Разные на одну тему: Ученый предсказал резкое падение социального статуса москвичей без мигрантов
Разные на одну тему: Ученый предсказал резкое падение социального статуса москвичей без мигрантов
3 года назад 2764 moslenta.ru

Футуролог, член российского философского общества РАН Александр Кононов в беседе с «Мослентой» предсказал резкое падение социального статуса москвичей без мигрантов. 

По его словам, в случае исчезновения большого количества иностранных рабочих из города те москвичи, которые разорились или остались без средств к существованию, должны будут идти работать грузчиками, водителями и курьерами. «То есть, все перейдут на более низкий социальный и финансовый уровень. Ну, а что делать? Если раньше москвичам можно было многие процессы обеспечивать за счет труда мигрантов, а самим руководить, то теперь — все, руководить уже некем», — считает ученый, добавляя, что отсутствие рабочей силы повлечет за собой разрушение бизнеса и переход экономики на более примитивный уровень.

«Оплачиваемой кабинетной офисной работы станет значительно меньше. Доступны будут, по большей части, лишь вакансии, не требующие особых навыков и экспертиз. Конечно, можно жить и так... Но давайте будем честны: это — деградация», — резюмировал он.

Ранее мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что на московских стройках более чем в два раза уменьшилось количество рабочих-мигрантов. Он уточнил, что власти работают над программой замещения приезжих на ключевых строительных проектах.

Впереди тяжелые времена: Россия наступает на права мигрантов, выдворяя тех, кто защищает их права

Симин Абдулло

image

Мигранты в защитных масках стоят в очереди для продления разрешений на работу и вида на жительство в России на фоне распространения нового коронавируса. Миграционный центр, Санкт-Петербург, 3 апреля. [Ольга Мальцева/AFP]

ДУШАНБЕ -- Перспектива депортации таджикского правозащитника — последний по времени признак продолжающихся репрессий в отношении мигрантов из Центральной Азии.

Как сообщил «Каравансараю» таджикский адвокат Шухрат Кудратов, работающий в «Центре таджиков» в Москве, ему поступила информация о намерении российских властей выдворить его в Таджикистан.

«Меня собираются выдворить под предлогом, что я имею какие-либо связи с [таджикской] оппозицией. Но это ложь».

«Единственная цель [Кремля] — оставить мигрантов без защиты», — сказал Кудратов, приехавший в Россию три года назад.

image

Правозащитница из Узбекистана Валентина Чупик, предоставлявшая трудовым мигрантам из Центральной Азии юридическую поддержку в России, ранее в этом месяце вылетела в Армению после задержания российскими властями. [USAID] image

Тысячи трудовых мигрантов не смогли вернуться домой из России в связи с закрытием границ из-за пандемии коронавируса. На фото показаны мигранты из Центральной Азии в аэропорту Внуково. Москва, 24 марта 2020 г. [Александр Неменов/AFP]

«Центр таджиков» помогает гражданам Таджикистана пройти регистрацию в российских органах власти, найти жилье и работу, решить проблемы с законом.

Многие из них сталкивались с нарушением своих прав в России, другие искали возможность отправить в Таджикистан тело своих родственников, — говорит Кудратов.

Российские законы в области миграции жесткие и сложные, и необразованным мигрантам тяжело понимать и соблюдать их. Кроме того, недобросовестные работодатели часто пользуются неопытностью молодых мигрантов, и не оплачивают их труд.

По данным МВД России, в стране проживают более двух миллионов таджиков, из них 1,5 миллиона — трудовые мигранты.

В основном, таджики уезжают в России на заработки из-за отсутствия рабочих мест на родине.

По данным Всемирного банка за ноябрь, в настоящее время денежные переводы от мигрантов составляют более 25% от ВВП Таджикистана.

Наступление на правозащитников

Кудратов — не единственный защитник прав мигрантов, подвергшийся в этом году давлению со стороны властей, и другие опасаются, что их ждет та же участь.

В этом году 25 сентября службами ФСБ в аэропорту Шереметьево была задержана Валентина Чупик, правозащитница из Узбекистана и председатель московской правозащитной организации «Утро мира», возвращавшаяся из Армении.

Силовики изъяли у нее документы и поместили в спецприемник. Кроме того, ей вручили уведомление о лишении статуса беженца и запрете на въезд в РФ до 2051 года.

Основанием послужило якобы предоставление Чупик «ложных сведений или фальшивых документов для получения статуса беженца», однако активисты и журналисты не сомневаются в том, что это не более чем формальный предлог.

Во время задержания ей угрожали депортацией в Узбекистан, где она опасается тюремного заключения или еще более опасных последствий своего появления там. Ей пришлось бежать в Россию после массового расстрела протестующих в Андижане в 2005 году.

Помощь пришла 2 октября, когда Узбекистан неожиданно выдал ей новый загранпаспорт, и она смогла улететь в Армению.

Во время своего пребывания в Москве Чупик начала оказывать поддержку трудовым мигрантам из Центральной Азии, права которых в России каждый день нарушают сотрудники полиции или работодатели. Кроме того, она вела курсы по повышению правовой грамотности иностранцев.

Вся эта помощь была бесплатной.

Помимо этого, Чупик поднимала проблемы беззакония, коррупции в системе власти и систематического нарушения прав приезжающих на работу иностранцев. Она не боялась открыто говорить правду о шовинизме и расизме в правоохранительных органах и российском обществе в целом.

Россия движется к открытому фашизму, сказала Чупик в интервью «Каравансараю».

«Мигранты вначале будут подвергаться жестокой дискриминации и рабской эксплуатации, а потом просто перестанут ездить в Россию», — говорит она.

Ранее в марте был задержан и экстрадирован в Таджикистан Иззат Амон, руководитель «Центра таджиков» в России.

Российский суд лишил его гражданства, а таджикский суд отправил его в тюрьму на 9 лет по обвинению в мошенничестве, сообщает «Радио Свобода».

Сторонники Амона считают обвинения политически мотивированными.

В воскресенье (21 ноября) организация Freedom for Eurasia из Вены и Human Rights Watch со штаб-квартирой в Нью-Йорке подняли тревогу в связи с депортацией Амона из России.

Они также привлекли внимание к делу активиста Азата Исакова из Туркменистана.

Исакова «похитили» туркменские спецслужбы (МНБ) при содействии ФСБ и полиции России из своего дома в России 20 октября, сообщает НПО Freedom for Eurasia.

«Перед тем, как бесследно исчезнуть, он написал своей коллеге Чемен Оре в Телеграме: “Полиция пришла. Если найдут меня, могут забрать. Я спрятался”. С тех пор о нем ничего не известно», — заявили представители организации.

Правозащитные группы подняли тревогу по поводу двух активистов во время встречи высокопоставленного представителя Европейского союза Жозепа Боррелля с министрами иностранных дел пяти центральноазиатских государств в понедельник.

«Униженные и оскорбленные»

Другие борцы за права мигрантов согласны с тем, что недавние репрессии не сулят ничего хорошего мигрантам в России.

«Мы ходили с мигрантами на работу, в налоговую, в больницу и в целом во все инстанции, где они не могли решать свои юридические вопросы», — рассказывает московский юрист Бахтовар Джумаев. Он проживает в России последние три года и занимается юридическими проблемами мигрантов.

По его словам, мигранты находятся в постоянном конфликте с законом, в связи с чем теряются в круговороте проблем, говорит Джумаев, ранее работавший вместе с депортированным Амоном.

«Мигрантов ожидают суровые времена. Их ждет унижение и оскорбление, их постоянно будут обкрадывать. Мигранты останутся сами по себе, как абсолютно бесправные люди», — говорит он.

Власти уверены, что мигранты годятся только для выполнения черной работы, а также убедили российский народ в том, что мигранты — люди второго сорта, рассказывает правозащитник Абдуманнон Шералиев.

«Это была намеренная политика. Отношение русского народа к мигрантам по сравнению с началом нулевых кардинально отличается и останется таким, даже в случае изменения отношения властей», — считает Шералиев. Раньше он был жителем Москвы, но сейчас проживает в Польше.

По словам Шералиева, выдворением правозащитников российские власти дают понять, что у мигранта в России не может быть больше прав, кроме права на черную работу.

«Мигрант не должен знать и говорить о правах человека, а тем более показать политическую активность находясь на территории России. Мигранты нужны России только для выполнения черных работ», — говорит он.

"Черновой и низкооплачиваемый труд". Собянин оценил работу мигрантов в коммунальных службах Москвы

Взятый властями Москвы курс на сокращение найма трудовых мигрантов касается в том числе сферы ЖКХ, заявил столичный мэр Сергей Собянин, передает РИА Новости.

По его словам, большие городские коммунальные предприятия фактически отказались от использования иностранной рабочей силы. В то же время мигрантов по-прежнему много среди работников “жилищных гэбэушек”. Градоначальник объяснил это “черновым и низкооплачиваемым” дворницким трудом.

Собянин выразил уверенность в том, что и здесь имеется кадровый резерв для дальнейшего продвижения по уже выбранному курсу.

«Будем ездить на картошку». Что станет с Москвой и москвичами, если из города исчезнут все мигранты
Что станет с Москвой, если из нее разом исчезнут все внешние мигранты? То есть все те, кто сейчас работает продавцами и уборщиками, нянями и домработницами, строителями и водителями, грузчиками и асфальтоукладчиками, поварами в фастфудах и кассирами в супермаркетах. Представить себе такую реальность и рассказать о ней в деталях «Мослента» попросила футуролога, члена российского философского общества РАН Александра Кононова. Ниже — его монолог.
 
«Будем ездить на картошку». Что станет с Москвой и москвичами, если из города исчезнут все мигранты
 
Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС 

Практика «затыкания дыр»

Давайте представим: в один миг Москва осталась без единого мигранта. Мы проснулись, а их — нет. Ни одного. Для кого-то это наверняка большая мечта. Но давайте попробуем подумать о другом: что после этого произойдет с городом и всеми его оставшимися жителями.

Вот мой первый прогноз: в нашу жизнь немедленно вернется все то же, что мы переживали при советской власти. А именно: все мы, где бы ни работали, будем по несколько раз в год ездить на картошку и на другие подобные неквалифицированные работы, которыми сейчас заняты по большей части именно мигранты. Например, на стройки, которые нужно срочно заканчивать.

«Будем ездить на картошку». Что станет с Москвой и москвичами, если из города исчезнут все мигранты 

Фото: Максим Константинов / Globallookpress.com

Помните? Все это было общим местом в СССР. Когда на каких-то производствах или объектах случался аврал, от руководителей требовали: «Давай, давай, сделай!» А они отвечали: «Где люди?» И тогда им «кидали» людей — например, сотрудников научно-исследовательских институтов... Это все было, несомненно, абсурдно. 

В знаменитом фильме Эльдара Рязанова «Гараж» есть такой персонаж — доктор наук, который со всем своим НИИ ездил на овощебазу. И в пакеты с картошкой, которую перебирал, он вкладывал свои визитки. Это все вернется, если не будет мигрантов, которые берут сейчас на себя значительную часть тяжелой черновой работы. Без них к ручному труду снова станут привлекать специалистов, не обладающих необходимой квалификацией. Да, эта практика «затыкания дыр» вполне может вернуться.

Очереди и безработица

Второй прогноз: без трудовых мигрантов активное строительство дорог, метро, жилья, которое мы видим сейчас в Москве, да и в других городах, остановится. 

Следом закроется и большинство бизнесов, а те, кто занимается коммерцией, окажутся без работы. Ведь наша экономика уже довольно давно построена на труде мигрантов. 

Дальше — больше: после закрытия множества предприятий и компаний в Москве перестанут существовать оплачиваемые вакансии руководителей, организаторов, офисных сотрудников.

Другими словами, многих из нас ждет безработица.

«Будем ездить на картошку». Что станет с Москвой и москвичами, если из города исчезнут все мигранты 

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Но есть и другая сторона медали: в городе больше не будет привычного изобилия, потому что без мигрантов закроются и мелкие торговые точки, и сетевые магазины, которые сейчас открыты буквально на каждом углу.

Что дальше? Как только количество магазинов с предметами первой необходимости резко сокращается, в них выстраиваются огромные очереди. Вероятно, нам придется выстаивать в них по два-три часа в день. То есть опять-таки мы вернемся к тому, что было во времена СССР. 

Станем грузчиками, продавцами, водителями

Что станут делать те, кто разорился или остался без средств существования после закрытия компаний и бизнесов? Они пойдут сами работать грузчиками, продавцами, водителями, доставщиками-курьерами. То есть все перейдут на более низкий социальный и финансовый уровень. Ну а что делать? Если раньше москвичам можно было многие процессы обеспечивать за счет труда мигрантов, а самим руководить, то теперь — все, руководить уже некем. 

Когда рабочей силы нет, бизнес рушится, и экономика переходит на более примитивный уровень. 

Оплачиваемой кабинетной офисной работы станет значительно меньше. Доступны будут по большей части лишь вакансии, не требующие особых навыков и экспертиз. Конечно, можно жить и так... Но давайте будем честны: это — деградация.

Потеряем человеческий капитал

Вот еще один прогноз: оставшись без внешних мигрантов, мы потеряем значительную часть работающего на Москву человеческого капитала. А от этого ресурса очень многое зависит.

Поясню. Почему китайцы могут сейчас показывать такой рост? Почему они вообще все могут? Потому что их в десять раз больше, чем нас. Естественно, они могут в десять раз больше успевать и очень быстро продвигаться во всех областях. 

Что нам остается? Надеяться на то, что появятся новейшие технологии, которые вытеснят людей с неквалифицированной и монотонной работы? Это глупо. Пусть они у нас сначала появятся, тогда можно будет такие прогнозы строить. 

К тому же стоят новые технологии дорого. Следовательно, возникает вопрос: найдутся ли деньги, чтобы везде заменить рабочих-мигрантов? Частный бизнес точно такое не потянет в большинстве случаев. Хоть строительный, хоть какой другой.

«Будем ездить на картошку». Что станет с Москвой и москвичами, если из города исчезнут все мигранты 

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Создание боевых групп

На Москве лежит большая ответственность, ведь здесь устанавливаются и отрабатываются те практики, которые потом тиражируются по всей стране. И в отношении с мигрантами. Это значит, что городу необходимо уметь их принимать и работать с ними. В том числе и идеологически. Нельзя оставлять их на откуп их собственным проповедникам — тем более, что мы видим, что творится в Москве на мусульманские праздники, сколько народа выходит на намаз.

Кроме того, нельзя допускать образования территориально-национальных образований среди этих групп, в том числе и на территории столицы. 

Иногда приходится слышать, что нужно делать отдельные чайна-тауны, но это недопустимо. Нужно таким образом распределять расселение мигрантов, чтобы не формировать замкнутых территориальных образований, потому что это несет большие риски. 

Например, это возможность создания там боевых групп, распространения террористических идей. То есть идеологический контроль в среде мигрантов должен быть очень серьезным. Этим нельзя пренебрегать.

Через лидеров диаспор стоит проводить идеи о том, как важна и система образования. И чтобы гармонично вписываться в общество, те специалисты, которые приезжают к нам работать, должны посещать курсы, знакомиться с нашими языком, культурой, идеологией. Это надо нарабатывать в Москве и потом распространять на всю страну, которую необходимо поднимать, осваивать и строить.

«Будем ездить на картошку». Что станет с Москвой и москвичами, если из города исчезнут все мигранты 

Еще один момент: городу, как и всей стране, нельзя делать акцент на каких-то отдельных группах мигрантов. Ни для кого не должно быть никаких привилегий! Все должны быть представлены равномерно. Это обеспечит безопасность.

Ну и, конечно, нужно работать с руководителями диаспор. В конце концов теракты мы же прекратили в том числе и потому, что четко поставили условия: если террористы окажутся из вашей диаспоры, с диаспорой в Москве вообще может быть покончено, а люди будут выдворены. Подобным же образом стоит выстроить работу и вокруг предупреждения массовых драк, которые в последние годы начали происходить в Москве.

Нужно ставить лидеров диаспор перед фактом: вы не можете устраивать тут бучи, драки. Сами подобные сообщества должны нести ответственность и с этим бороться.

Это тот случай, когда надо извлекать опыт из успешно проделанной работы и методов, связанных с предотвращением терроризма, и продолжать нарабатывать правильные практики, закрывать риски, угрозы. Москва без мигрантов будет представлять из себя печальное зрелище, но, если выдворить из столицы криминальный элемент, связанный с диаспорами, мы получим в скором времени процветающий город.

0 комментариев
Архив