводили различные мероприятия в рамках XX Всекитайского съезда КПК.

«Недавно зарегистрированная правительством церковь Сычэн в Ханчжоу организовала специальную сессию, посвященную реализации духа Всекитайского съезда, — говорит доктор Фоли. — На веб-сайте церкви пастор Хуан Минке подчеркнул то, что его церковь поддерживает программу правительства по китаизации христианства. Новые правила, вступившие в силу 1 сентября, вероятно, сделают публичную демонстрацию поддержки коммунизма церквями ещё более распространённой».

В других случаях представители местных властей вынуждали церкви публично демонстрировать поддержку коммунизма. Доктор Фоли сообщает, что 3 июля серп и молот, эмблема Коммунистической партии Китая, были помещены рядом с вывеской Шинианской христианской церкви в провинции Чжэцзян.

«Пастор из провинции Чжэцзян сообщил, что Бюро по делам религии разослало уведомления окрестным церквям, — говорит доктор Фоли. — Они потребовали, чтобы все религиозные объекты вывесили у входов большие таблички с надписью: “Любите коммунистическую партию Китая, любите страну и любите религию” и “поддерживайте принцип развития религий в китайском контексте”. Ожидается, что новые сентябрьские правила сделают такого рода давление более распространённым».

Представитель «Голоса мучеников» Фоли говорит, что, хотя новые правила регулируют деятельность зарегистрированных церквей, но влияние на незарегистрированные церкви будет значительным. «Правила также ясно дают понять, что незарегистрированные церкви не только неприемлемы, но и преступны», — говорит доктор Фоли. Она отмечает Статью 29 правил, которая, по её словам, конкретно направлена против незарегистрированных групп. «Статья 29 гласит, что “культовые сооружения должны быть немедленно закрыты”, если считается, что они подрывают национальное единство, пропагандируют экстремизм, нарушают общественный порядок, сотрудничают с группами за пределами страны, принимают пожертвования с нарушением государственных правил, проводят несанкционированную религиозную деятельность и т. д. — это конкретные виды обвинений, которые власти всё чаще используют по всему Китаю для закрытия незарегистрированных церквей».

В качестве недавних примеров подобного рода преследований она указывает на рейд 20 августа на церковь «Новая Надежда» в Мэйчжоу, провинция Гуандун, во время воскресного богослужения, а также на обвинения в мошенничестве, выдвинутые 11 августа против трёх лидеров сычуаньской церкви Цзили за то, что они позволили в своей церкви собирать десятину и пожертвования. «Новые правила дают чиновникам провинциального уровня ещё больше легальных инструментов для подавления незарегистрированных церквей, — говорит она. — Но главное обвинение китайских властей против незарегистрированных церквей вероятнее всего сведётся к следующему: “Если вы — китайская церковь и не пропагандируете коммунизм, вас закроют”».

Представитель «Голоса мучеников» Фоли уверена, что незарегистрированные церкви останутся верными своему призванию прославлять только Бога. «За последние несколько лет мы видели, как такие общины, как церковь завета «Ранний дождь» в Чэнду и церковь «Сион» в Пекине, выдержали все атаки властей — от домашних арестов до конфискации зданий, избиений и тюремного заключения — и остались непоколебимыми в вере, — говорит доктор Фоли. — Они стойкие не потому, что власти ослабили свои атаки, а потому, что Господь Иисус способен дать им силу выстоять даже в самые тяжёлые времена. Он проявляет постоянную заботу обо всех, кто держится только за Его имя, и церковь Христова будет продолжать расти в Китае».

0 комментариев
Архив