Разрушенный Кашгар: метафора для Китая и всего мира (фото)
|
Древний город Кашгар, “Иерусалим уйгуров”, был разрушен и перестроен в архитектурном стиле своеобразного “китайского Диснейленда”. Рут Инграм рассказывает о том, как Коммунистическая партия Китая (КПК) хочет изменить свою страну.
“Принужденный Кашгар”: мир не выразил протест
Если вы положите лягушку прямо в кипящую воду, она с этим не смирится. Но если вы аккуратно положите ее в кастрюлю и медленно доведете до кипения, она не заметит этого, пока не станет слишком поздно. Поскольку события, произошедшие в Гонконге, свежи в нашей памяти, эта притча лучше всего подходит, чтобы описать спящий мир 21-го века, который постепенно готовится под нарастающим жаром Китая, когда-то довольствовавшегося тем, что он сеял хаос у себя дома, но теперь начинающего разминать свои мускулы за пределами своих границ, не обращая внимания на глобальное возмущение.
В новом докладе, опубликованном на этой неделе уйгурским правозащитным проектом под названием “Принужденный Кашгар: принудительная реконструкция, эксплуатация и наблюдение в колыбели уйгурской культуры”, разрушение и восстановление “Иерусалима уйгуров”, “колыбели уйгурской культуры” древнего города Шелкового пути Кашгара на юге Синьцзяна, цитируется как еще одна метафора КПК, амбиции которой заключаются не только в стирании материальной и культурной идентичности города, но и в уничтожении его языка, религии и, возможно, народа. Затем КПК распространит свой эксперимент на остальную часть страны, а затем и, возможно, дальше.
На той же неделе д-р Азим Ибрагим, профессор-исследователь Института стратегических исследований армии США и директор Центра глобальной политики в Вашингтоне, выступая на онлайн-семинаре, посвященном обсуждению китайской политики в отношении религиозных меньшинств и, в частности, уйгурских мусульман, заявил, что миссия Си Цзиньпиня состоит в том, чтобы заставить замолчать оппозицию, выступающую против его плана китаизации, и усилить свое влияние по всему миру. По словам Ибрагима, мир неправильно выстраивает отношения с Китаем, и страны должны проснуться, пока не стало слишком поздно.
Он настоятельно призвал каждую страну, стремящуюся заключить какой-либо союз с Китаем, по какой бы то ни было причине, в полной мере оценить основные условия ведения бизнеса с КПК. “Возможно, вы не знаете об уйгурах, – сказал он, – но большая часть технологий, используемых против них, будет экспортироваться и достигнет вашего дома”.
Уничтожение Кашгара – культурное преступление
Постепенное разрушение обширных районов старого города, начавшееся в начале 2000-х гг., за которым последовали широкомасштабный снос и принудительное переселение 65 000 домашних хозяйств в 2009 г., должно свидетельствовать о бессердечном игнорировании Пекином мнения мирового сообщества. Намерения китайских властей стали окончательно ясны после установления в 2016 г. тотального надзора за всей территорией Синьцзяна, и когда под руководством приспешника Си Цзиньпина Чэнь Цюаньго огромное количество уйгуров начало исчезать в т.н. “лагерях перевоспитания”.
Мир в основном молчал, прогибаясь перед экономической мощью Китая. Любая предполагаемая угроза сверхдержавным амбициям самозваного великого лидера Китая Си Цзиньпина была подавлена.
Рассказывая об уникальности Кашгара, которая была утрачена в тот момент, когда в дело вступили бульдозеры, доклад продолжал: “Подобно тому, как необычный вплетенный в воду городской пейзаж Венеции интуитивно очаровывает своих посетителей своей редкой водной структурой, так и Кашгар может очаровать посетителя своей чрезвычайно необычной, многослойной и переплетенной земляной структурой. И органические строительные материалы, и причудливо переплетенные здания по всему Старому городу создавали уникальную, общинную эстетику норы: как гигантский глиняный улей, выпирающий из земли, выступающий в качестве субстрата для очень уникального стиля общинно-религиозно-культурной жизни для десятков тысяч в течение веков”.
Ученые описывают жизнь в древних стенах 112 местных мечетей, как “экосистему встроенных религиозных практик внутри общины”. Значение Кашгара, – говорится в докладе, – “заключается в том, как его необычный городской пейзаж уникально совершенствовался на протяжении веков, чтобы поддержать необычайно интегрированную общинную жизнь уйгурской культурной практики и традиций. Как жизни семей вращались вокруг своих взаимосвязанных дворов, так и древние кварталы вращались вокруг своих многовековых мечетей, а коллективное воображение уйгуров вращалось вокруг общинной жизни Кашгара. Не только великие поэты, пророки и цари уйгурского народа обосновались в Кашгаре, но и сама структура города создавала живой порядок устойчивого уйгурского культурного самовыражения, изолированного от государства”.
И в этом заключалась угроза.
Город, перестроенный для наблюдения
В течение нескольких лет город превратился из хрупкого глинобитного кирпича и многовекового беспорядочного лабиринта хаоса в нечто похожее на приятный, с оштукатуренным фасадом и пластиково-цветочными балконами город южно-европейского типа. Но это был не старый Кашгар.
Дальше стало еще хуже. Принимая события в Кашгаре за образец для экспансионистских амбиций китайских властей, оглядываясь назад, становится ясно, что вместе с бульдозерными работами и последующей реконструкцией древнего города, которая всерьез началась в начале 2000-х гг., Пекин имел более зловещие планы по созданию умного города, где каждый аспект жизни каждого отдельного гражданина будет контролироваться в режиме 24/7. Ссылаясь на антитеррористические меры после нескольких насильственных инцидентов, вместо того чтобы просто привлечь виновных к ответственности и попытаться решить проблемы, КПК решила уничтожить целый народ.
В городе появились канализация, широкие улицы, центральное отопление и внутренние туалеты. Однако все до единой действующие мечети и религиозные обряды, уйгурская культура и язык, а также сотни и тысячи уйгуров, включая поэтов, писателей, ученых были брошены в темную бездну трансформации через лагеря перевоспитания или еще хуже. Кроме того, появились сотни и тысячи камер наблюдения, контрольно-пропускных пунктов только для уйгуров, взаимный общественный контроль и шпионаж, обязательное ДНК, распознавание лиц, типирование крови и тканей каждого отдельного уйгура.
Исполнительный директор Уйгурского проекта по правам человека (UHRP) Омер Канат убежден, что проект реконструкции Кашгара, хотя и имел некоторые веские причины, был задуман как преднамеренный удар по уйгурам. “Трудно переоценить значение Кашгара для уйгурского народа, – сказал он. – Было ужасно видеть, как разрушается город. Хуже того, это сознательная государственная политика. Кашгар был живым сердцем нашей культуры. Мы не сможем вернуть его назад”, – сказал он с горечью.
Бизнес не должен мешать нам высказываться
Д-р Ибрагим сказал, что принятие Китая в ВТО было надеждой всего мира на то, что “когда он откроется, то станет более похожим на нас с демократическими западными ценностями. Но на самом деле, реальность такова, что произошло обратное. Китай сейчас экспортирует свои ценности в остальной мир”.
Стремительный подъем Китая после вступления в ВТО стал шоком для мировой системы, к которому он не был готов, поскольку экономическое чудо сопровождалось целым рядом нарушений прав человека, протест против которых оказался тщетным.
И пока КПК реализует свои махинации, изодранные в клочья жизни ее жертв лежат среди развалин города, который они любили, но который уже никогда не будет прежним.
На этой неделе один из уйгурских беженцев, разбросанных по всему миру, который не может вернуться и даже назвать свое настоящее имя из-за страха перед репрессиями правительства в отношении своих родственников, оставшихся на родине, рассказал о доме его семьи в Кашгаре. “Обычно мы проводили большую часть выходных в бабушкином доме, – вспомнил он с нежностью. – У моего отца семь братьев и сестер, и выходные были особенными, всегда шумными”.
Его бабушка умерла в 1997 году, после чего дом унаследовал младший дядя, и дети и внуки часто заглядывали туда.
Но все резко изменилось в 2012 г., когда их район попал под “реконструкцию”.
“С домом все было в порядке, но моему дяде велели снести его и перестроить, потому что правительство хотело перестроить весь квартал, – продолжал он. – Новый дом впечатляет. Он стал ярче и красивее, чем раньше, но ощущение совершенно другое. Вся улица изменилась. Соседи уехали, и некоторые продали свои новые жилища”.
По его словам, его отец стал бывать там все реже. “Тени моей мамы там больше не было”, – пояснил он свое решение.
Его дяде велели покинуть родовое поместье и пригрозили, если он откажется. В качестве компенсации им выделили четыре квартиры на окраине города. Его жизнь на этом, можно сказать, закончилась.
“Вы не представляете, в каком отчаянии были наши родители в то время, наблюдая, как рушатся ряды домов, домов со своими собственными корнями, с собственной историей, культурой и чувством безопасности, представленными всем Старым городом”, – сказал мой собеседник.
Доктор Азим Ибрагим сурово предупреждает, что бедственное положение уйгуров в таких городах, как Кашгар, каким бы незначительным оно ни казалось многим, на самом деле является микрокосмом экспансионистской и пагубной программы Пекина для всего мира. В условиях, когда большинство мусульманских стран погрязли в непосильных долгах, а число стран и компаний, так или иначе связанных обязательствами, растет, мало кто может высказаться. Он выступает за срочный отказ от контрактов со сверхдержавой, которые могут заманить в ловушку будущие поколения, и надеется, что нации, которые все еще свободны высказать свой голос, сформируют союзы, достаточно сильные, чтобы противостоять мощи гиганта.