|
Разные: Президент Узбекистана открыл мега-завод. Электростанция на Босфоре. Энергетический потенциал пролива
|
В Узбекистане при участии президента страны Шавката Мирзиёева состоялось долгожданное открытие мега-завода Uzbekistan GTL стоимостью около 3,5 млрд долларов. Инновационное предприятие, специализирующееся на производстве жидкого синтетического топлива, расположено в Гузарском районе Кашкадарьинской области на юге республики. Оно обеспечит работой около тысячи граждан. Событие является историческим учитывая, что речь идет о долгострое – Uzbekistan GTL начали возводить более десятка лет назад. Однако вскоре строительство было заморожено. Процесс сдвинулся с мёртвой точки после прихода к власти нынешнего главы государства, который в 2016 году назвал завершение строительства завода своей приоритетной задачей. Мирзиёев отметил на церемонии открытия, что тем самым сделан важный шаг в развитии отечественной промышленности и ее переходе на новый уровень. На Uzbekistan GTL будет происходить переработка природного газа в год, производство готовой продукции, выпуск авиакеросина, дизельного топлива, нафты и сжиженного газа. Финансированием стратегически важного проекта занимались в том числе российские компании, включая АО «Газпромбанк», АО “Росэксимбанк” и Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР).
Электростанция на Босфоре. Энергетический потенциал пролива
Строительство канала "Стамбул" из Чёрного моря в Мраморное, вероятно, является прикрытием для реализации ещё более грандиозного проекта, предусматривающего создание электростанции на Босфоре, где движение крупнотоннажных судов будет полностью приостановлено. Мысль о необходимости строительства мощной гидроэлектростанции в проливе Босфор не является новой и впервые была озвучена в 1976 году в рамках Национального симпозиума по проблемам Босфора. Проблемы рассмотренные на симпозиуме проводившегося на базе Стамбульского университета были разные: от обустройства берегов, до очистки дна от скопившегося за века мусора. Но самой интересной идеей являлась возможность использование двух течений пролива для получения экологически чистой электроэнергии, что позволило Стамбулу "убить двух зайцев" одновременно: обеспечить город дешёвым электричеством и очистить воздух от копоти угольных электростанций.
Строить плотину?
Самое интересное, что изначально для реализации столь грандиозного проекта не предлагалось возводить могучую плотину с рядами турбин по типу привычной нам плотины Иркутской ГЭС перегородившей Ангару вытекающей из Байкала. Реализация подобного замысла неминуемо привела бы к повышению уровня воды в Чёрном море с последующим серьёзным конфликтом Турции с другими странами Черноморского бассейна, да и технически возвести подобную плотину было бы сложно.
Перепад высот между уровнями Чёрного и Мраморного морей составляет 40 см. За год из Чёрного моря в Мраморное перетекает 260 кубических километров воды (верхнее течение), а из Мраморного моря в Чёрное 123 кубических километров (нижнее солёное течение). То есть, на протяжении года в узком и глубоком проливе одновременно действуют два встречных потока непрерывно несущих огромные потоки воды со средней скоростью 2 м/с.
Здесь неравнодушные турецкие эксперты из Стамбульского технического университета и поддержавшие их представители "Независимой партии Турции" предлагают простой и уже привычный вариант размещения подводных турбин на дне Босфора, которые не будут портить вид пролива, не приведут к подъему уровня воды в Чёрном море, но будут мешать судоходству.
Как это выглядит и сколько стоит
Для реализации проекта подводной гидроэлектростанции в Босфоре предлагается два варианта:
- Подводные турбины океанского типа (геликоидный генератор) с широкими, вертикально или горизонтально установленными лопастями размещённые на дне пролива в несколько рядов;
- Гидротурбины для волновых электростанций диаметром 5 метров.
Второй вариант выглядит наиболее простым и предпочтительным. Гидротурбины в количестве 120 единиц предлагается размещать группами, в каждой из которых турбины выстроены рядами один над другим. В свою очередь, во избежание ослабления течений подобные группы гидротурбин предлагается расставлять на расстояние 625 метров. Общее количество подобных турбин может достигать 14000, а мощность от 40 000 до 56 000 МВт.
Правда, недавний кандидат в градоначальники Стамбула Селим Котиль предлагал своим сторонникам вариант попроще - ряд турбин с суммарной мощностью 5 МВт, что в четыре раза превосходило возможности ГЭС в Кебане и покрыло потребности Стамбула в электроэнергии на 30%. Общая стоимость проекта по мнению Котиля оценивается в 4 миллиарда евро.
Эксперимент в проливе Дарданеллы
По другую сторону Мраморного моря не мечтают, а уже действуют. В проливе Дарданеллы, на мысе Кепез возле города Чанаккале компания "Blue Ida Energy" успешно провела эксперимент по выработке электричества посредством подводных течений беспокойного пролива. На протяжении 10 месяцев 30-киловатная турбина турецкого производства стабильно вырабатывала электричество. Подобный эксперимент проводился под патронатом Исследовательского института космических технологий научного и технологического исследовательского совета Турции и был признан удачным. В дальнейшем, стоит проблема разработки более мощной подводной турбины способной обеспечивать энергией Чанаккале.
Однако, о строительстве подводной ГЭС в Дарданеллах пока речи не идёт, так как это приведёт к проблемам судоходства, а создание здесь дублирующего канала дорого и непрактично. Всё внимание властей сосредоточено на энергетических возможностях пролива Босфор и строительстве канала "Стамбул", и по всей видимости, эксперимент в Дарданеллах был призван оценить возможности строительства подводных турбин в Босфоре для нужд мегаполиса Стамбула, а не для небольшого Чанаккале.
Необычный эффект от ГЭС "Босфор" и канала "Стамбул"
Параметры канала "Стамбул" давно уже всем известны: длина - 45 км, ширина - 78 м, глубина - 25 м. Однако его строительство вызывает массу споров не только у мирового сообщества, но и в самой Турции, и прежде всего у жителей Стамбула. Особенно беспокоит руководство города маршрут канала через пресноводные озёра Дурусу и Кючюкчекмедже из которых поступает питьевая вода в Стамбул. Где в дальнейшем брать пресную воду жителям мегаполиса руководство Турции не спешит разъяснять, боясь раскрыть все карты сразу.
А искать пресную воду и не собираются, но недостатка в ней не будет. Канал специально тянут через пресноводные водоёмы, чтобы создать условия для обратного осмоса - процесса используемого для очистки или опреснения воды. Для этого необходимы следующие условия: наличие полунепроницаемой мембраны через которую солёная черноморская вода будет проникать в пресную воду стамбульских водоёмов, и энергия для создания высокого давления, при котором возможен данный процесс.
Учитывая небольшую глубину канала, менее солёная вода Чёрного моря будет перетекать только в Мраморное, что позволит эффективно осуществлять процесс обратного осмоса на установках в озёрах. С другой стороны, разница плотности воды в самом Босфоре при наличии высокого природного давления в его глубинах и наличия энергетических установок делает реализацию проекта по производству питьевой воды из проточной морской, в процессе обратного осмоса, ещё менее затратной.
В совокупности, реализация проекта канала "Стамбул" цепляет за собой и другие, пока ещё гипотетические или неизвестные широкой общественности проекты по созданию электростанции на Босфоре и опреснения воды для нужд Стамбула, но в итоге несёт в себе колоссальную экономическую и политическую выгоду для Турции.
Почему молчит Эрдоган
Сам по себе канал не может быть одиночным проектом, его строительству должна сопутствовать реализация других не менее важных объектов. Известно, что после создания канала "Стамбул" на Босфоре будет резко ограничено судоходство, якобы для того, чтобы окончательно обезопасить город от экологических рисков, которые несут в себе танкеры ежедневно курсирующих по Босфору. Однако, оппоненты президента Турции Реджепа Эрдогана, знающие его повадки, предполагают, что за "сумасшедшем проектом" строительства канала "Стамбул" скрывается другой сумасшедший проект строительства электростанции на Босфоре. Ведь неспроста в проливе будет ограничено судоходство, только экскурсионным и прогулочным суднам здесь будет позволено плавание.
Учитывая сложную обстановку с падением национальной валюты в Турции повлекшей за собой рост цен и безработицу, Эрдоган не спешит "радовать" народ очередным гранд-проектом на оплату которого явно понадобится валюта, но в самой Турции идея строительства ГЭС "Босфор" плавно перекочевала из форумов и соцсетей в обсуждение среди городских политиков Стамбула и далее в средства массой информации. Так сказать, постепенно готовят население к новым испытаниям.