Разные: Защита персональных данных в китайском стиле
|
Явно вдохновленный «Общим регламентом по защите данных» Евросоюза, китайский закон «О защите персональных данных» (сокращенно PIPL) включает широкий набор правил, которые регулируют, как именно технологические компании должны обращаться с данными пользователей. На первый взгляд он выглядит довольно жестким: газета The Wall Street Journal даже назвала PIPL «одним из самых строгих законов о защите персональных данных в мире». Но, наверное, этот закон будет защищать китайских пользователей гораздо меньше, чем полагают многие, и даже может закрепить дальнейшее доминирование уже существующих технологических гигантов Китая.
Нет, конечно, PIPL – это важный первый шаг на пути защиты частной жизни китайских граждан. Он предоставляет регуляторам новый набор оружия, которое можно использовать в борьбе против могущественных технологических фирм Китая; он ограничивает возможность этих компаний заниматься алгоритмической ценовой дискриминацией; ужесточает правила международной передачи данных; вводит дополнительное бремя, связанное с соблюдением правовых норм, для крупных технологических фирм, которые определяются как «гейткиперы» («контролеры доступа»).
Но при более пристальном рассмотрении выясняется, что у закона PIPL есть свои серьезные слабости. Прежде всего этот закон требует от бизнеса и государственных ведомств получения согласия от человека до начала обработки персональной информации, однако освобождает их от необходимости получения такого согласия, когда для этого есть «установленные основания», при этом не конкретизируется, о каких именно установлениях идет речь. Поскольку многие китайские государственные ведомства, в том числе центральные министерства и местные власти, обладают определенными законотворческими полномочиями, масса разных правил и регламентов на более низком уровне потенциально может быть использована для обхода PIPL.
Особо следует отметить, что исключения могут быть предоставлены на основании правовых актов, которые способствуют развитию спорной китайской системы социальных кредитов. Народный банк Китая (НБК) разрабатывает руководящие указания по поводу кредитной информации, которые позволят включить массу потребительских данных из интернета (включающих, например, такие сферы, как транспорт, связь, недвижимость, платежи) в рамки его собственной кредитной системы.
Все это выходит далеко за рамки существующей системы социальных кредитов, которая в основном собирает негативную кредитную информацию, например, дефолты по личным долгам и нарушения закона. Неудивительно, что эта инициатива вызвала горячие споры в Китае: многие утверждают, что новые правила представляют собой серьезное нарушение конфиденциальности личной жизни. Но для НБК – это центральный элемент его амбициозного плана создания общенациональной кредитной базы данных. Данный шаг значительно усилит возможности государства давить на гигантов финтеха, например, компанию Ant Group, чтобы те передавали свои огромные массивы персональных данных в контролируемую государством инфраструктуру хранения.
Ранее компании сопротивлялись официальному давлению, ссылаясь на конфиденциальность данных потребителей. Однако начатая Китаем регуляторная война с техногигантами страны (особенно приостановка первичного размещения акций Ant Group на бирже) значительно усилила позиции НБК. И теперь центральный банк агрессивно проталкивает свой план создания кредитной базы данных – якобы во имя финансовой стабильности.
Закон PIPL оказывается слаб и на другом фронте: он не предполагает создания нового независимого агентства защиты данных. Администрация киберпространства КНР будет отвечать за общую координацию, оставляя функции контроля за соблюдением закона разношерстному набору регуляторов на национальном и местном уровнях, которые обычно плохо укомплектованы.
Именно этим, наверное, объясняется тот факт, что юридическое наказание оказалось не единственной формой контроля, предусмотренной в законе PIPL. Закон допускает мягкие правовые меры, например, проведение административных бесед с фирмами, на которых власти могут потребовать, чтобы они исправили свое поведение. Хотя такие мягкие меры могут стать гибкой и эффективной альтернативой жесткому юридическому наказанию, они могут предоставить бюрократам слишком много свободы для произвольных действий и ослабить сдерживающий эффект.
Кроме того, новый закон вряд ли сможет ограничить рыночную силу техногигантов Китая. У этих компаний много денег и сильная юридическая поддержка; такие ресурсы ставят их в достаточно сильное положение, позволяя выдержать издержки соблюдения закона PIPL. Чего нельзя сказать об их конкурентах поменьше.
Примером здесь служит содержащееся в законе требование о переносимости данных (оно позволяет потребителям легко переносить свои персональные данные между различными онлайн-платформами). Данное правило призвано стимулировать «multihoming» (когда потребители используют множество платформ), а также сократить издержки потребителей, связанные со сменой платформы. Но, как показывают исследования, данная норма может лишить новых игроков стимула выходит на рынок, поскольку бизнес поменьше часто не в состоянии позволить себе издержки вынужденной передачи данных.
Кроме того, строгая защита персональных данных может поставить компании поменьше и новых игроков в менее выгодное конкурентное положение. Взгляните на ByteDance, который обязан своим экспоненциальным ростом применению алгоритмов, оценивающих предпочтения потребителей и рекомендующих релевантный контент и рекламу. В условиях более строгой защиты данных ByteDance не смог бы получать достаточно данных, чтобы стать настоящим соперником для уже существующих фирм. Если новые игроки не смогут собирать данные, которые необходимы им для того, чтобы конкурировать, это в конечном итоге может навредить пользователям, то есть тем самым людям, которых законы о конфиденциальности персональных данных призваны защищать.
Новый закон о защите персональных данных в Китае, несомненно, повысит бремя соблюдения правовых норм для крупных технологических компаний страны, которые на протяжении последних десяти месяцев испытывают сильный натиск регуляторов. Но в конечном итоге закон PIPL может стать для них замаскированным добром.
Анджела Хуюэ Чжан, профессор права, директор Центра китайского права при Гонконгском университете, автор книги «Китайская антимонопольная исключительность: Как подъем Китая бросает вызов глобальному регулированию»
Бывший CEO Google: Китайские технологии используются для контроля над обществом
НЬЮ-ЙОРК – Мир лишь только начинает осознавать, насколько глубокой будет революция искусственного интеллекта
Эти перспективы ИИ сочетаются со стратегической уязвимостью. Как заявил президент США Джо Байден, Америка вступила в «долгосрочную стратегическую конкуренцию с Китаем». Он прав. Однако уязвимость возникла не только у США, но и у всего демократического мира, потому что ИИ-революция лежит в основе нынешнего соревнования ценностей между демократией и авторитаризмом. Мы должны доказать, что демократии способны добиться успеха в эпоху технологической революции.
Сегодня Китай является равным по силе технологическим соперником. Он организован и обладает ресурсами, он решительно настроен выиграть в технологической гонке и изменить мировой порядок так, чтобы тот обслуживал его собственные узкие интересы. Искусственный интеллект и другие новые технологии имеют центральное значение для планов Китая расширить своё глобальное влияние, превзойти по экономической и военной силе США, зафиксировать внутреннюю стабильность. Китай занят реализацией централизованно управляемого, систематического плана по извлечению знаний об искусственном интеллекте из-за рубежа путём шпионажа, приглашения талантливых кадров, трансфера технологий, инвестиций.
Использование ИИ Китаем внутри страны вызывает глубокую озабоченность у тех обществ, которые высоко ценят индивидуальную свободу и права человека. Технологии применения ИИ в качестве инструмента репрессий, слежки и контроля над обществом превратились для Китая в предмет экспорта. Китай финансирует крупные проекты строительства цифровой инфраструктуры по всему миру, одновременно стараясь устанавливать глобальные стандарты, соответствующие его авторитарным ценностям. Китайские технологии используются для контроля над обществом и подавления несогласных.
Следует прояснить, что стратегическое соперничество с Китаем не означает, что мы не должны работать с Китаем в тех случаях, когда это имеет смысл. США и демократический мир должны продолжать взаимодействие с Китаем в таких сферах, как здравоохранение и изменение климата. Прекращение торговли и совместной работы с Китаем не выглядит реалистичным путём движения вперёд.
Быстрый подъём экономики Китая и его акцент на контроле над обществом сделал техно-авторитарную модель этой страны привлекательной для авторитарных правительств, и она выглядит соблазнительной для государств с хрупкой демократией и развивающихся стран. Нужно проделать много работы для того, чтобы США и демократический мир смогли связать экономически рентабельную технологию с дипломатией, финансовой помощью зарубежным странам и сотрудничеством в сфере безопасности для конкуренции с цифровым авторитаризмом, который экспортирует Китай.
США и другие демократические страны решили не отставать в этой игре, занявшись подготовкой к глобальному технологическом соперничеству. 13 июля 2021 года Национальная комиссия по вопросам безопасности и искусственного интеллекта (NSCAI) провела «Глобальный саммит новых технологий», который продемонстрировал важное сравнительное преимущество, сохраняющееся у США и наших партнёров во всём мире: широкая сеть альянсов демократических стран, которая опирается на общие ценности, уважение к верховенству закона, признание фундаментальных прав человека.
Глобальное технологическое соперничество в конечном итоге является соперничеством ценностей. Вместе с союзниками и партнёрами мы можем укрепить уже существующие рамочные механизмы и освоить новые, что позволит формировать платформы, стандарты и нормы завтрашнего дня и гарантировать их соответствие нашим принципам. Продление нашего глобального лидерства в сфере технологических исследований и разработок, управления, а также платформ поставит демократические страны мира в наилучшее положение, позволив им воспользоваться новыми возможностями и защититься от рисков. Лишь сохраняя лидерство в разработках, связанных с искусственным интеллектом, мы сможем устанавливать стандарты для разработки и применения этой критически важной технологии с надлежащей ответственностью.
Финальный доклад NSCAI предлагает демократическому международному сообществу дорожную карту, помогающую выиграть в этом соперничестве.
Во-первых, демократический мир обязан использовать существующие международные структуры, в том числе НАТО, ОЭСР, «Большую семёрку» и Евросоюз, для углубления работы, направленной на решение всех проблем, которые связаны с ИИ и новыми технологиями. И в этом смысле весьма обнадёживает нынешнее председательство Великобритании в «Большой семёрке», с его серьёзной технологической повесткой и усилиями по расширению сотрудничества в целом ряде цифровых инициатив. Решение «Большой семёрки» привлечь Австралию, Индию, Южную Корею и ЮАР демонстрирует важнейшее понимание, что мы обязаны приглашать к этой работе демократические страны со всего мира.
Столь же многообещающим механизмом согласования позиций крупнейших торговых партнёров в мире, обладающих к тому же крупнейшей экономикой, является недавно созданный Торговый и технологический совет США - ЕС (который во многих аспектах согласуется с призывом NSCAI учредить «Стратегический диалог США - ЕС по новым технологиям»).
Во-вторых, нам нужные новые структуры, подобные «Квад» (США, Индия, Япония и Австралия), для расширения диалога об ИИ, новых технологиях и их последствиях, а также для улучшения сотрудничества в разработке стандартов, строительстве технологической инфраструктуры, в биотехнологиях и производственных цепочках. «Квад» может послужить фундаментом для более широкого сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе с участием правительств и участников экономической деятельности.
В-третьих, нам нужно формировать дополнительные альянсы с нашими союзниками и партнёрами, в центре которых будут ИИ-технологии и будущие технологические платформы. NSCAI призывает создать коалицию развитых демократических стран для синхронизации политики и действий, связанных с ИИ и новыми технологиями, на семи важнейших направлениях:
– разработка и ввод в действие стандартов и норм, которые будут поддерживать демократические ценности и разработку надёжных, безопасных, пользующихся доверием технологий;
– содействие и помощь скоординированным, совместным исследованиям и разработкам в сфере ИИ и цифровой инфраструктуры, которые будут продвигать вперёд общие интересы и приносить пользу человечеству;
– продвижение демократии, прав человек и верховенства закона с помощью совместного противодействия цензуре, злонамеренным информационным операциям, торговле людьми, антилиберальному использованию технологий слежения;
– изучение способов упрощения обмена данными между союзниками и партнёрами с помощью разрешительных соглашений, процедур архивирования общих данных, совместных инвестиций в технологии, усиливающие защиту личных данных, а также путём устранения правовых и регуляторных барьеров;
– продвижение и защита инновационной деятельности, в частности, с помощью экспортного контроля, контроля за инвестициями, усиления надёжности производственных цепочек, инвестиций в новые технологии, торговой политики, исследовательской и киберзащиты, а также акцентирования внимания на интеллектуальной собственности;
– формирование талантливых кадров, работающих с ИИ, путём анализа проблем на рынке труда, гармонизации требований и процесса сертификации профессиональных навыков, активизации обмена талантливыми кадрами, совместным тренингам, программам развития рабочей силы;
– запуск «Международной цифровой демократической инициативы» для координации международной помощи, направленной на развитие, продвижение и финансирование внедрения искусственного интеллекта и связанных технологий, которые соответствуют демократическим ценностями и этическим нормам открытости, конфиденциальности, безопасности и надёжности.
Эту работу можно будет продолжать, лишь действуя совместно. Партнёрства – между правительствами, с частным сектором, с учёными – это ключевое асимметричное преимущество США и демократического мира перед нашими конкурентами. Как показали последние события в Афганистане, в союзных операциях потенциал Америки остаётся незаменимым, но США нужно активней объединять союзников вокруг общего дела. Нынешняя эпоха стратегического соперничества обещает преобразить наш мир, и мы можем либо формировать эти изменения, либо оказаться сметёнными ими.
Мы знаем, что использование ИИ во всех аспектах нашей жизни будет нарастать по мере продолжающегося ускорения темпов инноваций. И мы знаем, что наши противники решительно настроены обратить потенциал ИИ против нас. Сегодня мы обязаны начать действовать.
Принципы, которые мы устанавливаем; инвестиции, которые мы осуществляем; технологические решения в сфере национальной безопасности, которые мы используем; организации, которые мы перестраиваем; партнёрства, которые мы создаём; коалиции, которые мы выстраиваем; талантливые кадры, которые мы выращиваем, – всё это задаст стратегический курс для Америки и демократического мира. Чего бы это ни стоило, демократические страны обязаны вкладываться в удержание лидерства в глобальной технологической гонке; использовать ИИ-технологии ответственным образом, защищая свободных людей и свободные общества; продвигать вперёд рубежи науки на пользу всему человечеству.
Искусственный интеллект изменит ход человеческой истории и реорганизует мир. Демократические страны обязаны лидировать в этом процессе.