Разграбление Палестины: как Израиль присваивает палестинское наследие и культуру
Разграбление Палестины: как Израиль присваивает палестинское наследие и культуру
5 лет назад 1318 islamosfera.ru Ибрахим Абделхади / al-monitor.com

Продолжающаяся этническая чистка палестинцев идет рука об руку с присвоением палестинских земель, домов, истории и культуры. Этот процесс является частью более масштабного долгосрочного проекта уничтожения палестинской нации, когда сионизм буквально вычеркивает ее из истории и одновременно пытается занять ее место, пишет сайт Middle East Eye.

Между 1947 и 1949 годами по меньшей мере 800 000 палестинцев, составлявших в то время большинство коренного населения Палестины, были изгнаны из своих домов. Эти события получили название Накба. На освободившиеся земли пришли новые жители. Как позже писал Моше Даян, родители которого были выходцами из Российской империи: «На месте арабских деревень были построены еврейские. Вы даже не знаете названий этих арабских деревень, и я не виню вас, потому что книг по географии больше не существует. И не только книг, но и арабских деревень. Нахлал возник на месте Махлула, кибуца Гват – на месте Джибты, кибуца Сарид – на месте Хунейфиса, а Кефар Йехушуа – на месте Тал аш-Шумана. Нет ни одного поселения в этой стране, где прежде не проживало бы арабское население» (Гаарец, 4 апреля 1969 года).

В тот же самый период десятки тысяч картин, музыкальных записей, мебели и других предметов, оставленных в палестинских домах, библиотеках и правительственных учреждениях были также присвоены израильскими ополченцами. В числе оказавшихся в руках израильтян культурных ценностей были и книги.

2,500 rare texts from Islamic world to go online for free | Manuscripts and letters | The Guardian

Крошечный Коран 10-го века, который носил в качестве амулета османский солдат во время осады Вены в 1529 году / Источник: theguardian.com

В Палестине существовали две замечательные библиотеки исламского мира. Библиотека мечети аль-Джаззар в городе Акко была основана более 200 лет назад. Хотя этот район подвергся сильным артиллерийским обстрелам во время попытки вторжения Наполеона в Палестину в 1799 году, библиотека была отремонтирована османскими властями и доступна как мусульманам, так и немусульманам. Библиотека мечети аль-Акса в Старом городе Иерусалима была основана в 1922 году, в ней хранились не только исторические исламские рукописи, но и светские газеты и научные журналы, собранные интеллектуальной элитой Палестины. Также существовали богатые частные библиотеки. Покидая свои дома, палестинцы брали лишь самое необходимое. Только в Западном Иерусалиме, полностью лишенном своего палестинского населения, было оставлено 30 000 книг. Часть из них попала в Национальную библиотеку Израиля, в которой сейчас имеется более 2500 редких рукописей и книг из исламского мира на арабском, персидском и турецком языках, датируемых IX-XX вв. Например, это изысканная иранская копия «Тухфат аль-ахрар» Джами 1484 г., крошечный Коран Х века, который носил в качестве амулета османский солдат во время осады Вены в 1529 году.

The National Library of Israel Will Digitize 2,500 Rare Islamic Manuscripts | Smart News | Smithsonian Magazine

Иллюстрация из копии «Тухфат аль-ахрар» Джами 1484 г. / Источник: smithsonianmag.com

Израиль не только присваивает отдельные материальные ценности, но и саму культуру, ведя свою пропаганду через СМИ. Вот только несколько примеров.

Палестинские женщины по праву гордятся традиционной одеждой. Эти потрясающе сложные вышитые вручную платья, шарфы и другие аксессуары имеют глубокие корни в арабском мире. Но некоторые спешат объявить эту одежду еврейской. Басем Раб в своей книге «Скрытые истории: Палестина и Восточное Средиземноморье» (Hidden Histories: Palestine and the Eastern Mediterranean) приводит такой факт: «Изданная в Израиле книга о национальной вышивке «Арабеска: декоративное рукоделие из Святой Земли» (Arabesque: Decorative Needlework from the Holy Land), начинается с «библейских времен» и заканчивается фотографиями, на которых изображены взрослые и дети из числа евреев, одетые в вышитую одежду палестинских деревенских жителей … Эвфемистическая аллюзия «Святая Земля» помогает замаскировать тот факт, что источник этой уникальной формы искусства является палестинским».

Arabesque: Decorative Needlework from the Holy Land by Ziva | Etsy

Источник: etsy.com

Что является более фундаментальным для любого народа и его культуры, чем его кухня? Но яффские апельсины (особый сорт этого фрукта), оливки и оливковое масло, хумус, табуле, фалафель, куббе и многие другие виды еды, напитков и ингредиентов родом из Палестины, Ливана, Сирии, Египта, Ирака и остальных стран арабского мира, внезапно становятся «израильскими» в различных СМИ. Иногда для этого проводятся специальные кампании. Например, фалафель Израиль называет своим «национальным» блюдом, это утверждение повторяется в бесчисленных кулинарных книгах, блогах и даже научных статьях. Исследовательница из Нью-Йорка Яэль Равив пишет: «Долгого и медленного естественного процесса ассимиляции фалафеля не было. Его превращение в икону израильской культуры было скорее поспешным и нарочитым. В своих настойчивых поисках символов единства националистическое движение выбрало фалафель как символ гордости израильтян».

Falafel Nation: Cuisine and the Making of National Identity in Israel (Studies of Jews in Society): Raviv, Yael: 9780803290174: Amazon.com: Books

Книга Яэль Равив “Нация фалафеля: кухня и создание национальной идентичности в Израиле” / Источник: amazon.com

Еще одна фальсификация, все еще распространяемая сегодня, гласит, что «благодаря израильтянам [Палестинская] пустыня расцвела». Согласно ей, Палестина была ужасным бесплодным местом, пока не прибыли европейские евреи и с помощью своих передовых технологий и ноу-хау не заставили ее расцвести. И только тогда прибыли бедные арабы (разумеется, из других стран), чтобы найти работу в этой новой, зеленой и цветущей стране.

Вот, однако, некоторые исторические факты, которые делают эту версию неубедительной. В декабре 1947 г. был подготовлен содержащий сведения о Палестине, в том числе и ее сельском хозяйстве «Британский мандат: обзор Палестины, подготовленный британским мандатом для ООН до предложения плана раздела 1947». Обзор показывает, что палестинцы производили подавляющее большинство сельскохозяйственной продукции уже в 1948 г., в том числе «92% зерна, 86% винограда, 99% оливок, 77% овощей, 95% дынь, 99% табака и 60% бананов».

«Британский мандат: обзор Палестины, подготовленный британским мандатом для ООН до предложения плана раздела 1947» / Источник: palestineremembered.com

Таким образом, реальность такова, что именно палестинцы заставили Палестину расцвести, а не недавно прибывшие иностранные колонисты из Европы, России и (позже) Соединенных Штатов и других стран.

Таким образом, разграбление Палестины и ее культуры основывается на двух взаимосвязанных компонентах: удаление/стирание палестинской культуры и одновременное принятие на себя права «первородства». За последние семь десятилетий такое присвоение осуществлялось, главным образом, двумя методами: физическими средствами и пропагандой в средствах массовой информации. Палестинцам было запрещено изучать свою культуру или вспоминать свое непосредственное прошлое. Их память рассматривается как опасное оружие, которое нужно подавлять и контролировать.

Палестинцы сохраняют свое наследие в частных музеях

В небольшом палестинском городке Бурка, который находится в 18 километрах к юго-западу от Наблуса, расположен частный музей, в котором имеется более 5000 исторических артефактов, собранный одной палестинской семьей на протяжении почти полувека. Следует отметить, что музей Бурки находится в районе, который контролируется Израилем. Поэтому он не получает никакой поддержки и финансирования от государства, а музейные экспонаты хранятся в ненадлежащих условиях.

В историческом музее Палестины или музее Бурки, как называют его жители города, хранятся предметы быта, которые когда-то использовались палестинцами, такие как старые монеты, керамика и рукописи. Они восходят к ханаанской, римской, византийской, раннеисламской, мамлюкской и османской эпохам.

В музее также есть библиотека, которая насчитывает более 1200 книг о древних цивилизациях Палестины.

«Музей, основанный более 40 лет назад, занимает два этажа, а общая его площадь составляет 150 квадратных метров», – сообщил в интервью изданию Al-Monitor Мунтассер Салах, владелец музея Бурки.

Салах рассказал, что коллекция музея включает 5500 предметов, самые ранние из которых относятся к ханаанскому периоду, а самые поздние использовались в повседневной жизни палестинцев еще в прошлом веке.

Салах добавил: «Предметы, имеющиеся в музее, собирались более 35 лет назад моим отцом и до этого моими дедами. Затем я продолжал собирать и покупать за свои деньги исторические экспонаты у других коллекционеров-любителей и палестинских семей и выставлял их в доме, который со временем превратился в музей. Коллекция включает в себя банкноты, старые палестинские монеты и ключи от старых домов, которые были покинуты их жителями в результате палестинского исхода 1948 года (араб. Накба – исход нескольких сотен тысяч палестинцев вследствие Арабо-израильской войны 1947-1949 годов – Исламосфера)».

Город Бурка в Западном берегу/
Источник фото: Wikipedia

Также Салах сказал, что музей является туристической достопримечательностью для жителей Западного берега, израильских арабов, иностранных туристов и студентов.

Он призвал государственные органы оказать финансовую помощь музею, чтобы защитить редкие и хрупкие предметы, такие как банкноты, монеты и глиняную керамику: «Их нужно хранить в под защитным стеклом, как это делается в международных музеях. Надеюсь, что при содействии международных и государственных институтов будет построен большой исторический музей. Я хотел бы, чтобы этот музей был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО».

Как рассказал Al-Monitor исследователь, специалист по археологии и истории Ислама Юсеф Тбаиль, «в музее Бурки хранятся металлические предметы, а также керамическая и медная посуда, которая датируется IV-V веками. Кроме того, в коллекции музея имеется ряд археологических предметов, которые относятся к различным эпохам истории Палестины, в том числе бронзовые и медные монеты римской, византийской и османской эпох».

Он добавил, что «большая часть археологического и культурного наследия на Западном берегу постоянно подвергается атакам со стороны Израиля, который не позволяет палестинцам проводить какие-либо реставрационные работы на этом участке под предлогом того, что они расположены на территориях, контролируемых Израилем. Более того, Израиль активно крадет археологические предметы, утверждая, что они не принадлежат палестинцам, а являются частью историко-культурного наследия Израиля».

Источник фото: Asdaa Press

Источник фото: Asdaa Press

Тбаиль подчеркнул: необходимо, чтобы Министерство образования в сотрудничестве с Министерством туризма и древностей организовало посещение музеев учащимися старших классов школ и колледжей, чтобы они познакомились ближе со своим наследием.

Анвар Уде, студент факультета туризма и археологии университета Ан-Наджах в Наблусе, сказал в интервью Al-Monitor: «Музей Барки является важным центром образования. Он также имеет богатую коллекцию редких археологических и исторических предметов, которые показывают величие древних эпох и цивилизаций, свидетелем которых была Палестина».

Уде добавил: «В музее хранятся многие палестинские археологические предметы и инструменты, такие как хабея [сосуд наподобие амфоры, использовавшийся в прошлом для хранения оливкового масла, пшеницы и ячменя] и другие предметы, которые демонстрируют быт жителей палестинских деревень».

Мохаммед Джаббер из деревни Бизария, которая находится в северной части Западного берега около Наблуса, рассказал Al-Monitor: “Музей является достижением культуры и цивилизации и источником гордости как для Наблуса, так и в целом для Палестины. Музей, обладающей большой коллекцией, имеет важное значение для развития палестинской культуры и истории».

Джаббер высказал очень важную мысль: «Любой палестинец, который посещает музей, помнит старые дома, в которых жили его отцы и деды. Само здание музея, его дизайн и коллекция создают очень аутентичную атмосферу и отражают историю Великой Палестины».

В Палестине имеется 31 музей, в том числе 26 музеев на Западном берегу и 5 – в Секторе Газа.

0 комментариев
Архив