У созданного 10 лет назад Единого экономического пространства (ЕЭП) есть как плюсы, так и минусы. Их в разговоре с «Лентой.ру» перечислил финансовый аналитик и доцент экономических наук РАНХиГС Николай Кульбака.
Финансовый аналитик отметил, что наличие Единого экономического пространства дает ряд привилегий странам-участницам. «Союз в любом случае позволяет снизить издержки между странами, позволяет согласовывать законодательство, иметь общий рынок», — поделился Кульбака.
Он обратил внимание, что для дальнейшего развития ЕЭП стоит в большей степени учитывать экономические интересы стран-участниц. «Проблемы внутри государств негативно влияют на их взаимодействие. ЕЭП отбирает значительно больше, чем дает возможностей. Потому что те ограничения на ведение бизнеса внутри, скажем, Белоруссии, влияют намного существеннее чем возможности торговли», — считает финансовый аналитик.
Среди минусов ЕЭП Кульбака выделил и саму причину создания этого союза. «Это пространство было создано в политических целях, но не в экономических. Это очень сильно чувствуется. В большинстве случаев политические объединения не могут дать хорошего экономического эффекта. Последний в этом случае не просчитывался и не анализировался», — отметил специалист.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) объединяет пять государств с общим населением 184 миллиона человек и совокупным ВВП по итогам 2019 года почти в два триллиона долларов. Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия к настоящему времени представляют главный интеграционный проект на постсоветском пространстве.
Началу интеграции предшествовал Договор о Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕЭП), который Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия утвердили 26 февраля 1999 года.
Главы России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) 10 октября 2000 года. Документ вступил в силу 30 мая 2001 года. Цель объединения — максимально возможная интеграция экономик независимых государств.
В 2007 году было объявлено о намерении создать на базе ЕврАзЭС Таможенный союз (ТС). В него с 2010 года вошли Россия, Белоруссия и Казахстан — как страны, наиболее продвинувшиеся в деле интеграции и готовые к новому уровню. С середины 2010 года в силу вступил единый Таможенный кодекс трех стран, и исчезли пункты таможенного контроля на границах между ними. В ноябре 2011 года эти три страны приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции, подразумевающую введение Единого экономического пространства (ЕАП). Речь шла о создании общего рынка — свободном движении товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. С 2012 года межправительственные соглашения вступили в силу.
В 2018–2019 годах экспертные организации считали взаимные торговые ограничения между США и Китаем серьезной угрозой для глобального рынка. Например, во Всемирной торговой организации (ВТО) предупреждали о негативном влиянии торговой войны на инвестиции, а в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — о замедлении роста мировой экономики. Однако в декабре аналитики выяснили, что ограничение американо-китайского рынка заметно увеличило мировой экспорт для 19 стран, а сократились поставки за рубеж только у одной. Вместе с тем, речь идет не просто о перераспределении торговых потоков — объемы глобальной торговли увеличились.
Самая положительная динамика зафиксирована в странах с более открытыми экономиками, высокими накопленными прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) и большей долей экспорта в рамках торговых соглашений. Эксперты считают, что негативные прогнозы, связанные с торговой войной Китая и США, не оправдались во многом благодаря тому, что американские власти так и не ввели повышенные пошлины на электронику и товары, где доля китайских производителей составляет около 80–90 процентов. Сама торговая война начала стихать с началом пандемии коронавируса, так как противники перестали вводить новые барьеры. Однако в NBER и ВБ заявили, что многие из повышенных тарифов в торговле между США и КНР сохраняются и после 2021 года.
Несмотря на все ограничения, в 2021 году США стали крупнейшим импортером китайских товаров. При этом экспорт КНР в США вырос на 28,3 процента, а импорт американских товаров в Китай увеличился на 36,9 процента. В целом экспорта Китая за ушедший год вырос на 22 процента по сравнению с 2020 годом и составил почти 326 миллиардов долларов. Импорт вырос почти на 32 процента до 254 миллиардов долларов. Мировой спрос на китайские товары остается высоким на протяжении всей пандемии.
Дацинское месторождение в Китае стало крупнейшим третичным в мире
Дацинское нефтяное месторождение, разрабатываемое Китайской национальной нефтяной корпорацией в провинции Хэйлунцзян на северо-востоке Китая, стало крупнейшей в мире базой по добыче третичной нефти, сообщает агентство Синьхуа.
Годовая добыча сырой нефти за счет третичной добычи на нефтяном месторождении превышала 10 млн тонн в течение 20 лет подряд, в результате чего совокупный объем добычи достиг 286 млн тонн.
Третичная добыча, также известная как повышенная нефтеотдача, является третьим этапом извлечения нефти. Благодаря впрыску химических веществ в методе используется нефть, которая не может быть собрана на стадиях первичной добычи и вторичной добычи.
Технология третичной добычи нефти увеличила коэффициент извлечения нефти на нефтяном месторождении Дацин на 14−20 процентных пунктов.
В настоящее время нефтяное месторождение Дацин не только применяет технологию третичной добычи на китайских месторождениях, но и оказывает техническую поддержку России и Казахстану.