Разные: Жизнь после НАТО: Афганистан сделал выбор между Китаем и Россией
|
Кабул отказался мириться с выводом иностранного контингента.
Власти Афганистана пытаются укрепить контакты с Китаем, чтобы компенсировать последствия вывода натовского контингента. О том, что сейчас афганское руководство отдаёт высокий приоритет диалогу с Пекином, заявил источник NEWS.ru в Кабуле, знакомый с содержанием двусторонних переговоров. Накануне КНР предложила организовать у себя прямую встречу участников афганского конфликта. На этом фоне появляются опасения, что после ухода американцев КНР нарастит своё военное присутствие в регионе.
В условиях продолжающегося вывода сил западной коалиции афганское руководство сочло, что найти новую точку опоры можно среди других представителей «тройки» посредников (в неё входят Россия, Китай и США), заявил информированный источник NEWS.ru в Кабуле.
Очевидно, что на США в афганской столице могут рассчитывать далеко не во всём, — рассуждает собеседник NEWS.ru. — Другой участник «тройки» — Россия, с точки зрения Кабула, не является нейтральной страной в мирном процессе. Поэтому Ашраф Гани (президент Афганистана. — NEWS.ru) ищет поддержку в КНР.
Отдельно источник, знакомый с содержанием афгано-китайских переговоров, обратил внимание на то, что накануне глава МИД Китая Ван И побеседовал по телефону не только с афганским коллегой Мохаммадом Ханифом Атмаром, но и с советником по национальной безопасности Хамдуллой Мохибом. По его словам, это косвенная иллюстрация сдвига в приоритетах: полномочия Атмара в качестве главы МИДа урезаны — важные вопросы внешней политики решает Мохиб.
Приглашение в Пекин
Стабильность Афганистана после намеченного на сентябрь завершения вывода коалиционных войск во главе с США была основной темой телефонного разговора китайского министра иностранных дел и афганского советника по нацбезопасности. Ван И в ходе беседы выразил уверенность, что американское желание оставить Исламскую Республику без натовского «зонтика» внесло фактор неопределённости в дальнейшее развитие ситуации «на земле».
Мир — это общая тенденция, которая в полной мере отвечает ключевым и долгосрочным интересам афганского народа, а также является общей надеждой всего международного сообщества, — отметил Ван И.
По его словам, Пекин не против и дальше оказывать Кабулу помощь по вопросам, которые связаны с его основными интересами. В связи с этим шеф китайской дипломатии сообщил, что его страна «готова обеспечить условия для внутренних межафганских переговоров», в том числе организовать проведение встречи в Китае. Пекин, со слов Ван И, поддерживает принцип, на основе которого Афганистан должен управляться самими афганцами, а все участники вооружённого кризиса смогли бы мирным путём найти «инклюзивное политическое» решение.
За неделю до этого Ван И провёл встречу с главами внешнеполитических ведомств Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана в формате «Центральная Азия — Китай». Переговоры проходили в китайском городе Сиань и отчасти затронули Афганистан.
Китайские войска в Афганистане
Дипломатическая активность КНР была воспринята западными СМИ как подготовка к тому, чтобы заполнить возникающий вакуум в сфере безопасности Афганистана. За последние несколько лет Пекин успел наладить рабочие контакты с движением «Талибан» (запрещено в РФ), регулярно принимая его политических представителей у себя в качестве гостей, смог расширить военные связи с Пакистаном и обеспечил себе многолетнее присутствие в пакистанском порту Гвадар, который находится в непосредственной близости к Афганистану.
Некоторое время в Кабуле отмечалась активность экономических советников Пекина, обсуждавших интенсификацию торговых отношений. Афганистан рассматривается Китаем в качестве одного из элементов проекта «Один пояс — один путь». Несмотря на то что военная компонента формально не была заложена в геоэкономическую инициативу КНР, в Пекине велись разговоры о необходимости её обезопасить. На этом фоне был заметен всплеск публикаций о развёртывании сил Народно-освободительной армии Китая (НОАК) на территории Исламской Республики. В частности, циркулировали слухи о создании военно-тренировочной базы Китая в афганской провинции Бадахшан. Официального подтверждения эти данные не получили.
В разговоре с NEWS.ru директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар заметил, что в краткосрочной перспективе официальный Кабул рассчитывает на вес Пекина в налаживании отношений с Исламабадом в контексте мирного процесса — принуждения талибов к миру. Если говорить о долгосрочных планах, то на фоне вывода войск НАТО в афганской столице активно обсуждают параметры будущей внешней политики, которая будет ориентирована главным образом на регион. В этом контексте Китай рассматривается как ключевой игрок, заключил Нессар.
Иллюзия оттепели с Ираном: саудовцы намекают США на скрытую угрозу
Эр-Рияд по-прежнему ждёт от Вашингтона гарантий военной поддержки.
Саудовская Аравия рассчитывает на военную помощь США, несмотря на анонсированную администрацией Джо Байдена перекалибровку двусторонних отношений. Таким наблюдением поделился глава Центрального командования (CENTCOM) Вооружённых сил (ВС) США генерал Кеннет Фрэнклин Маккензи, посетивший королевство. Подобные саудовские сигналы Вашингтону оставляют под вопросом то, к чему удалось прийти Эр-Рияду в ходе прямого диалога с Тегераном, факт которого получил широкое освящение в СМИ. Прекращение ракетных атак на королевство со стороны Йемена было одной из основных тем переговорных раундов.
О содержательной части консультаций с властями Саудовской Аравии Маккензи рассказал журналистам ABC News и Associated Press.
Думаю, они (саудовцы. — NEWS.ru) хотят заверений, что им помогут, если на них нападёт Иран, и им нужна помощь против продолжающихся атак, — пояснил военачальник, имея в виду обстрелы со стороны Йемена.
Глава CENTCOM пояснил, что американская помощь в сфере ПРО уже помогла Саудовской Аравии избежать непосредственной конфронтации с Ираном. Военачальник не уточнил, о каком эпизоде шла речь. Из высказываний Маккензи следует, что Вашингтон рассчитывает использовать существующие возможности в регионе, не наращивая контингент и концентрацию военной техники. Тем более что Вашингтон предупредил своего союзника о перекалибровке отношений, которая вряд ли будет означать интенсивную военную помощь.
С сокращением американского присутствия на Ближнем Востоке, по словам Маккензи, связана и другая проблема.
В широком смысле Ближний Восток представляет собой зону соперничества глобальных держав. И я считаю, что по мере пересмотра нашего присутствия в регионе Россия и КНР будут тщательно следить за появлением вакуума, который бы они могли использовать, — пояснил военачальник.
По его словам, Москва и Пекин чувствуют, что передислокация американского контингента «может открыть новые возможности», однако он пообещал, что его страна будет «вести игру с умом», чтобы эффективно использовать весь существующий инструментарий.
Нефтяная сделка Тегерана и Эр-Рияда
То, что Саудовская Аравия по-прежнему рассчитывает на американскую помощь, заставляет сомневаться в эффективности её прямых переговоров с Ираном. Этой весной британская Financial Times сообщила, что прямой диалог между региональными соперниками проходит на иракской площадке. В нём принимают участие главы разведывательных ведомств: приоритет отдан вопросам в сфере безопасности. Всего сторонам удалось провести несколько раундов переговоров. Тегеран позже официально подтвердил эти данные. Однако арабские издания уточняют: дискуссией о безопасности повестка встреч не ограничивается.
Если Саудовскую Аравию интересует главным образом прекращение обстрелов её территории со стороны соседнего Йемена, то Иран в ходе диалога добивается поддержки в сфере энергетики. Так, по данным катарского портала Middle East Eye, представители Исламской Республики просили своих визави помочь в преодолении последствий американского экономического давления. Источник издания, знакомый с ходом переговоров, рассказал, что Тегеран, в частности, просил о перепродаже собственного сырья.
Они (иранцы. — NEWS.ru) предлагали саудовцам продать нефть по цене ниже рыночной при условии, что те будут реализовывать её на мировых рынках по своему усмотрению, — цитирует Middle East Eye своего собеседника.
О том, как саудовская сторона оценила эту инициативу, данных нет.
Влияние Вены
На разговор о параметрах саудовско-иранской сделки могут влиять и венские консультации по восстановлению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) — ядерной сделки. В столице Австрии дипломаты Ирана и «пятёрки» международных посредников (РФ, КНР, Франции, ФРГ и Британии) с начала апреля проводят интенсивные переговоры, чтобы восстановить действие соглашения. В Вене работают и американские дипломаты, беседующие с иранцами опосредованно. Как заявил недавно президент Ирана Хасан Рухани, в Австрии американцы уже «недвусмысленно заявили о своей готовности отменить санкции» в отношении Исламской Республики.
Рост производства в различных сферах иранской экономики является лучшим свидетельством неэффективности политики максимального давления Вашингтона на Иран, — отметил иранский президент.
Американские официальные лица отмечали, что диалог в австрийской столице может закончиться успешно — до 18 июня, когда в Иране должны пройти президентские выборы. Если Тегеран получит широкие уступки в вопросе отмены санкций, то надобность в «нефтяных» договорённостях с Эр-Риядом отпадёт сама собой. В этом случае диалог с Саудовской Аравией можно будет вести с более сильных позиций. Не исключено, что это чувствуют саудовские официальные лица, которые просят США не лишать их военно-технической поддержки.