Реформы в Узбекистане. Опасаться ли Казахстану конкуренции за инвесторов?
|
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев в минувшие выходные подписал указ, в соответствии с которым граждане и компании в стране с 5 сентября смогут свободно торговать валютой по рыночному курсу (на уровне 8 100 сум за один доллар). На минувшей неделе стоимость одного доллара составляла 4210,35 сума. Таким образом, Центральный банк Узбекистана девальвировал курс национальной валюты почти вдвое. По официальным сообщениям, административное урегулирование национальной валюты в Узбекистане негативно влияет на привлечение инвестиций в страну. В феврале 2013 года банкам в стране запретили продавать физическим лицам наличную иностранную валюту. Ее продажа была разрешена лишь в безналичной форме - на банковскую карту. Кроме того, средства на карте можно было использовать только для ряда операций. До указа о либерализации в стране сформировалось несколько курсов иностранной валюты: официальный, биржевой и курс черного рынка. Именно курс черного рынка использовала основная часть населения.
Также указом президента страны предусмотрена отмена требования об обязательной продаже валютной выручки экспортерам. Это, как ожидают специалисты, в том числе окажет поддержку местным производителям. Помимо того, озвучиваются мнения, что теперь в Узбекистан начнут активно приходить иностранные инвесторы, и тогда Казахстан может утратить лидерство в плане инвестиционной привлекательности в Центральной Азии. Корреспондент Tengrinews.kz совместно с экспертами объясняет, как валютная либерализация в Узбекистане повлияет на казахстанскую экономику.
Что ждет экономику Узбекистана?
Отказ от множественности курсов, безусловно, пойдет на пользу экономике Узбекистана и простимулирует экспорт. Цены внутри страны на импорт вырастут незначительно, так как и раньше импортеры были вынуждены покупать валюту по "коммерческому" курсу, который был почти в два раза выше официального. При этом экспорт из Узбекистана ожидаемо вырастет.
Валютная реформа, которую проводит Узбекистан, внесет вклад в развитие экономики страны. Девальвация валюты на 90 процентов является серьезным шоком для экономики. К слову, девальвация была ожидаемой. Определенно сформировался курс на либерализацию экономики, и это будет положительным сигналом для инвесторов, Узбекистан становится более привлекательным. В краткосрочной перспективе может возникнуть дефицит товаров и произойти корректировка цен в сторону повышения (в номинальном выражении). Все будет зависеть от участников рынка и действий правительства. - Экономист Тимур Абилкасымов.
Как повлияет валютная либерализация в Узбекистане на казахстанскую экономику?
Взаимная торговля Казахстана и Узбекистана исторически "плавала" в пределах 1,5-2 миллиардов долларов, почти всегда был паритет, хотя с небольшим профицитом в пользу казахстанской стороны. За последние два года импорт из Узбекистана значительно сократился: 725 миллионов долларов (2015 год), 587 миллионов долларов (2016 год), 340 миллионов долларов (шесть месяцев 2017 года), по всей вероятности, сказался "несколько раз скорректированный курс тенге". В среднесрочной перспективе по результатам объявленного политическим руководством обеих стран курса - достигнуть товарооборота в пять миллиардов долларов к 2020 году, охотно верится, что Узбекистан отыграет позиции за счет прироста экспорта сельскохозяйственной и текстильной продукции. Безусловно, и девальвация сума, и снятие с узбекских экспортеров совсем нерыночных требований по обязательной продаже валютной выручки позитивно скажутся на росте экспорта узбекских товаров в Казахстан. То, что и казахстанские экспортеры смогут теперь открыто переводить сумы в валюту и получать экспортную выручку вовремя, тоже позитивный момент, поскольку именно "валютный момент" сдерживал наш бизнес, в первую очередь, поставщиков муки и другой сельскохозяйственной продукции. В целом, несмотря на то, что сдерживающих моментов в торговле еще много, по большому счету, должны выиграть обе стороны - по принципу win-win. - Экономист Газиза Шаханова
Есть ли вероятность, что для Казахстана подорожают продукты из Узбекистана?
Что касается стоимости товаров, импортируемых в Казахстан из Узбекистана, они могут даже снизиться в валютном выражении. Ведь теперь можно закладывать более низкую цену в валюте, чтобы при продаже валютной выручки (по более высокому курсу) узбекский экспортер получил необходимую ему сумму в национальной валюте.
Для нас цены на товары из Узбекистана стали значительно дешевле. Даже с учетом ожидаемой инфляции они стали более конкурентными и привлекательными для импорта. Снижение цен в Узбекистане, возможно, замедлит рост инфляции в ряде приграничных регионов Казахстана и увеличит импорт, что, в свою очередь, снизит внутренний спрос на местную продукцию.
Опасаться ли Казахстану конкуренции за иностранные инвестиции?
Во-первых, и Казахстан, и Узбекистан имеют одних и тех же ключевых инвесторов, являющихся, по совместительству, гарантами их экономической и политической безопасности - это Китай и Россия. Первый дает деньги на развитие энергетических проектов. Второй раскрывает военный зонт над центральноазиатскими республиками в случае гипотетической угрозы из третьих стран. И хотя Узбекистан - не член ОДКБ, скорее всего, он туда вернется. Во-вторых, отвечая на вопрос, "опасаться ли Казахстану за перетягивание внимания российских или китайских инвесторов", я бы сказала, что чего-то бояться - это, в принципе, деструктивная реакция. Скорее, здесь нужно говорить о том, что Казахстан может "заснуть на ходу". При всех равноценных стимулах для иностранных инвесторов, работающих как в Казахстане, так и в Узбекистане, внимание международного сообщества будет приковано к последнему. Во-первых, новый президент дает яркие сигналы международному бизнес-сообществу о том, что, хотя Узбекистан и привержен старому курсу внешнеполитических приоритетов, страна будет определенно меняться, начиная с открытия закрытой экономики. Во-вторых, из-за вполне понятной рьяности государственного аппарата достичь результатов, когда нет возможности уповать на нефтяной фонд либо другой подсос из бюджета, у них действительно может что-то получиться. В-третьих, не стоит переживать за то, кто лидер в Центральной Азии. Если Казахстан вместе с Россией во внешней политике являются последователями американской школы реализма, то уже давно определено, кто главный. И это не мы. И причин тому много. Нельзя сказать, что после девальвации узбекской валюты, инвесторы моментально переориентируют свои взгляды и начнут инвестировать в страну. У Казахстана все-таки остается еще множетсво преимуществ. Новый экономический курс Узбекистана находится на начальной стадии либерализации, в то время как в Казахстане рыночная экономика появилась намного раньше. Если правительство Узбекистана будет и дальше развивать взятый курс, то Центрально-Азиатский регион в целом станет более привлекательным и это будет иметь положительный эффект для Казахстана и для других стран. Либерализация валютного рынка, безусловно, повысит привлекательность Узбекистана в глазах иностранных инвесторов. Однако валютный рынок, его удобство для инвесторов - важная, но далеко не единственная составляющая инвестиционного климата. Инвесторы обращают внимание на легкость открытия и закрытия бизнеса, процедуру банкротства, доступ к земле и инфраструктуре, неприкосновенности частной собственности, возможности защиты прав в независимом суде, и это далеко не полный перечень. Поэтому не стоит опасаться, что Узбекистан одномоментно перетянет на себя инвестиционные потоки в регион и займет место лидера.